Греческие церкви выдвинули идею прекращения конфликта в православном мире.
Греческие церкви выдвинули идею прекращения конфликта в православном мире.
Ровно год назад, 27 мая 2022-го, УПЦ провела собор в Феофании. Его решения были радикальными для УПЦ, а для всего общества - недостаточными, что дало повод говорить о зависимой, даже "пророссийской", позиции УПЦ, и в конечном счете привело к усилению давления на нее, потере сотен приходов в западных, центральных, северных регионах, а в самом Киеве - к попыткам отъять у УПЦ главную ее святыню, Киево-Печерскую лавру. Vesti.ua вспоминают обстоятельства важных решений, принятых в мае 2022-го, а также рассказывают о тех предложениях для УПЦ и ПЦУ, которые звучат сегодня со стороны Константинопольского патриархата.
27 мая 2022-го в Киеве было жарко, в прямом и переносном плане. Свято-Пантелеймоновский женский монастырь, что находится в Феофании на юго-западе Киева, принимал Собор УПЦ. На днях состоялось заседание Синода УПЦ (это главный орган власти в церкви), и, по просочившимся наружу данным, - там возник неформальный конфликт между двумя группами архиереев из дюжины участников: часть из них говорила о необходимости жестких решений. Надо сказать, их время пришло: к тому моменту российские войска уже были отведены с севера Украины, первый страх прошел - и у общества появились к церкви закономерные вопросы: как получается, что ее иерархи до сих пор поминают в ходе своих служений патриарха РПЦ Кирилла, сама УПЦ пребывает если не в "евхаристическом единстве" с РПЦ, то, во всяком случае, отношений с нею не разорвала. Соответственно, от УПЦ ждали решений о полном разрыве, т.е., обретении автокефалии - "церковной независимости".
На Соборе приняли решения об осуждении позиции патриарха РПЦ Кирилла; восстановлении мироварения в Украине; "церковной децентрализации" (епархиальные архиереи получили право самостоятельно принимать решения о жизни епархий, которые обычно принимаются Синодом - на время войны); также был провозглашен призыв о диалоге к ПЦУ - сопряженный с требованиями к ней прекратить захваты храмов.
Как видим - решения об автокефалии не было. Официальная позиция УПЦ такова: раз уж церковь имеет все признаки автокефалии (мироварение, принятие решений), то и подчиненных отношений к РПЦ у нее нет. Но почему приняли половинчатое решение? - ректор Киевской духовной семинарии Сильвестр (Стойчев) пояснил это нежеланием разбалансировать сложную структуру при самостоятельном принятии автокефального статуса: "Важный аспект автокефалии - это признание ее другими Поместными церквями. А теперь давайте смоделируем ситуацию: УПЦ провозглашает себя автокефальной, и что дальше? - приверженцы той модели Вселенской церкви, которую активно пропагандирует Константинопольский патриархат, сразу же заявили бы, что только ему принадлежит право и привилегия давать автокефалию, - пояснил архиерей. - Иные сказали бы, что нужно достичь консенсуса в этом вопросе между всеми Поместными Церквями, но на поиски такого консенсуса могут уйти даже не годы, а десятилетия".
Еще один нюанс называет религиовед Алексей Смирнов: вопрос автокефалии для УПЦ должен был бы решиться при участии РПЦ. "На этом настаивали бы многие Поместные церкви, а РПЦ, естественно, никогда не согласилась бы решить вопрос в русле, заданном Фанаром (район в Стамбуле, где находится Константинопольский патриархат - Авт.) в 2018 году", - уточнил он.
Тем не менее, даже такое, половинчатое, решение вызвало резкое сопротивление у части иерархов - Донецкая и Симферопольская епархии заявили о непризнании решений Собора, пожелав "остаться в единстве с РПЦ".
