Дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко на днях побывал в Уфе и дал эксклюзивное интервью.
Дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко на днях побывал в Уфе и дал эксклюзивное интервью.
– Георгий Михайлович, не хочется ли снова полететь в космос?
– Нет. В свое время я был хорошим космонавтом. Я знаю, каково быть в космосе, если плохо себя чувствуешь. Мне 79 лет, здоровье и память у меня уже не те. Хорошим космонавтом я не буду, а плохим – быть не хочу.
– Верите ли вы в НЛО, пришельцев?
– Меня эта тема очень интересует, у меня целый шкаф литературы на эти НЛО. Неопознанные объекты действительно летают, их видели серьезные люди, но науке пока неизвестно, что это. Я русский человек – пока лично не пощупаю летающую тарелку, не поверю в инопланетян. Подойду, скажу: «Ребята, вы космонавты, я космонавт, давайте выпь…, то есть, поговорим». Американец Захария Ситчин опубликовал в своей книге снимок летающей тарелки, которая якобы уже 20 лет находится на Синае. Я позвал Ситчина в экспедицию, но он отказался и мы поехали без него. Мы проехали 500 км на старом джипе. А за два километра до нужного места нас остановили арабы и сказали, что тут после войны остались мины, и дальше ехать нельзя. Но у меня был опыт обращения со взрывчаткой, поэтому я знаю, как ходить по минному полю. И дальше мы пошли пешком. Дошли. Оказалось, что это абсолютно натуральный холм. На снимке у Ситчина, сделанном с вертолета, он оказался похож на тарелку.
– Ну а как относитесь к астрологии, мистике?
– В гороскопы не верю. Как-то я спросил у Павла Глобы: есть ли причинно-следственная связь между человеческими судьбами и звездами? И выяснил, что есть ряд ничем не обоснованных правил. Ну, какой он астролог, если не смог предсказать собственный развод? И в мистику я не верю, но я допускаю, что помимо физического мира есть что-то еще. Один раз в жизни я видел вещий сон. Мне приснилось, что моя жена мертва. Я с ней разговаривал, но понимал, что она была мертвой. И я проснулся в страхе, впервые в жизни. Через три часа моя жена погибла, попав под электричку.
– Есть версия, что американцы на самом деле на Луну не летали. Что вы думаете по этому поводу как специалист?
– Тут мне не нужно верить или не верить. Я знаю, что они летали. Было шесть полетов, 12 астронавтов побывало на Луне. Зато мой сын не верит. Действительно, существуют снимки, которые американцы выдают, как сделанные на Луне. Я, например, должен был в космосе проштемпелевать конверты из различных почтовых музеев мира, причем штемпель по возвращению на Землю нужно было немедленно уничтожить. Штемпелевать в состоянии невесомости было очень трудно. Часть конвертов я испортил. А в Германии в музее я видел идеально проштампованный конверт, который я не печатал. Просто прежде, чем уничтожить штемпель, на Земле конверты заново отпечатали. Вот то же самое и с лунными фотографиями. В скафандре, да еще и на Луне, очень трудно фотографировать – эти снимки подсняли уже на Земле.
Недавно японцы сняли Луну очень мощным аппаратом. Там все видно – место, куда приземлился спусковой аппарат, дорожка, по которой тащили инструменты, и сами брошенные инструменты. Но мой сын все равно не верит.
– Когда мы полетим на Марс? Нужно ли вообще туда лететь?
– На Марс лететь нужно. Посмотрите, как развивалось человечество – сначала бегали с палкой, потом изобрели колесо, изобрели паровоз, самолет, полетели в космос. А сейчас мы как будто остановились в развитии, деградируем в сторону обезьян. Нам ничего не интересно, у молодых людей скоро останется только по одному пальцу, чтобы стучать на компьютере. Астрономию в школах отменили тогда, когда весь мир праздновал Год астрономии. Что же мы хотим – начать все сначала, с палкой бегать?
Мы теряем право называться цивилизацией. И если мы хотим оставаться цивилизацией, на Марс лететь нужно. А то, когда захотим поднять голову – не сможем, из-за того что шея свиная будет. По поводу сроков – говорят, что полетим на Марс в 2035 году. Но тот человек, который это обещал, в 35-м году уже не будет руководить. А тот, кто будет руководить, скажет: «Я не обещал».
– Космос вдохновляет на творчество?
– Вы знаете, космос ничего не добавляет. Но он усиливает, что есть в человеке, и хорошее, и плохое. Творческого дара космос во мне не открыл. В юности я писал немного, любил Маяковского. И сочинял такие рекламные стишки, ему в подражание: «Для всех и в том числе для вас, Всегда в продаже хлебный квас».
А вот космонавт Юрий Романенко из космического полета привез 20 песен. И это были настоящие глубокие стихи. Эти песни потом даже на Грушинском фестивале исполняли.
– Каким вам запомнился Юрий Гагарин?
– Гагарин просто был хорошим молодым летчиком. Он прошел и огонь, и воду, и медные трубы, очень много работал. Он требовал, чтобы его еще раз взяли в космический полет. Я спросил его однажды: как живешь? А он: «Плохо живу, приходится еще и работать». Он был военным летчиком, а я гражданским. И вот он нам, гражданским, помогал, хотя между нами была конкуренция. Гагарин выдержал испытание славой, не зазнался. Он подкупал своей простотой, открытостью. Королев сказал, что Гагарин был очень способным и если бы он получил соответствующее образование, то мог бы стать большим ученым. И когда нужно было выбирать между Гагариным и Титовым, мы были на стороне Титова. Но Королев выбрал Гагарина. И вот когда Гагарин стал ездить по всему миру, мы поняли, что лучшего представителя нашей страны не придумаешь.
Как Гагарин погиб, непонятно. Когда они с Серегиным возвращались с задания, самолет вошел в штопор и разбился. Это понятно. А вот что стало тому причиной, до сих пор не ясно. Во всяком случае не было диверсии, он не сошел с ума, его не забрали инопланетяне и он не летел пьяным в Ташкент на футбол. Обломки после аварии сохранены и запечатаны. Может, когда-нибудь их откроют, и мы узнаем правду.
– Земля из космоса красивая?
– Я не могу ответить, откуда она красивее – здесь или в космосе. Самое красивое место в нашей стране – это, пожалуй, Камчатка. Из космоса эти вулканы, горы, покрытые льдом, сияют на солнце, как бриллианты. Невероятно выглядит пустыня. Оказывается, песок бывает и желтый, и красный, и черный. А ветры рисуют на песке треугольнички и волны.
ДОСЬЕ
Георгий Михайлович Гречко – космонавт, дважды герой Советского Союза. Родился 25 мая 1931 года в Ленинграде. Он трижды летал в космос в качестве бортинженера – в 1975 г, 1977-78 и 1985 годах. Им установлены рекорд СССР и мировой рекорд по продолжительности космических полетов. Кандидат технических наук, доктор физико-математических наук.
Евгений СОКОЛОВ
Непознанный мир© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.