"Сначала штраф — потом на выход". В Украине готовятся увольнять за язык. Работодатели готовятся проводить чистки сотрудников за незнание госязыка. Нет повествования дебильнее на свете, чем закон о тотальной украинизации.
"Сначала штраф — потом на выход". В Украине готовятся увольнять за язык. Работодатели готовятся проводить чистки сотрудников за незнание госязыка. Нет повествования дебильнее на свете, чем закон о тотальной украинизации.
Сфера обслуживания, которая не ушла на локдаун, окунулась в новые реалии — с выходных она должна общаться с клиентами только на украинском языке. У кого-то это получается отменно, а кто-то говорит на суржике, вставляя в якобы украинскую речь не только русские, но венгерские или болгарские слова. В Сети уже начался флешмоб "Спаси продавца из мовного рабства, попроси обслуживать тебя на русском!", а народные депутаты инициируют принятие законопроекта, отменяющего штрафы для бизнеса за общение не на государственном языке. Напомним, они составляют 5100–6800 грн. В то же время находятся и те, кто за несоблюдение языкового закона готов уволить своих сотрудников.
Украинцы четко разделились на два лагеря: рьяных сторонников языкового закона и его явных противников. Первые готовы и днем, и ночью ходить по магазинам, АЗС и кафе, требуя общения на украинском. Вторые же настроены не мучать сотрудников общением на государственном языке, особенно если они говорят на суржике, от которого уши вянут. Но в горячке многие забыли о том, что в Украине в сфере торговли и услуг работает масса выходцев с постсоветского пространства. И как они будут выкручиваться — большой вопрос.
В спальном районе Киева недавно открылся небольшой магазинчик восточных сладостей, пряностей, овощей и фруктов. Заходить в него всегда приятно, товар любовно разложен, а продавец восточной внешности с радостью встречает каждого посетителя, интересуясь, как дела и здоровье. Даха год как живет и работает в Украине. Магазин — это семейный бизнес выходцев из Таджикистана. О том, что с этой субботы со всеми покупателями надо общаться на украинском языке, для Дахи оказалось новостью. "А почему русский не подходит? Его же все понимают. Я же не говорю с посетителями на таджикском. И еще штрафовать хотят? Вот это новость", — удивляется продавец.
Как рассказал Даха, у них в Таджикистане граждане говорят не только на родном языке, но и на русском. И в школах его учат наравне с английским и китайским, который стал популярным недавно. Когда Даха ехал в Украину, было достаточно знать русский. Более того, выдавая разрешения, в миграционной службе ему ничего не говорили об украинском и не предлагали языковые курсы. "Все, что я могу сказать на украинском: "добрий день", "дякую", "до побачення", "як справи". Я не все понимаю, что мне говорят. Если не понимаю, то молчу и головой киваю. Да и все общаются со мной на русском", — рассказал "Вестям" Даха.
Маленькую пекарню в пригороде столицы открыла пожилая семейная пара из Грузии. В Украину они приехали 14 лет назад, когда в их стране начался конфликт с РФ. И то, что теперь с покупателями надо общаться на украинском, стало для них тоже открытием. "А что, теперь уже русский никто не понимает? Когда мы приехали в Украину, мы были рады, что хорошо знаем русский, что нас все понимают, и большинство общается на русском. В Грузии тоже после конфликта решили в школах не учить русский. Но потом передумали — как можно не знать язык врага, а тогда Россия была врагом. Сейчас наверстывают упущенное. Никто в Грузии не заставляет говорить на грузинском, особенно приезжих, это глупо. Я до сих пор плохо понимаю украинский и не говорю. Когда на курсы ходить, если надо деньги зарабатывать, мы каждый день работаем, без перерыва", — рассказывает "Вестям" Томаз.
Глава Комитета Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев вместе с коллегой по фракции "Слуга народа" народным депутатом Максимом Бужанским требует отменить штрафы, которые предусмотрены вступившим в силу законом о тотальной украинизации. Об этом Гетманцев написал в своем Telegram-канале и выложил скрин обращения Максима Бужанского.
Как подчеркивает в разговоре с "Вестями" Макс Бужанский, тут главное определиться, что важнее: чтобы бизнес работал и платил налоги, но тогда нужно отменять штрафы; или же кошмарить бизнес не только контролирующими органами, но и языковыми дружинами.
"Я не сомневаюсь, что не затянут и рассмотрят законопроект. Но какие будут результаты, зависит от того, как проголосуют. А проголосуют депутаты в зависимости от того, как вы, избиратели, требуете от своих депутатов. Когда вместо того, чтобы купить товар или услугу, люди начинают что-то требовать, мы уже говорим не о бизнесе. У бизнеса есть одна обязанность — платить налоги. А дальше все диктует рынок. Если вашему клиенту нужно, чтобы вы обращались к нему по-английски, вы будете искать продавцов со знанием английского. Если вы открыли китайский ресторан и рассчитываете, что живущие в Украине китайцы его посещали, вы ищите официанта, владеющего китайским языком. Если вы его не найдете, будет сложно общаться с китайцами. А украинскому бюджету абсолютно все равно, кому вы продаете свои услуги — китайцам, украинцам, молдаванам, венграм. Важно, чтобы вы заплатили налоги, с которых будут выплачены пенсии, напечатаны украиноязычные учебники. Мы пытаемся свести все к здравому смыслу. Эта модель нигде больше не работает, и в Прибалтике тоже. Ни одна цивилизованная страна этого не делает, поскольку это бред — диктовать бизнесу, на каком языке ему общаться с клиентом", — говорит "Вестям" Максим Бужанский.
Комментарий Р.Б. Полностью согласна с М. Бужанским. Какая разница, на каком языке я разговариваю, когда пеку хлеб, варю сталь или отпускаю товар в магазине. На каком языке у меня спросят, на том и отвечу. По крайней мере, в Украине русский понимают все, даже те, которые истинные украинцы, имею ввиду выходцев из западных регионов, где с детства разговаривают на нем. Нам же, с юга и востока, а также с центра и севера, нефиг навязывать его. Мы украинский все понимаем, но говорим и думаем на русском. В моем понимании - патриот не тот, кто на мове разговаривает, а тот, кто что-то полезное для своей страны делает, а не скачет по майданам и революции гадостей устраивает.
Владелец сети компаний "Медтехника" Алексей Давиденко сообщил в соцсетях, что полностью поддерживает вступившие 16 января нормы языкового закона. "А если НЕ общаться на украинском в магазине с посетителями — это ваша принципиальная позиция, прошу не затягивать и написать "по собственному желанию", — обратился он к своим подчиненным через соцсети.
Увы, как рассказывает "Вестям" эксперт рынка труда Татьяна Пашкина, некоторые работодатели будут указывать на дверь сотрудникам из-за незнания государственного языка, некоторые будут их штрафовать.
"Если человек станет риском для компании быть оштрафованными, то работодатели пропишут скрипты, и тех, кто их не будет соблюдать, либо станут наказывать, либо увольнять. Более того, в большинстве компаний обязательное владение украинским языком не было прописано, но сейчас, с принятием закона, это уже стали прописывать в договорах. Зато можно считать украинской речью вкрапления украинских слов, то есть суржик. Это, конечно, режет слух, но может стать оправданием работнику", — говорит "Вестям" Татьяна Пашкина.
Кстати, топ-менеджер одной из компаний, занимающейся косметологией, сказал "Вестям", что они уже предупредили сотрудников, что те должны говорить исключительно на украинском. "Сначала предупреждение, потом штраф, а потом увольнение", — говорит "Вестям" собеседник.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.