Бывшая журналистка "Восточного проекта" Наталья Ковина рассказала о том, как во Франции организована медицинская помощь матери и ребенку
Бывшая журналистка "Восточного проекта" Наталья Ковина рассказала о том, как во Франции организована медицинская помощь матери и ребенку
Наташа переехала в Париж несколько лет назад, выйдя замуж за француза. Там появился на свет их сын Александр, которому скоро исполнится два года. Как и любая женщина, Наташа хорошо помнит все, что было связано с ожиданием и рождением ребенка, и готова поделиться с читателями "ВП" своим опытом.
Подготовка к важному событию идет по двум направлениям: наблюдение у врача и посещение специальных курсов. Беременные француженки должны нанести своему гинекологу не меньше 9 визитов в течение всего срока и пройти три эхографии. "Женщина сама выбирает лечебное учреждение. Можно наблюдаться как в государственном госпитале, так и в частной клинике, - говорит Наташа. - Я предпочла крупный госпиталь с опытом работы и детской реанимацией, который находился недалеко от нашего дома".
По словам Наташи, прием пациентов в госпитале поставлен на поток. Все организовано так, чтобы посетители не тратили много времени на походы по кабинетам. "Мой врач, женщина средних лет, во время посещений проверяла давление и вес, просматривала уже готовые результаты УЗИ и анализов, - объясняет Наташа. - Кстати, лаборатория работает весь день, поэтому нет очереди и не надо мчаться рано утром, чтобы успеть до 9-ти. Чтобы не было скопления людей, предварительно выдают талоны. Кроме того, посетители лаборатории избавлены от необходимости каждый раз приходить со своей майонезной баночкой - стерильные пластмассовые емкости выдают на месте".
Теоретические курсы по подготовке к рождению малыша рекомендуют посещать обоим будущим родителям. На занятиях дают советы по питанию и физкультуре. По плакатам и макетам наглядно показывают анатомию женского тела и механизм родов, учат правильному дыханию, рассказывают об обезболивании. Женщина, таким образом, подходит к важному событию с полным представлением о том, что с ней будет происходить.
Когда наступает срок, беременная отправляется в ту же клинику, где наблюдалась до этого. К услугам "скорой помощи", как правило, не прибегают: добираются сами на машине, а то и пешком или общественным транспортом. Если тревога не оказалась ложной, женщину помещают в отдельную палату, где будут происходить роды.
Присутствие мужа или кого-то из родственников при этом - скорее правило, чем исключение. Разрешают даже фотографировать и снимать на видеокамеру. "Мой муж был со мной все время, пока я не родила, - рассказывает Наташа. - И, надо сказать, мне это очень помогло. При этом никаких анализов предварительно ему сдавать не пришлось, а в госпитале просто выдали чистый халат".
Мужчины во Франции получают оплачиваемый отпуск по отцовству (причем не важно, состоят ли они с женой в официальном браке). Семь дней отпуска папы обычно берут "на роды", еще две недели - в течение ближайших трех месяцев.
Большинство французских женщин рожают с обезболиванием. Анестезию предлагают всем, но делают исключительно по согласию. Перед этим подробно, еще на подготовительных курсах, объясняют принцип действия препарата. Женщин, которые хотят рожать без этого, очень мало, особенно после первых родов.
"Уже в палате, - продолжает Наташа, - ко мне подключили всевозможные датчики для контроля моего самочувствия и состояния ребенка. Я решила рожать с анестезией, заранее обсудив этот вопрос с врачом. Укол подействовал быстро: ноги стали "ватными", боль при схватках исчезла, но способность "помогать" процессу не пропала. Женщины поймут, что я имею в виду".
Наташа вспоминает, что обстановка в палате во время родов была абсолютно спокойной. "Никто не кричал, - говорит она, - врачи слаженно делали свою работу, муж держал меня за руку, и мы вместе с ним старались правильно дышать, как нас учили на курсах".
Как только малыш родился, его сразу положили на живот маме и познакомили с папой. Позже забрали, чтобы помыть и одеть. Никаких пеленок: сразу в подгузники, боди и пижамку, даже шапочки там не приветствуются. Сменную одежду для себя и ребенка надо приносить из дома. А подгузники, салфетки, послеродовые прокладки, прокладки для бюстгальтера - все это выдается в любых количествах.
"Почти сразу нас перевели в другую палату, - вспоминает Наташа, - тоже одноместную, но совмещенную с другой. На две палаты - туалет, душ и ванночка для ребенка. Мамы переодевают, кормят и купают малышей сами, но в присутствии медсестры, которая подсказывает, как это делать правильно. Можно отлучиться и на время отдать ребенка в так называемые ясли, под присмотр персонала. Муж и родственники навещают в любое время. Никаких прививок в госпитале не делают, только исследование крови на генетические заболевания".
Несмотря на усиленную пропаганду грудного вскармливания, немногие француженки делают это. По статистике, половина из них сразу кормят младенцев из бутылочки, а остальные, если и начинают кормить грудью, то недолго: когда ребенку исполняется 2,5-3 месяца, большинство возвращается на работу.
По словам Наташи, женщине не приходится ни за что платить: все расходы на обследование, анализы, медикаменты и врачебную помощь покрывает страховка. Она есть практически у всех жителей Франции и распространяется на все виды медицинских услуг. Причем только третья часть взноса на медицинское страхование покрывается за счет граждан, а две трети - за счет работодателей.
Даже если в семье работает только один из супругов, другой тоже имеет возможность получать медицинские услуги без дополнительной платы. Если в семье работают два человека, то у каждого есть своя страховая карточка, на одну из которых записываются дети.
Светлана Денисенко
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.