Некоторые наживаются даже на соратниках. Почему начаты расследования только сейчас.
Некоторые наживаются даже на соратниках. Почему начаты расследования только сейчас.
На фоне громких демаршей и подозрений народным депутатам в Украине набирают обороты следственные действия против коррупционеров из среды военных. Обыски и аресты военкомов стали прелюдией к широкой "чистке" в армейско-чиновничьих рядах. Кого она уже коснулась и что будет дальше, выясняли Vesti.ua.
О беспределе военкомов в Украине заговорили еще в прошлом году. Соцсети пестрели видеороликами и фото о методах мобилизации, применяемых сотрудниками ТЦК. Регулярно такие кадры всплывали об одесском военкоме Евгении Борисове, в обиход вошли словосочетания "одесский военком", "мобилизация по-одесски".
Но понадобилось журналистское расследование – с одной стороны и кропотливая работа правоохранителей – с другой, а также позиция президента Украины, чтобы 25 июля 2023 года его арестовать. На данный момент уже экс-начальник Одесского ТЦК Евгений Борисов под арестом, ГБР подозревает его в незаконном обогащении. Есть отчего: семья пыталась незаконно вывезти из страны автомобиль Porsche Macan, хотя у его родных четырехколесных "игрушек" еще пять. Кроме того, обширное землевладение, три дома и две квартиры, а также вилла в Испании за 4 млн евро. Это никак не вяжется с размером доходов самого военкома и всей его родни. Помимо взяточничества, Борисова подозревают в уклонении от военной службы.
Борисов – не единственный случай. Правда, у днепропетровского областного военкома размах скромнее: "всего" 350 тыс. долларов США, а также, как показал обыск 1 августа 2023 года, проведенный сотрудниками Нацполиции, несколько автомобилей и квартир в городе Днепр (все оформлено на близких родственников). Руководитель Донецкого ТЦК, ранее руководивший аналогичным в Запорожской области, брал на работу в ТЦК уголовников (это помогает уйти от судебных разбирательств по особо тяжким преступлениям), а также фиктивно направил своих подчиненных якобы в боевое подразделение ВСУ. Пока еще причиненный им ущерб оценивается в 981 тыс. грн.
Совсем "скромняшкой" выглядит на таком фоне командир одного из отделений Винницкого областного ТЦК, которого также обыскали сотрудники Нацполиции 1 августа 2023 года. У него изъяли около 11 тыс. долларов США, а также списки призывников, которых он "отмазывал" за 2 тыс. долларов США.
Это тем более удивительно, что в соцсетях пользователи делятся совершенно иными расценками: за 6-8 тыс. долларов США можно получить белый билет (освобождение от мобилизации), за 40 тыс. грн – отсрочку на полгода. Советник по коммуникации ГБР Татьяна Сапьян называет средний тариф в 5 тыс. долларов США, поэтому расценки сотрудника ТЦК в Прикарпатье, незаконно переправлявшего военнообязанных за границу, можно считать демпингом: от 3 до 4 тыс. долларов США за "голову".
Умнее всех оказался закарпатский военком (Ужгородский районный ТЦК) – брал натурой. Военнообязанные, мотивированные патриоты, вместо службы в ВСУ строили ему поместье.
Следственные действия набирают обороты. Всего за последние дни Нацполиция и СБУ обыскали и осуществили другие следственные действия (в рамках расследования схем по уклонению от призыва), провели свыше 10 обысков в ТЦК Ивано-Франковской, Винницкой, Одесской, Черкасской, Львовской, Черниговской, Житомирской, Киевской, Закарпатской и Одесской областях.
Расследования выходят и ширятся за пределы ТЦК. Если в военкоматах нарушения, так сказать, можно отследить невооруженным глазом, то преступления, в которых правоохранительные органы подозревают военных чиновников, могут выявить только профессионалы. Похоже, правоохранители потянули за "ниточку", которая из ТЦК ведет в различных направлениях.
Например, СБУ подозревает руководителей учебного центра Нацгвардии в том, что они выписали себе почти 1 млн грн. "боевых" премиальных выплат, хотя на передовой не бывали. А бухгалтера одесских морпехов – в разворовывании 10 млн грн. бюджетных средств, которые он начислял как зарплату своим родственникам и знакомым, далеко не морпехам. Руководитель одного из управлений штаба командования Сухопутных войск ВСУ, занимавший также должность в КГВА, организовал канал переправки мужчин за границу. Как отмечают в Офисе генпрокурора, подозреваемый вступил в сговор с неустановленными лицами в одном из киевских ТЦК и потребовал 30 тыс. долларов США с трех желающих вместо фронта оказаться в ОАЭ.
Нетрудно заметить, что основной "товар" коррупционеров в погонах – уклонение от мобилизации. Далее по востребованности: незаконные и необоснованные премии, доплаты из госбюджета, фиктивные договоры (услуги, товары), а также использование рабского труда военнообязанных. Сколько денег крутится в преступных схемах, еще предстоит выяснить.
