Все знают, что 25 декабря как дата рождения Иисуса не имеет никакого отношения к реальной дате его рождения. В те времена хорошо если отмечали год рождения какой-нибудь знаменитой личности, а уж точная дата... Зато римляне крайне трепетно относились к своим праздникам, и поскольку император-герой Аурелиан так удачно объявил в 274 году 25 декабря днем рождения Sol Invictus, Непобедимого Солнца, папа Юлиус I решил, что было бы неплохо сначала вместить дни рождения столь блестящих личностей в один день, а потом и заместить старое новым. Но кое-какой резон за его решением всё-таки был - как известно, Иисус погиб во время Песаха, который тогда отмечали 25 марта, и погиб он накануне годовщины дня своего зачатия. То есть, рождение Иисуса 25 декабря было вычислено по принципу 3+9=12.
Ну а для ранних англо-саксов эти тонкости значения не имели. Они праздновали зимнее солнцестояние, Йоль, который приходился на двадцатые числа декабря. Англы, саксы и юты знали христианство, некоторые были даже крещены, но их мир был чрезвычайно далек от христианской философии, так что, как писал достопочтенный Беда, для них день 25 декабря был днем плодородия, и ночь накануне сопровождалась соответствующими обрядами. Но, опять же, англо-саксонское вторжение-переселение в Англию случилось в начале 400-х, после ухода римлян (до этого они просто грабили местных, используя римлян как наемников, тогда как римляне использовали свое наемничество как способ контролировать количество "варваров" на острове), а Беда писал свои летописи в 700-х... Как бы там ни было в плане сомнений относительно того, что именно Юлиусу I принадлежит мысль "эволюция, а не революция" в отношении к совмещению/замещению языческих и христианских праздников, но папа Григорий Великий её доказуемо и точно повторил, и начал планомерную христианизацию острова на римский лад (до этого там было сильно влияние ирландской версии) через миссионеров.
Так что в англо-саксонских традициях атрибутика Йоля вполне сохранилась как минимум на в декоративных украшениях, на открытках и в песнях. Омела, падуб и плющ и колядующие дети - тоже привет из древних эпох. А также традиции рождественского стола и обжорство праздничных дней. Огонь на Рождество - отсвет огня рождественского полена, которое должно было гореть в камине 12 ночей после рождества, поливаясь пряным сидром и посыпаясь мукой. Торт "Рождественское полено" - символ того, йольского. А симпатичный соломенный козлик на столе имеет в предках жертвенных козлов, которые влекли колесницу Тора.
Тем не менее, параллельно существовали и религиозные христианские традиции - пелись псалмы, люди постились и молились до дня Рождества, а также жертвовали монастырям. Так что наши паломничества на рождественскую службу - оттуда, из прошлого. И пожертвования многочисленным благотворительным организациям, посты которых стоят во всех торговых центрах - оттуда же, а подарки друг другу мы делаем, вдохновляемые теми дарами золота, мирры и ладана, которые поднесли младенцу Иисусу три библейских царя, Мельхиор, Валтасар и Каспар.
Так что нынче у нас на празднике настоящая мозаика из очень древних элементов.
Гордые же скандинавские божества съежились на современных открытках до гномиков в смешных колпачках.
Источник
Зарисовки из жизни
Все никак не привыкну к украшательству к католическому Рождеству — воспитанный на советских традициях, при виде этих дел вспоминаю траурное убранство наших торжественных похорон, гробы и портреты генсеков, обвитые всякими там плющами. Все как здесь, только у наших еще черные ленточки на красном имелись ))
Это еще ничего, а вот веночки на дверях совсем грустно смотрятся.
Кстати, католиков у нас в Алма-Ате мало — думается, что большая часть подобных дел не более чем дань моде.
И вот задумался — с католическим Рождеством все ясно — а как украшают жилища (ну или офисы) к православному Рождеству, которое 7 января? что-то таких алых бантов не припоминаю.
Но об этом мы поговорим в следующей посте, 5 января.