Евросоюз отважился на неожиданный шаг.
Евросоюз отважился на неожиданный шаг.
Ясный сигнал надежды – так назвал председатель Евросовета Шарль Мишель решение саммита ЕС по Украине и Молдове 14 декабря. В Киеве его восприняли как праздник. Но в Верховной Раде оно вызвало легкий ужас. Почему – разбирались Vesti.ua.
14 декабря 2024 года ЕС принял решение о начале переговоров с Украиной и Молдовой о вступлении. Это стало неожиданностью. Президент Украины Владимир Зеленский вместо того, чтобы лично приехать на саммит, обратился к его участникам по видеосвязи, что было воспринято как признак грядущей неудачи.
Накануне было несколько негативных сигналов. Премьер Венгрии Виктор Орбан в интервью СМИ заявил, что считает такое решение ужасной ошибкой, которой надо помещать: "Даже если двадцать шесть (стран ЕС) хотят ее совершить, мы будем против". Внезапно против Украины высказалась Австрия. Канцлер Австрии Карл Нехаммер подчеркнул: если ЕС одобрит рекомендацию Еврокомиссии по Украине, это поставит ее в привилегированное положение по сравнению с другими кандидатами.
Несмотря на такой негатив, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба со ссылкой на свой разговор с венгерским коллегой заверил: угроза со стороны Венгрии снята. Ранее он же сказал знаменитое "готовы спеть и сплясать", комментируя возражения членов ЕС против Украины. И все же ситуация была непонятной. Поэтому Владимир Зеленский, обращаясь к участникам саммита, был эмоционален: "Я прошу вас сегодня об одном – не предайте народ и его веру в Европу! Если никто не верит в Европу, что поможет Европейскому союзу выжить? Люди в Европе не увидят никакой пользы, если Москва получит пропуск от Брюсселя в виде негатива в отношении Украины".
И вот – желанное решение ЕС получено. Судя по сообщению в соцсети Х Шарля Мишеля, это только начало большого марафона Евросоюза по расширению. В тот же день статус кандидата был предоставлен Грузии, а с Боснией и Герцеговиной переговоры начнутся, "как только будет достигнута необходимая степень соответствия критериям членства", уточнил председатель Совета Европы.
Теперь для Украины новый "маяк" – весенний (2024 год) саммит Евросоюза, где, как ожидается, будет утверждена "переговорная рамка" (это, собственно, детали и организационно-технические моменты переговорного процесса). Правда, при условии что Евросоюз признает: Украина выполнила все требования, условия, рекомендации и критерии Еврокомиссии.
Для последующих шагов в рамках евроинтеграции требуется согласие Венгрии. Виктор Орбан, как выясняется, 14 декабря во время голосования Совета Европы по Украине вышел из зала за кофе. Сделал он это по совету канцлера Германии Олафа Шольца (интересно, что Владимир Зеленский 14 декабря в первый день саммита ЕС с необъявленным визитом посетил именно Германию: в Висбадене обсуждал поставки вооружений в страну и вернулся с конкретным результатом).
Позже советник Виктора Орбана Балаш Орбан (Balázs Orbán) в соцсети Х подтвердил: выход Виктора из зала был осознанным, с целью не участвовать "в принятии ошибочного, по нашему мнению, решения". Балаш Орбан многозначительно заметил: Евросоюзу предстоит еще 70 раз определяться по Украине, и все эти решения должны быть консенсусными. То есть единогласными.
Как это будет с Венгрией, стало ясно на следующий же день – глубокой ночью Совет Европы не смог принять "большой пакет" финансирования различных расходов (миграция, Фонд солидарности ЕС и обороны), включая Украину. Шарль Мишель подтвердил версию о единственном блокирующем голосе от Виктора Орбана. Впрочем, процедурно не смог проголосовать "за" и премьер Швеции, которому, как утверждает Шарль Мишель, надо согласовать это решение в парламенте. Окончательно судьба "большого пакета" в 50 млрд евро определится в январе 2024 года, но Мишель уверяет: при любом исходе Украина без денег не останется. "У нас есть инструменты", – отметил председатель Евросовета. Премьер Нидерландов Марк Рютте успокаивает, что "инструменты" применять не придется, пакет будет согласован в первый месяц нового года. А украинский МИД считает, что принципиальное решение уже принято.
Решение о начале переговорной процедуры относительно ЕС внушают оптимизм официальному Киеву, где приветствовали главную новость года для Украины. "Победа Украины. Победа всей Европы. Победа, которая мотивирует и вдохновляет", – написал в соцсети Х Владимир Зеленский. В свою очередь, Госдепартамент США назвал решение "историческим", дающим надежду и стимул странам, а также их народам "продолжать реформы". В России к новости отнеслись сдержанно: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал его политизированным и пообещал "наблюдать".
О реформах в Госдепе США упомянули не ради красного словца.
Президенту Зеленскому, его команде и внешнеполитическому блоку Кабмина можно праздновать, но в Верховной Раде настроение несколько иное. "А я откровенно вспомнил количество законов, которые нам нужно привести в соответствие с законодательством Евросоюза. И мне стало плохо", – поделился народный депутат Игорь Фрис. "Там (в законодательстве) много где сюрпризов", – таинственно заметил Александр Корниенко.
