В конце ХIХ века французский социолог и психолог Гюстав Лебон призывал изучать психологию толпы и уметь управлять её поведением. Такое умение он называл последним средством защиты буржуазной системы.
В конце ХIХ века французский социолог и психолог Гюстав Лебон призывал изучать психологию толпы и уметь управлять её поведением. Такое умение он называл последним средством защиты буржуазной системы.
Толпа не рассуждает, рабски покоряется страстям, а потому,– говорил Г.Лебон, – необходимо внушение, создание образов, чувственных ассоциаций, использование эмоциональных состояний. В своей книге «Психология народов и масс» он подчеркивал, что главным является умение «вводить толпу в заблуждение», а подобное достигается с помощью понятий, имеющих «самый неопределенный смысл», например, абстрактные свобода, демократия, честные выборы и т.д. Иными словами — за все хорошее и против всего плохого. Впрочем, чаще против всего плохого.
«Словом, толпу чаще всего делает общностью только то, что она «против», против «них»». (Б.Ф.Поршнев «Социальная психология и история»).
«Разжиганием дурных страстей темной массы» называл В.И. Ленин попытки царского правительства вдохновить толпы черносотенцев на погромы и избиения. Один из первых советских исследователей проблем социальной психологии М.А. Рейснер в работе «Проблемы социальной психологии» отмечал, что «подобно тому, как это делал Бонапарт во Франции, современные диктаторы реакции стремятся сорганизовать люмпенпролетарские отбросы в качестве вооруженного авангарда фашизма, линчевания и всевозможных Ку-Клукс-Кланов».
История знает многочисленные примеры использования психологии толпы реакционными силами: события, происходившие в нацистской Германии, контрреволюционные выступления в Чехословакии и Венгрии, многочисленные «цветные революции» в период разрушения СССР и постсоветскую эпоху.
Обыватель, обработанный буржуазными средствами массовой информации, привык жить внушаемыми ему эмоциями. Взвинтить его националистическими, шовинистическими и другими деструктивными настроениями не представляет особого труда.
Буржуазная социальная психология, обслуживающая нужды правящего класса, предоставляет инструментарий, с помощью которого реакционные политические организации и заинтересованные группы широко используют малосознательные массы обывателей и люмпен-пролетариат в своих целях.
До высокого накала подогреваются страсти, наступательно осуществляется воздействие на общественное мнение, активно применяются манипулятивные технологии, создаются массовые истерии.
Марксистская социальная психология не относит к здоровым общественным явлениям манипулируемую толпу. Случайное множество людей, безыдейная, несознательная общность которых, основана на эмоциях по отношению каким-либо лицам, событиям, информации, - не может быть движущей силой положительных общественных преобразований. Одурманенные бараны, сбившиеся в стадо, способны лишь в панике прыгнуть в пропасть.
Чудовищным обманом и подменой понятий является отождествление понятия «толпа» с понятиями «народ», «массы», а также преподнесение действий толпы как воли народа, как действий революционных. Косное, обывательское, случайное сборище не имеет и не может иметь ничего общего с творческой, сознательной, по-настоящему революционной деятельностью масс.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.