Год спустя положение УПЦ ухудшилось донельзя. И в этот момент возникло предложение со стороны "греческих" церквей (их влияние в православном мире велико, на них опирается и Вселенский патриархат) по поводу "мирного плана" для УПЦ и ПЦУ, а также других православных конфессий, которые будут заинтересованы в присоединении. На днях архиерей Александрийской церкви, митрополит Зимбабвийский Серафим (Киккотис) выступил с мирным планом, согласно которому церковь возвращается к условному "статус кво", убирая все обиды. Первым делом, Вселенский патриархат восстанавливает митрополита УПЦ КП Филарета. Далее, все стороны признают хиротонию митрополита ПЦУ Епифания (т.е., он и его иерархи признаются действующими и "благодатными" священниками всеми православными церквями, сейчас у части из них общения с ПЦУ нет из-за непризнания их хиротоний каноническими). Затем церковь собирается воедино под главенством сначала Филарета, а когда тот отойдет в мир иной, - его заменит Онуфрий. После него руководить УПЦ будет самый молодой из трех митрополитов, Епифаний. Что важно, все церкви, согласно плану, должны признать право нашей 40-миллионной страны на автокефалию. Это решение, естественно, потребует участия и РПЦ - соответственно, митрополит Серафим вносит последнюю идею, о проведении всеправославного Собора, на котором должен состояться диалог со всеми церквями (главный - между Константинополем и Москвой).
Ранее тот же Серафим (Киккотис) озвучивал идею автокефалии для Украины, однако при условиях "перерукоположения" епископов ПЦУ (это, по идее, сняло бы разногласия - конечно, в самой ПЦУ были противники), а главой общего Синода назначили бы митрополита УПЦ Онуфрия (Епифаний - зам). Еще один план предлагал митрополит Иерофей (Влахос), согласно нему вводился "переходный режим", две церкви внутри страны не объединялись бы, сосуществуя друг с другом по принципу федерации, но имели бы общего руководителя. "Эти планы были высказаны еще в 2019-2020 годах, после того, как стало понятно, что Томос не сработал, как задумывалось, и планы Константинополя по "преодолению раскола" в Украине провалились, - напоминает Смирнов. - Главной идеей обоих иерархов является создание некоей общей структуры для ПЦУ и УПЦ, когда между ними не происходит полного слияния, но устанавливается общее руководство".
Нужно заметить, что в 2019-20 гг. эти идеи были отброшены: сам Константинополь считал вопрос решенным, да и УПЦ отвергала вмешательство Варфоломея, вплоть до разрыва евхаристического общения с Константинополем. Бортник напоминает, что раньше УПЦ постоянно отказывалась от сближения с ПЦУ/УПЦ "КП", выдвигая в качестве обязательного условия "покаяние" остальных конфессий, после чего они были бы готовы "влить" их в себя (а не объединить, как равные с собой).
Однако год спустя после начала полномасштабного вторжения план снова на столе. "Это - старая идея объединения УПЦ "МП" и "КП", только в новой обертке, - считает политолог Руслан Бортник. - Учитывая, что позиции УПЦ очень ослабели - административно, политически, и социально, - тестируется готовность их иерархов пойти на такое объединение - ведь все стороны понимают, что нынешние события приведут к радикализации внутри УПЦ, когда наиболее радикальная ее часть перейдет в "катакомбный" формат, и будет совершенно нелояльной к власти".
Смирнов полагает, что причиной, по которой "мирный план" снова появился, стал сигнал, отправленный УПЦ в Константинополь о готовности к диалогу. Об этом, по его предположению, говорит недавний визит митрополита Львовского Филарета к предстоятелю Кипрской церкви. "Очевидно, смягчить позицию УПЦ вынудила нынешняя ситуация - давление властей, неопределенный канонический статус после собора в Феофании. Да и со стороны видного представителя Фанара, архиепископа Элпидофора (его называют вероятным преемником Варфоломея - Авт.) также звучат слова о готовности Константинопольской церкви выступить в качестве посредника", - добавляет религиовед.
Вместе с тем, эксперты не считают план осуществимым - в данный момент. Алексей Смирнов убежден, что он невыгоден для ПЦУ, которая "как никогда оказалась близкой к полному триумфу и уничтожению своих "конкурентов", и вряд ли Епифаний согласится поступиться нынешним статусом ради того, чтобы смягчить условия "сдачи" для УПЦ, - уточнил эксперт. - И уж совершенно неприемлемым для него является выполнение главного условия со стороны УПЦ - о перерукоположении епископата ПЦУ".
С другой стороны, план поможет легализовать ПЦУ для всех Поместных церквей, что также является плюсом для нее (т.е., есть и положительный момент). Однако противление будет и со стороны части епископата УПЦ. "Часть УПЦ изначально готова к такому диалогу, но вот убедить всех в необходимости такого сценария будет сложно - разве что, главой новой структуры будет назначен Онуфрий", - считает Руслан Бортник.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.