О том, что ставки высоки, свидетельствует подозрение трем депутатам Киевсовета и одному помощнику депутата Киевсовета: "бойцы" оформились в одно из столичных ТрО, получали боевые выплаты, но более года на службу не являлись. Аргумент – командировка в КГВА. Но экс-командир ТрО, который ее выписал, также получил подозрение – в превышении служебных полномочий, ведь довольствие в части, где они "служили", депутаты получали исправно.
Выявление преступных схем – это хорошо, но будут ли конкретные результаты – уже интересуются скептики. И не только у нас. Западные СМИ обратили внимание на обещание президента Владимира Зеленского бороться с коррупцией в военкоматах.
"Выявляя и исправляя нарушения в системе, Украина стремится укрепить свой оборонный потенциал и укрепить свое положение на пути к членству в НАТО и ЕС", – пишет BNN. Украина открывает второй фронт, считают в Washington Monthly: "Западники, наблюдающие за боевыми действиями в Украине, ждут прорыва на поле боя. Но борьба Украины за освобождение… также война с коррупцией. Эта вторая борьба ведется в столице – Киеве, где президент и парламент создали сеть антикоррупционных судов и правоохранительных органов".
Западные обозреватели усматривают в борьбе с коррупцией вполне прагматичный мотив: местные бюджеты после завершения войны столкнутся с нехваткой средств и надеются на помощь западных доноров и партнеров, а те желают прозрачности.
Украина не должна забывать о борьбе с коррупцией и во время войны с РФ, убеждены в Atlantic Council: "Коррупция продолжает угрожать стране изнутри и может помочь Кремлю достичь своих целей".
То, что правоохранительные органы расследуют правонарушения именно в военной сфере, говорит о серьезности намерения властей покончить с данным явлением, считает политолог Алексей Буряченко, ведь коррупция там – вопрос нацбезопасности. "Своим террором, превышением полномочий они срывают мобилизацию и диалог с обществом, потому что именно ТЦК являются связующим звеном между обществом и фронтом", – обращает внимание эксперт.
Поэтому система ТЦК может быть реформирована. Этого не исключает и военный аналитик Олег Стариков, однако сомневается, что призыв "заменить военкомов ребятами с фронта" будет успешным. Во-первых, ТЦК как орган военного управления взаимодействует с гражданскими структурами, в частности, с ВГА, ведь за мобилизацию отвечает Кабмин. Во-вторых, придя на должность в военкомат, боевой офицер будет, хотя бы на первых порах, относиться к подчиненным и к призывникам как к своим солдатам. А ТЦК – это совершенно другой тип отношений сразу в двух системах (военного и гражданского управления).
Идея не нашла отклика, ни один военком не уступил своего места в тылу и не был отправлен на фронт, подтверждает и Алексей Буряченко.
Сигналы о коррупции в военной сфере поступали и ранее, еще в прошлом году. Почему громкие задержания и обыски именно сейчас, нет ли в этом ориентации на хайп? Этот вопрос задают те, кто наблюдал предыдущие случаи активизации борьбы с данным явлением. Ведь шуму и раньше было много, результатов – мало.
На сей раз и условия войны обуславливают решительность, и первые результаты уже есть, считает Алексей Буряченко. По его мнению, могло быть негласное соглашение между властью и гражданским обществом не афишировать случаи коррупции в первые месяцы войны, чтобы не разбалансировать страну. Поэтому хотя кое-что и просачивалось в СМИ, и были сигналы, отклика от социума не последовало – все были сконцентрированы на отпоре врагу. Но сейчас явление настолько разрослось, что сформировало мощный запрос общества на справедливость. "Результаты уже есть. Мы имеем более 100 кейсов за последние дни, свыше 20 дел уже переданы в суд, по ним будем ждать решений судов", – отметил он. При этом социология показывает, что люди разделяют военных, защищающих страну на фронте, к которым беспрецедентное доверие (около 93%), и тыловых, чей рейтинг доверия сейчас на минимальном уровне.
Замена отдельных фигур вряд ли будет эффективной, сомневается Олег Стариков, если не вскрыть всю цепочку назначений и поручительств. "В чем основная проблема происходящего? Военнослужащие, окончившие военное училище, прошедшие путь от лейтенанта до полковника, были назначены на определенные должности, – в представлениях на назначение было наверняка указано, что они "соответствуют". Значит, те, кто рекомендовал, недоглядели или покровительствовали этому. Что делать – провести служебное расследование по таким руководителям. Ведь полковник Борисов до уголовного дела поднимался по служебной лестнице, "соответствовал"? У нас есть куча правоохранительных и контролирующих органов, есть военная контрразведка, есть служба правопорядка, инспекция Минобороны. При получении таких сигналов обязаны проводить расследования, но никто ничего не делает или делали, но не давали реализовывать. Кто – пусть читатели сами ответят на этот вопрос", – рассказал эксперт.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.