Утро 12 апреля 2010 года. В 10.48 на четвертый путь ко второй платформе Краматорской ж/д станции со стороны Дружковки прибыл пригородный поезд Донецк-Славянск. Шумная толпа пассажиров с вещами и без таковых, что называется, повалила через деревянный настил и просто через пути к зданию вокзала и далее на выход.
И тут по громкой связи последовало сообщение: «Граждане, будьте осторожны! По второму пути проследует грузовой состав». (Если кто бывал на Краматорском вокзале, то видел, что именно по второму пути чаще всего проходят грузовые или пассажирские поезда, которые не делают остановок. Как правило, они следуют на большой скорости, не менее 70-80 км/час, их тормозной путь при такой скорости составляет около 1 км. – Прим. автора).
Со стороны ст. Шпичкино к вокзалу приближался грузовой поезд. Он уже находился в зоне видимости, примерно в районе цементно-шиферного комбината. И тут, как говорят в таких случаях, бес попутал.
Небольшая группка смельчаков еще решила успеть перебежать дорогу идущему составу. К этой группке пристроилась и пожилая женщина. И если первые еще как-то резво проскочили, то бабульке не повезло. Она споткнулась через рельсы именно на втором пути. Попыталась было встать, но ноги и тело плохо слушались. На перроне и платформах толпы людей наблюдали за происходящим и, видать, ждали финальной развязки.
Вдруг, чья-то рука схватила бабульку за шиворот, резко отдернула назад, развернув на 180 градусов, и буквально в этот момент мимо покатили первые вагоны состава.
Что пережила в тот момент эта пожилая женщина и машинист состава (который сигналил и соответственно не мог резко сбавить ход), можно только догадываться. Может, она себе инфаркт и не заработала, но шок был, и уж седых волос машинисту точно прибавила.
А кто же был тот смельчак, который в последний момент рискнул своей жизнью во имя спасения чужой?
Знакомьтесь, Вячеслав Солодовник, 38 лет, оператор станционо-технического центра Краматорской ж/д станции. Работает на вокзале с 2007 года. Вячеслав – инвалид с детства (ДЦП).
Как рассказал сам Вячеслав, в тот день он оказался на платформе случайно (ему нужно было передать письмо электричкой). Стоял на платформе в толпе и ждал, когда пройдет объявленный состав, чтобы идти на свое рабочее место. Обратил внимание на группку людей, которые пытались перейти пути. Видел, как упала пожилая женщина, как пытается встать и это у нее плохо получается. А состав все ближе. Раздумывать было уже некогда, он шагнул с платформы на третий путь, подскочил ко второму, за шиворот схватил здоровой рукой (вторая от ДЦП не совсем рабочая) женщину за шиворот и выдернул буквально в последние секунды из-под колес.
Когда прошел состав, к ним подошли ребята из станционной милиции. Вячеслав передал им бабушку, и они ее увели для составления протокола. Что было потом, он не знает. Благодарила ли она его за спасение? Не помнит. Настолько все это было неожиданно и сумбурно, что последствия он уже просчитал дома, когда еще раз все это прокрутил в голове. Считает ли он себя героем? Не знает, в тот момент он об этом не думал.
По словам начальника ж/д станции Булгакова Александра Вячеславовича, работой своего сотрудника Вячеслава Солодовника он доволен. Инвалидность абсолютно не мешает ему выполнять возложенные на него обязанности. За проявленное неравнодушие он благодарен своему сотруднику, хотя, конечно, переживал.
Александра Вячеславовича беспокоит тот факт, что пассажиры подчас беспечно относятся к своей жизни, забывая о том, что железная дорога объект повышенной опасности. Конечно, у нас нет подземных переходов, как в Киеве или Харькове. Но отремонтирован еще в 2005-2006 гг. пешеходный мост, боковые лестницы которого спускаются прямо на платформы. Но, к сожалению, пассажиры пользуются настилами технических переходов, пренебрегая всеми мерами безопасности и правилами поведения на железной дороге. Рискуют потерять не только свою жизнь, но подвергают опасности и жизнь других людей.
«Хочется уже положительных эмоций, надоели отрицательные», – сказал в заключение Александр Вячеславович, и с ним невольно соглашаешься.
Раиса Бабанская, фото автора
Прим. В. Зыкова. Такое пассивное ожидание даже тех людей, которые были недалеко, уже и не шокирует. Невольно вспоминается другой случай. Закончив работу в цехе, вышли с коллегой на свежий воздух, присели на лавочку. Припекало солнце. И вдруг коллега, успев сказать что-то вроде "мне плохо" повалился на землю. Я попытался его поднять, но если бы вы знали, какими тяжелыми вдруг становятся люди, потерявшие сознание.
Мимо, в пяти метрах от нас, проходил еще один наш работник. Оглядевшись в поисках помощи, я увидел его лицо. На нём было написано явное наслаждение от бесплатного зрелища. Я крикнул ему - "помоги", но он предпочёл " не расслышать" и вильнул в дверь. Благо, удалось справиться самому, да и медсанчасть была недалеко.
Так что, в наше время можно, конечно, надеяться на помощь других, но уповать на это явно неразумно, увы. Здоровые люди будут с наслаждением наблюдать, а спасителя-инвалида рядом может и не оказаться...