Сейчас мало кто, кроме людей из госструктур, осознает, что начало переговоров означает длинный путь, на котором у нас 32 (+1) раздел acquis, и это громадная работа, рассказал народный депутат Ярослав Железняк.
Acquis – это совокупность общих прав и обязанностей, обязательных для выполнения всеми государствами – членами ЕС. И они все должны быть отображены в законодательстве Украины. "Десятки тысяч страниц законов и нормативки, которую будут воплощать депутаты и чиновники этого созыва и следующего (надеюсь, в единственном числе)", – уточнил парламентарий.
Чувства депутатов не остались не замеченными – в соцсетях советуют взять на вооружение опыт Албании, где умудрились использовать ИИ для перевода 280 тыс. страниц юридических актов ЕС на албанский язык и их интеграции в национальное (албанское) законодательство.
Чем-чем, а работой украинская политическая система загружена будет более чем, прогнозирует президент Украинского института политики Руслан Бортник, и эта работа, как и дискуссии, могут затянуться на долгие годы. К примеру, Польша и Венгрия вступали в ЕС около семи лет. Турция еще до 2006 года согласовала 10 из 32 разделов acquis, но с того момента прогресс в переговорах отсутствует.
Допустили к экзаменам, шутят депутаты в комментариях.
И все-таки решение ЕС 14 декабря будет восприниматься и трактоваться как победа Владимира Зеленского и его команды, что добавило стабильности украинской политической системе и надежду – украинскому обществу в ситуации, когда события развиваются по минорному, депрессивному сценарию, считает Руслан Бортник.
"Это, безусловно, важный символический знак политической поддержки. Но эта победа не подкреплена финансами и ресурсами. "Денег нет, но вы держитесь", – похоже, это слоган декабря в американской и европейской политике по отношению к Украине. А такая поддержка очень важна не только для украинского бюджета, но и для военных возможностей, для безопасности, что является важным и может стать критическим в дальнейшем развитии событий вокруг Украины, – объяснил эксперт. – Ситуация на фронте – определяющая для украинской евроинтеграции. Если РФ продолжит наступление, вопрос евроинтеграции может быть снят из-за усиления военной и политической нестабильности. Если же украинским войскам удастся удержать российскую армию или конфликт будет заморожен, тогда, возможно, нам удастся воспользоваться этим решением Евросоюза о начале переговоров и через значительный временной промежуток действительно вступить в ЕС".
Поэтому оценка события Русланом Бортником – двойственная.
Радуясь событию, мы должны понимать, что "от слов к действиям" могут пройти десятилетия, отметил политический аналитик Александр Кондратенко. Причем у Украины на этом пути гораздо больше подводных камней, чем кажется на первый взгляд. Информационно у РФ от решения саммита ЕС, конечно, серьезно "подгорело", и это не может не радовать. Но "если раньше в ЕС сам факт переговоров означал, что государство стопроцентно примут в ЕС, то после 2020 года ситуация изменилась – гарантий, что государство-кандидат обязательно станет членом Евросоюза по завершении всех переговорных процессов, нет. Теперь ЕС может легально остановить, прекратить, перезапустить процесс на любом этапе, и результат будет не такой, как мы надеемся", – обратил внимание эксперт.
Кроме того, есть два важных вопроса, которые могут поставить палки в колеса в процессе евроинтеграции Украины.
Первый: война. "В Евросоюзе прекрасно понимают: если взять и принять нас, это прямая конфронтация с РФ, чего они откровенно опасаются", – подчеркнул Александр Кондратенко.
Второй: безопасность самой Европы. "Если мы здесь не устоим, вопрос безопасности в Европе под большим вопросом", – расшифровал эксперт.
Получаются своего рода качели, которые вызывают или усиливают сомнения, опасения государств – членов ЕС относительно Украины. Плюс Венгрия, которая вряд ли в краткосрочной перспективе изменит свою позицию. Сейчас почти не упоминаются экономические критерии, а они чрезвычайно важны, что доказали блокады пунктов пропуска на границах с Польшей и Словакией.
И имеются "черные лебеди", которых тоже не стоит списывать со счетов. Один уже проявился в вопросе финансовой помощи, полагает политолог Алексей Якубин: "Если бы это была позиция одной Венгрии, как показала практика об открытии переговоров с Украиной, это решаемый вопрос. Значит, есть и другие страны в Евросоюзе, которые готовы дискутировать о выделении этих средств".
А также – "белый лебедь". Приняв решение по Украине и Молдове, Евросоюз больше сыграл в пользу себе, а не только нашей стране. "Это плюс для евробюрократии – показать, что они, несмотря на отдельные страны Евросоюза, имеют инструменты "продавливать" решения. Таким образом, в Брюсселе показали: вопреки всем сложностям их принятия, ЕС – рабочая структура", – подчеркнул Алексей Якубин.
И еще важный момент.
Если сравнивать с атлантической интеграцией, на пути в НАТО важна цель – получить гарантии безопасности, которые дает членство в Альянсе. А на пути в ЕС важен, как ни странно, сам путь. "Страна интегрирует и воплощает различные нормы, общеевропейские практики, и это важно в первую очередь для самой страны-кандидата и ее жителей", – отметил Алексей Якубин.
То есть, встав на путь интеграции в Европу, государство постепенно становится Европой по сути.
Минимальный срок вступления в ЕС, напомнил эксперт, – три года. Так быстро его прошла Финляндия.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.