С августа из краматорского радиоэфира исчезли два популярнейших проекта «Европы Плюс» «Презент» и «Нерабочее настроение».
С августа из краматорского радиоэфира исчезли два популярнейших проекта «Европы Плюс» «Презент» и «Нерабочее настроение».
Почему это произошло, гадать не хочется. Достоверно известно лишь одно: областное руководство приняло такое решение и сообщило о нем персоналу в самый последний момент, не вдаваясь в детали. Таким поворотом событий сейчас никого не удивишь. Но повод вспомнить, как создавались и работали программы, есть стопроцентный! Об этом рассказывает ди-джей «Европы» Лера Пимкина.
Лера Пимкина пришла на станцию осенью 1999 года, и проработала в эфире без малого десять лет. Она вспоминает: «Тогда местных эфиров еще не было, только рекламные врезки и объявления. Я услышала объявление о наборе ди-джеев и решила попробовать себя в конкурсе. Хотя плохо представляла, что меня ждет. К тому же я училась на 2-м курсе ДГМА по специальности «Финансы». Ничего общего с радио! Конкурс был огромный – сто человек на место. Я заполнила анкету, прошла какое-то абсолютно не запомнившееся собеседование и стала ждать результатов. Мне обещали позвонить, и в самом деле позвонили через пару недель. Сказали, что я и еще десять человек попали во второй тур, и надо ехать в Донецк. Я снова прошла собеседование, мой голос прослушали в эфире и предложили 3-дневную стажировку. Вот и все обучение. Буквально через день мне предстояло выходить в прямой эфир.
Было очень страшно облажаться перед аудиторией, чувство непомерной ответственности почти парализовало, казалось, что я всё говорю не так и не то, не так дышу, теряюсь, фальшивлю и несу полную чушь. Советы коллег и друзей: да говори и думай как обычно! – казались невыполнимыми. Эфир не был для меня «обычным». Все усилия настроиться на нужный лад, раскрепоститься приводили к еще большей скованности и недовольству собой. Около трех месяцев мне помогали домашние заготовки-шпаргалки, а потом как-то незаметно зажатость прошла. Я стала чувствовать себя в эфире свободно и уверенно. Думаю, что помогли наши постоянные слушатели и поклонники «Презента», которые своим воодушевлением и активностью давали обратную связь».
«Нам многому приходилось учиться «по ходу пьесы». Наш проект был, в сущности, первым подобным опытом в прямом эфире. Бренд «Европы» ко многому обязывал, а примеров для подражания не было. Нужно было учитывать вкусы публики, пересмотреть свое отношение к «шуткам юмора», четко уяснить грань между дозволенным и недозволенным в эфире.
Зато нам сразу же повезло с партнерами. С их участием проводились замечательные конкурсы, незабываемые по масштабу акции, общегородские праздники, радиомосты. Наверное, многие горожане помнят, какие замечательные концерты «Европа Плюс» проводила на площади, каких звезд мы привозили. Акции «С любовью к городу» позволили тогда тысячам краматорчан вживую увидеть и услышать таких кумиров, как «Океан Эльзы», Валерия, «Ляпис Трубецкой». Свет, звук, сцена были великолепными, за такой продукт не стыдно и сейчас. Запомнился также конкурс караоке-шоу, в котором победил парень с визборовской песней «Милая моя, солнышко лесное». Очень популярен был и конкурс «Сердечный друг», в котором составлялись пары из людей, познакомившихся в нашем эфире. Наверняка, молодежь привлекали не только призы – ювелирные украшения от спонсора программы – но и романтический способ знакомства, возможность рассказать о себе и других такой обширной аудитории. Использовать этот шанс хотелось многим. А еще мы разыграли три или четыре автомобиля. За этими «широкими жестами» многие пытались найти «подставу», даже некоторые знакомые меня пытали, насколько честно проводится розыгрыш, мне даже надоело объяснять очевидные вещи».
«Но в работе, которую я очень любила, была и своя «ужасная» сторона. Когда на пике популярности была группа «Руки вверх», чуть ли не каждому второму приветику и поздравлению «прицепом» шла песенка типа «Ну где же ваши ручки?» Даже с учетом регламента, по которому в течение часа одна и та же композиция не может звучать дважды, за полгода ротации все эти «ручки», «Алёшки», «девчонки» превращались в форменный кошмар. Я отдыхала душой только в тех случаях, когда сделать музыкальный презент доверяли «на ваше усмотрение». Вообще-то, иногда даже приходилось нарушать формат программы, по условиям которого в эфире могли звучать только сорок топовых композиций хит-парадов. «На свое усмотрение» я ставила Джо Кокера, Сантану, Барбру Стрейзанд. И даже подарила уж не знаю какую по счёту дополнительную жизнь знаменитой композиции «Deep purple» «Smoke on the water». Некоторые молодые слушатели восприняли ее как новинку и стали звонить с просьбой еще разок поставить как совершенно свежую вещь. Вот что значит классика! И вот что значит раскрутка! И хотя влиять на вкусы в строгом смысле слова я не имела права, благодаря лояльности руководства мне такая самодеятельность сходила с рук».
