Что уже сделано
По словам Анатолия Павлова, рядом с коробкой катка вдоль улицы Ленина снесено 72 дерева и много поросли. Здесь будет располагаться гостевая автостоянка. Платная или бесплатная, директор УРСАС ещё не знает. С восточной стороны катка снесено ещё 313 деревьев, оставлено 119. Большая часть снесённых деревьев - акации старше 50 лет. Общая площадь реконструкции составляет 2,1 гектара. С северной стороны катка находится участок площадью около 4 гектаров, который тоже будет расчищаться. Из 657 деревьев после обследования останется только 203, состояние которых признано хорошим или удовлетворительным. Остальные - обречены, их стволы уже отмечены красной краской и ждут людей с пилами. Смертный приговор выносят деревьям, у которых 30% веток сухие, имеются сколы на стволе и повреждения коры. Работы по валке, корчёвке, разделке и вывозу деревьев с участка реконструкции, по утверждению Анатолия Павлова, должны быть закончены до конца года, то есть не позднее, чем через две недели.
Что будет (если будет)
Анатолий Павлов говорит: «Каток будет работать сессионно, то есть одна группа посетителей катается, другие ждут своей очереди». Для тех, кому придётся подождать, будет устроена такая «зона ожидания» со скамейками, детскими площадками, клумбами и газонами. С северной стороны, на остатках бывшего футбольного поля, планируется строительство теннисных кортов.
После рекультивации земель обещана высадка новых деревьев. Все саженцы, как уверяет Анатолий Павлов, обойдутся Краматорску практически бесплатно, поскольку выращены в нашем городском питомнике по О. Вишни. Уже известно, что это будут туи (51 шт.), 117 кустов роз, 170 клёнов. Под новые посадки отводится около 6 гектаров площади. На эти цели из местного бюджета выделено 294 тысячи гривен.
В перспективе, вероятно, дойдут руки и до «графских развалин», то есть до полуразрушенного здания бывшей бильярдной. Во-первых, оно находится в непосредственной близости от катка и территории, предназначенной для будущего великолепия. И на его фоне в теперешнем своём состоянии будет смотреться жутким диссонансом. Так что без реконструкции точно не обойтись. Во-вторых, архаичное, но симпатичное строение можно приспособить под какой-нибудь привлекательный коммерческий объектик. Анатолий Павлов допускает, что в этом зданьице оборудуют отельчик для приезжих хоккеистов, которые устремятся в Краматорск на ледовые турниры. Как будут использоваться номера в промежутках между соревнованиями - подскажет время. А пока в бывшей биллиардной обретаются бомжи и, по словам Анатолия Павлова, «жарят на вертеле кошек».
По поводу самого катка директор УРСАС комментариев почти не давал, это не его епархия, а КП «Мост». Но согласился с тем, что место для его сооружения выбрано не самое удачное. Да и как было не согласиться, когда над порубкой и катком победно и нагло возвышается труба ТЭЦ, из которой безостановочно валит густой дым и воздух явно не озонирует? Разумеется, наши природоохранные службы никогда не сделают вывод или хотя бы допущение, что такое количество старых и больных деревьев в парке, который до последнего времени был защитным щитом от промышленной отравы, - прямое следствие не столько научного, сколько технического прогресса. И поэтому «Озеленитель» с чистой совестью сотнями рубит деревья. И как будут развиваться новые посадки - большой вопрос. Если за ними не будут ухаживать, их ждёт та же печальная судьба. Как в песне: «Ты помнишь: я садил сады, где синева и блеск воды, но на корню гнил синий лес, на свете нет былых чудес...»
Не везде к старым и больным деревьям относятся так, как у нас. В Варшаве, например, 30% засохших веток на дереве - ещё не приговор для всего дерева. Их обрезают, раны замазывают садовым варом и специальной безвредной краской под цвет коры, так что с 5 метров место операции уже не различается. Поэтому там так много огромных старых деревьев, которые дают тень в жаркий день и радуют глаз. Стараются сохранить не только парковые деревья, но и те, которые много лет растут просто на улицах. У нас бы такое дерево давно признали аварийным и снесли, а там подпирают специально выстроенным каркасом, притом в месте соприкосновения каркаса и веток делают мягкую обвязку, чтобы дополнительно не травмировать дерево . Это похоже на меры по уходу за искалеченным и беспомощным человеком. И являет собой пример гуманного отношения ко всему живому, ведь деревья - живые! Осенью варшавские коммунальные службы утепляют стволы деревьев специальными циновками (на фото), весной их снимают - вот деревья и живут долго. А у нас вид чистых, без изъянов спилов толстых стволов наводят на мысли о варварском и безжалостном убийстве деревьев и наплевательском отношении к людям.