Но главное, что мы живем в историческое время (точнее, сами его создаем): у нас появилась первая в мире кузница кадров в мировые лидеры – в Киевском университете культуры открывается факультет «Тик-ток»: «Если вы хотите быть лидерами по жизни, то TikTok – это ваша тема», – заявила начальница культурно-творческого отдела КНУКиИ Лилия Можаева.
Живо представив себе, как между боевыми действиями мы прыгаем, плаваем и бегаем по принципу «выше, быстрее, сильнее», а по вечерам на факультете Тик-Тока учимся писать в популярной соцсети латиницей сакральное Borsch, экономя драгоценный газ на варку любимого блюда, я решила начать с алфавита.
1
В кириллице есть чужестранка – это буква «Ф»: содержащие ее слова-носители заимствованы из иностранных словарей – в славянский алфавит она пришла из греческого. По легенде, букву фи (φ) придумал Маламед – герой Троянской войны. В качестве доказательства ее европейского происхождения можно привести такие слова, как философия, финансы, федерация, флот, флаг, портфель, фокстрот, футбол, фортификация, реформа, финал и др.
Чисто русских слов с «Ф» практически нет, не считая междометий: «фу», «уф», «фи».
Такие «исконно русские» имена, как Федул, Федор, Фотиния и др. также заимствованы, а в украинском звук «f» почти не слышен: он передается либо буквой «Т» (етер – эфир), либо «П» (Филипп — Пылыпп). В то же время в наш язык вошло диалектное слово «файно» – очевидно, производное от английского “fine” (отлично) – очень, кстати, коррелирующее нашей отреформированной за последние 7 лет жизни.
В то же время у Украины действительно мало общего с Афганистаном – ни в старом, ни в новом названии нашей страны этой засланной буквы «ф» нет.
Интересно, что слова «профан» и «профи» (профессионал) – практически однокоренные, к ним можно добавить и «женщину» – профурсетку.
В аббревиатурах название буквы – звук [эф] часто меняется на [фэ]: ФээРГэ, РэСэФэСэР и пр. Идиома «высказать свое «фэ»» – выразить неодобрение, недовольство.
Есть мнение, что «термин «фэ» происходит от французского «фэ рьен», что означает «пустое», а «фу» попало в наш лексикон из галльского наречия «fou». Причём произносится зеркально с русским «фу», а означает «сумасбродство», «дурость», «глупость». В моем лексиконе слово «фу» было одним из первых – естественная реакция ребенка на пенку, не до конца снятую с кипяченого молока.
Хозяева собак командой «фу!» пресекают попытки своих питомцев съесть нечто потенциально проблемное (прохожего, например), зато наши философы-кошки могли бы междометием «фу» отозваться о человечестве в целом.
2
Наверное, сегодня их мнение о неблагодарных ему людях разделяет и философ «ФФ» – Фрэнсис Фукуяма, 30 лет назад написавший эссе «Конец истории и последний человек», где он провозгласил полную и безоговорочную победу либеральной демократии и рыночной экономики в мире, обосновав феномен «самодовольного либерализма», как консолидирующую идею единого безопасного мира, в котором исходя из рациональных мотивов будут преодолены все идеологические, культурные, национальные и религиозные разногласия.
По мнению Фукуямы, прежняя человеческая история длилась так долго (около 5 тысяч лет) благодаря доминанте нерациональных факторов исторического развития, а распад «соцлагеря» и развал СССР ознаменовал провал иррационализма как геополитической движущей силы эволюции.
В свою очередь это триумф идеологии либерализма над другими, в частности, коммунистической, как самой иррациональной.
Верно: если говорить о физической выживаемости, то во все времена выживали не самые сильные и умные, а самые приспособленные и не рисковые. Но историю двигали, независимо от степени сытости, лишенные либерализма, но увлеченные идеями и жаждой познания люди. Собственно, это они открыли и обустроили современную Америку, из которой их рациональные правнуки пытались слепить эталон демократии.
Фукуяма в это не только поверил, но и подвел теоретический фундамент, в который уже через 10 лет вонзились «Боинги» собственного производства, ведомые «нерациональными» фанатиками, чуждыми прагматизма и собственного комфорта.
Фукуяме, как американцу японского происхождения, следовало бы знать, что «Восток – дело тонкое», аршином его не измерить и долларом не взять – иначе бы рациональный Израиль давно интегрировал бы в свою экономику арабов, искоренив их пагубную привычку неожиданно взрываться в неположенных местах.
В течение 20 лет с момента трагедии США очень интенсивно и рационально сеяли демократию во всем мире, но после «демократических» выборов в странах с прежде «диктаторским» режимом, освобожденные народы что-то не консолидировали свои усилия по построению «цивилизованных» государств, а погрузились в хаос и нищету, не умея распорядиться даже своими природными ресурсами, как некогда богатая, но находившаяся под властью тирании Ливия.
Наши не братья, но географические соседи все больше ностальгируют по «вождю всех народов», вспоминая его верного опричника – Феликса Эдмундовича Дзержинского – основателя и первого главу ВЧК, а затем и ГПУ. Но это ностальгия не по диктатуре (он умер задолго до массовых репрессий, зато эффективно боролся с детской беспризорностью), а по элементарному порядку: вряд ли при нем возможно было бы пьяное вождение, которое у нас стало массовым и почти каждый день его жертвами и пострадавшими становятся десятки людей без всякой войны.
11 сентября «Железному Феликсу» исполнилось бы 144 года.
А новому миру, старательно разделяющему себя колючей проволокой по границам «комнат» после триумфального свержения Берлинской стены 32 года назад, ровно 20.
3
Говоря о «конце истории» 30 лет назад, Фрэнсис Фукуяма, разумеется, имел в виду ее неприятную часть. В чем-то он, конечно, прав: произойди сейчас мировой глобальный конфликт (не верю в войну, а вот техногенная катастрофа в силу общей профанации вполне возможна), у выживших представителей человеческого рода даже не будет повода высказывать свое «фу» – только «файно»!
История начнется заново – лишенные памяти поколений, оставшиеся без интернета и смартфонов, люди будут обретать знания эмпирически: кто-то случайно огонь разожжет, кто-то летучую мышь словит (мамонтов на наш век не осталось) – больше никаких мерзких пенок в молоке – сплошное файно!
Возможно, они даже изобретут колесо и построят новую шумерско-ассирийскую цивилизацию…
Но хочется верить в иррациональное – вдруг до этого не дойдет, и мы еще долго будем капризно высказывать свое «фу» своим близким и дальним соседям, потому что…
…И сказал Господь Ангелу Своему: «Спустись в этот город и принеси Мне самое драгоценное, что найдешь там»…
Оскар Уайльд "Счастливый принц".
Ирина Кириченко, адвокат