«Еще несколько лет назад далеко не у всех наших слушателей были мобильные телефоны, доступ в интернет, электронная почта. Поэтому люди просто присылали обычные бумажные письма. Ежедневно это была огромная картонная коробка с сотнями конвертов и открыток. На первых порах я даже пыталась добросовестно переработать весь этот сумасшедший объем корреспонденции. Стационарный телефон в студии также не умолкал ни на секунду. Мы работали только на прием звонков, позвонить с него, предположим, домой не удавалось никому. После мгновенного отбоя раздавался следующий звонок, за ним еще и еще. Упорство и настойчивость дозвонившихся вознаграждались любимыми композициями и поздравлениями.
У нас сложился своеобразный круг постоянных друзей и поклонников, которых я уже узнавала по голосу. За годы работы на «Европе» мне довелось проследить судьбы некоторых из них. С первых месяцев существования «Презента» его пылкой поклонницей стала Влада Либина. Она присылала нам открытки, коллажи с любимыми исполнителями, рисунки. Потом уехала в Израиль, но и оттуда не забывала нас. Она и звонила, и присылала подарки.
Звонили нам и из Португалии, из России. В таких случаях мы позволяли себе еще одно нарушение – прерывали музыку и выводили в эфир нашего далёкого верного фана. Это было трогательно и очень приятно. Помню мальчика, который звонил нам из армии, говорил о своей любимой, тосковал о родном городе… Бывали случаи, когда проверенные временем поклонники приходили в студию с тортиком на чаёк. Не забуду и подарочный паровозик, в каждый вагончик которого был вложен привет и поздравление».
«Из одного такого восторженного поклонника со временем получился классный ди-джей Максим Басс. Он, оказывается, мечтал работать на «Европе Плюс» с того дня, когда мы проводили День города в Славянске. Максим тогда даже успел сфотографироваться с кем-то из нашей команды. А команда у нас сложилась прекрасная. Все радийщики жили общими интересами, общим на всех эфиром. Иногда довольно рискованно шутили. К примеру, я читаю какой-нибудь серьёзный текст, а ребята стараются меня рассмешить какой-нибудь шуткой, прикольным словечком или комментарием, рожи строят. Я изо всех сил стараюсь не рассмеяться в микрофон, не сбиться с интонации. Адреналинище зашкаливает! Несколько раз забывали выключить микрофон и входили с отсебятиной в прямой эфир. Даже слушатели звонили и предупреждали: ребята, выключите, вас слышно фоном. Первая реакция – ужас!.. Мысленно лихорадочно откручиваем назад выданный диалог. К счастью, никакой нецензурщины не случалось. Бывало, что врывались телефонистки со своими «левыми» текстами. Сплошной человеческий фактор! А еще был случай, когда мы поработали неотложной психологической помощью, как «телефон доверия». Позвонил парень в отчаянном состоянии, рассказал, что его бросила любимая, что он не хочет и не может жить без нее. Пришлось уговаривать, потихоньку уводить его с этой темы. Казалось, что тонкая ниточка его жизни в наших руках, и от нас зависит, оборвется она или нет. Конечно, мы выбились из формата, но всё закончилось хорошо: договорились погулять на его свадьбе, когда он найдет настоящую, взаимную любовь.
Мне пришлось сделать перерыв в работе, когда я ждала ребенка и когда моя дочка была совсем маленькая. Но стоило ей повзрослеть до 9 месяцев, я снова вышла в эфир. За каких-то полтора года произошли некоторые перемены, работа стала еще динамичней, эфир еще плотнее. Весной этого года мы придумали проект «Нерабочее настроение» для более взрослой аудитории. Создали особую музыкальную базу, подобрали классную музыку. А темы шли вперемешку: и серьёзные – о детских приютах, бродячих животных, бездомных – и лёгкие, вроде, кто круче: блондинки или брюнетки? На эту тему поболтать в обеденный перерыв нашлось очень много желающих. Проект стал популярным стремительно, не прошло и недели. Хотя в обычной практике на раскрутку уходит не меньше месяца. Я с огромным удовольствием погрузилась в эту работу.
Но руководство приказало свернуть наши проекты, и с 1 августа завершилось ди-джейское вещание, осталось только техническое. Прощальный «Презент» был необычным: Максим Басс позвонил всем сотрудникам, которые когда-либо работали на «Европе», дал возможность каждому высказаться в эфире. А мое «Нерабочее» прошло как ни в чем не бывало, мне не позволили попрощаться со слушателями, хотя никаких «похоронных» планов я не держала.
Недавно мы собрались почти полным составом сотрудников, в разные годы работавших на «Европе Плюс»: выпили коньячку, вспомнили, как это было, спели наш гимн и порадовались жизни. Встреча прошла душевно и весело, а вовсе не в миноре. Я поняла, это были лучшие десять лет моей жизни, и я счастлива, что они у меня были! Я с огромной благодарностью вспоминаю своих коллег: любимого оператора Мишу Иноземцева, технического директора Сашу Гулько, который ночевал на раскладушке на вышке, и всех-всех-всех…»
Сейчас Лера Пимкина работает в одной из городских газет. Она по-прежнему востребована как непревзойденный ди-джей на таких масштабных праздниках, как День города Славянска, как ведущая «Мисс Краматорск» и «Мини мисс». Потому что люди всегда будут ждать и хотеть праздника и потому что она может им этот праздник подарить.
Алина Фадеева
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.