«Решено было не допустить ни одной ошибки. Держали двадцать корректур, и всё равно на титульном листе было напечатано: «Британская энциклопудия». (И. Ильф, Е. Петров, «Записные книжки»)
«Решено было не допустить ни одной ошибки. Держали двадцать корректур, и всё равно на титульном листе было напечатано: «Британская энциклопудия». (И. Ильф, Е. Петров, «Записные книжки»)
Учитель: Дети, запишите предложение: «Рыба сидела на дереве». Ученик: А разве рыбы сидят на деревьях? Учитель: Ну… Это была сумасшедшая рыба. (Древний школьный анекдот)
Ученье, товарищи - это всё-таки свет, хотя Донецкоблэнерго никогда этого и не признает. По его мнению, свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом, кошельком и квартирным счётчиком. А также яркий источник его тусклых, но регулярных доходов.
Что же касается работников системы образования, то эти товарищи уверены, что ни в чём не повинных людей можно и нужно беспощадно просвещать не только рентгеновскими лучами, но и всякими глупостями вроде истории, географии и хизии. Или фимики. Причём, насквозь. Навылет. Ибо непросвещённые граждане, по их педагогическому мнению, подобны солдатам, сидящим по одному на каждом дереве сквера на Карловой площади в Праге без всякой дисциплины. В отличие от просвещённых людей, которые такие эпизоды описывают в своих бессмертных романах, которые читает весь просвещённый мир, который замирает в восхищении и восторге от степени просвещённости авторов, которые способны на создание таких бессмертных романов, которые читает весь просвещённый мир, который замирает в восхищении. И так далее. Несомненно.
Однако для качественного просвещения других необходимо время от времени просвещаться самим. Вносить, как говорится, поправки в умело искажаемую картину мира. Жадно черпать, так сказать, обеими горстями сокровища чужих знаний и с грохотом ссыпать их в собственные педагогические закрома. И уже оттуда сеять разумное, доброе и вечное в тщательно взрыхлённых и унавоженных мозгах своих подопечных при наличии таковых у таковых.
Но где искать эти изумрудные россыпи новых знаний? Где обнаружить эти сундуки, под крышку набитые пламенными алмазами самых модных достижений науки и образования? А не надо ничего искать. Сундуки сами к вам приедут. И щедро поделятся, приглашающе лязгнув тяжёлым амбарным замком.
Вот, например, недавний случай. В Краматорск по любезному приглашению местного облгоса приехали два европейских просветителя и, не побоимся этого слова, прибалтийских педагога. Они провели, по сообщению интернет-источника, «встречу-дискуссию с директорами и учителями школ города, во время которой участники обсудили вопросы воплощения в жизнь новаторских решений в сфере образования и налаживание сотрудничества между Литвой и Украиной». Только одно представление проездом из Европы в дальние едреня нашего континента. Спешите видеть, слышать и конспектировать.
Литовские гости оказались людьми непростыми. Один - директор центра детей и молодежи Литвы Валдас Янкаускас, второй и того круче - депутат Сейма Литовской Республики (местный аналог Верховной Рады), член комитета по науке и бывший министр образования Литвы Гинтарас Стяпонавичюс. Эти два просветителя, подобно небезызвестным Кириллу и Мефодию, колесят по европейским задворкам и бесплатно помогают отсталым народам понять суть, смысл и прелести их же собственных педагогических реформ за средства европейских образовательных грантов. Святые люди.
Надо с горечью отметить, что наши местные сеятели разума, собравшиеся в исполкомовском зале, хоть и выслушали проезжих гостей со всем вниманием, но никакого восторга по результатам дискуссии не выказали. Наоборот – по их мнению, ничего нового в проповедях титулованных пришельцев они не услышали, а вся рекламируемая ими система образования имеет нынче к Европе такое же отношение, как Леонардо да Винчи к одноимённому кафе на Академической, бывшей Шкадинова. Тут гости-просветители лет на десять припоздали, что, впрочем, неудивительно, учитывая страну их происхождения.
Дело в том, что так называемая «новая» система образования, главным принципом которой является создание максимального комфорта для учеников, оказалась совершенно неэффективной. Во-первых, потому, что для массового ученика максимально комфортно вообще никакую школу не посещать. Никогда. Детям гораздо комфортнее сидеть на деревьях сквера на Карловой площади в Праге без всякой дисциплины.
А во-вторых, уровень и количество усваиваемых знаний при такой системе образования способствует лишь росту коллективного невежества и развитию интеллектуальной немощи, что, впрочем, позитивно влияет на объёмы предпраздничных распродаж и массовость праздничных демонстраций.
К тому же нашим местным просветителям доподлинно известно, что некоторые страны Европы уже напрочь отмели ту самую систему, которую так активно продвигают наши несуетливые прибалтийские реформаторы. Например, Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, в просторечии именуемое Англией, с нынешнего учебного года внедряют у себя – стыдно сказать! – многократно охаянную тоталитарную советскую систему образования, которая, по мнению надменных туманных альбионцев, является наиболее эффективной из всех существовавших. Она даёт высокий результат даже несмотря на полное исчезновение с глобуса страны её происхождения.
Короче говоря, последние достижения латвийской педагогической мысли наших образователей, мягко говоря, не восхитили. Их граммофонные пластинки нам тут уже давно не на чем вертеть. То бишь, есть на чём вертеть, но не на чем слушать. А жаль. Люди старались, тратили своё время и чужие деньги. Даже свой проектор привезли вместе с экраном – картинки показывать. Одно слово - европейцы. Ботинки блестят. Образованные, грамотные, учёные. На всяких языках разговаривают. Это вам не беляшами на вокзале торговать.
Взять того же бывшего министра Гинтараса Стяпонавичюса. Как говаривал один сапожник - «выдающая личность». Грамотен до невероятности: «В 1990 году окончил гаагскую академию международного права, в 1991 – университет Копенгагена, в 1992 – Вильнюсский университет по специальности юрист. Также в 1992 году обучался в институте европейского права при Бирмингемском университете (Великобритания). В 1994 году окончил Европейский Институт европейского права Академии во Флоренции (Италия). В 1999 году окончил Королевский университет Гронингена (Нидерланды)». Мало того: «профессор Института международных отношений и политических наук, главный специалист совета по безопасности и сотрудничеству в министерстве иностранных дел, первый секретарь департамента».
Немыслимая скорость, с которой обучался Гинтарас, ежегодно заканчивая новый институт, а то и по два кряду, поражает воображение и начисто опровергает обидные анекдоты про прибалтийскую медлительность. Он даже успел четыре года отучиться в Институте международных отношений и политических наук и даже написал кандидатскую диссертацию. Однако, как утверждают интернетисточники, так и не смог её защитить, что неудивительно – как можно вообще столько знаний вместить в одну не очень большую по размерам голову! Это же невероятно! Представьте, как там приходится тесниться знаниям! Даже легендарные литовские шпроты чувствуют себя в банке намного свободнее, потому что они хотя бы в масле! А тут всего одна голова – «и чего в ней не понапихано!», как выражался один художник по металлу.
Вероятно, поэтому презентация Гинтараса об опыте литовской реформы образования называлась «Школа, в которую ХОЧИТЬСЯ идти». Да-да, именно ХОЧИТЬСЯ… Вот даже и фото есть.
P.S. Ошибаться могут все. Но в меру. И если, например, в слово «душ» вкрадутся сразу две ошибки, то может получиться не только «муж», «куб», «дуй», «жуй» или, скажем, «суй». И тогда будет неловко, хотя и смешно. Особенно, если ты – целый менистыр аброзавание.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.