- Ты кем хочешь быть - старостой, комсоргом или профоргом?
- Никем не хочу!
- Так нельзя, выбирай!
Комсоргом я не хотел быть категорически. Профоргом? Заморачиваться чьими-то личными проблемами? Тоже нет.
- Пишите старостой...
Старостой и назначили на первом курсе. Но одному из студентов группы (назовём его К....о) это почему-то не понравилось: как это, он ведь в армии геройски отслужил, а староста вдруг не он. Я бы ему с толстым удовольствием уступил эту должность, но это было невозможно. И начал он мне гадить по мелочам. То группу на какую-то "акцию" подобьёт, то ещё что-нибудь. Дескать, я лидер, а ты никто. Меня это особо не волновало, но и приятного в этом мало, сами понимаете. Он же это делал демонстративно, чтобы куратор группы и прочее руководство института видело, какой он хороший, и какой я плохой.
А был этот К....о ещё и спортсменом, лыжником. И однажды, уже на третьем курсе, из-за соревнований запустил учёбу так, что встал вопрос об отчислении. Он даже снизошёл попросить меня, то ли в шутку, то ли всерьёз, как-нибудь спасти его. И в принципе, будь он мне другом, я бы мог попытаться его подтянуть. На подготовительном отделении я одного друга спас от отчисления, и в институт он всё-таки поступил. Но третий курс в ХАИ был предельно загружен, лишнего времени не было ни у кого, помочь можно только в ущерб своей успеваемости. А за что? За то, что он усердно гадил мне два года? Месть - нехорошее чувство, но и "вытаскивать" его в ущерб себе почему-то не хотелось. Тем более что оказанная услуга ничего не стоит, зная его характер, был уверен, что гадить он мне продолжит.
Отчислили. Устроился он в нашей же общаге плотником, чтобы остаться жить там же, и восстановиться на следующий год. И в тайне от всех вынашивал план обогащения с каким-то другом (я его не знаю). Присмотрели они комиссионный магазин на улице Свердлова (это в Харькове, не знаю, как теперь эта улица называется). Приходили туда, изучали, как включается сигнализация, где можно спрятаться и т.п.
И однажды он пришёл туда перед закрытием, спрятался за пианино, а примерно в полночь отключил сигнализацию и открыл дверь своему приятелю. Набили два мешка импортной аппаратурой и шмотками и пошли пешком на Южный вокзал (там около получаса ходьбы), прятать их в камеры хранения. Ночь, на улице никого, но на привокзальной площади дежурил скучающий милиционер. От скуки он и подошёл:
- Что несёте, мальчики?
"Мальчики" перепугались, побросали мешки и бежать. Тут их и задержали.
Один из наших студентов не поленился сходить на суд. Рассказывал, что судья спрашивал у продавщиц, как же они закрыли магазин, не заметив, что там посторонний человек остался? На что продавщица плачущим голосом ответила:
- Да как тут заметишь, когда уже с незаконченным высшим грабить начинают!?
Сроки им дали приличные: не квартиру ограбили, а государственный магазин, за такое тогда наказывали строго. Подумалось ненароком: а была бы у них машина и гараж, может и до сих пор не поймали бы :) Впрочем, наверняка попались бы позже - при попытках продать.
Владимир Зыков