Долги украинских граждан за коммунальные услуги в первый военный 2022 год увеличились на 40 млрд грн.
Долги украинских граждан за коммунальные услуги в первый военный 2022 год увеличились на 40 млрд грн.
Власть ищет компромисс между списанием задолженности и "выбиванием" неуплаченного по счетам.
Возможен ли он – разбирались Vesti.ua.
Основная позиция власти: долги за ЖКХ никто не спишет, несмотря на широкомасштабную вооруженную агрессию РФ. В текущем году было принято несколько важных решений относительно таких долгов.
Постановление Кабмина стало реакцией не скандал: ВПЛ и беженцы получали двойные платежки за услуги ЖКХ и в новом, и в оставленном из-за боевых действий (и даже разбомбленном) жилье. Например, за разрушенную обстрелом квартиру жительница Зеленодольска несколько месяцев после рокового обстрела получала платежку за обслуживание домов и придомовых территорий, хотя факт разрушения жилища был официально зафиксирован.
Таким образом, никто коммунальные долги списывать не собирается. И это понятно: ЖК-услуги предоставляют частные компании, "поэтому их затраты должен кто-то перекрыть. Это возможно сделать только из бюджета, который и так сильно страдает в связи с войной", отмечают в юридической компании "Санкам".
Поставщики услуг ЖКХ настроены решительно. Согласно аналитике Opendatabot со ссылкой на Государственную судебную администрацию, по итогам 2022 года 34% всех судебных дел составляли гражданские, из них 26% – это как раз взыскание задолженности за жилищно-коммунальные услуги (с отрывом в один процент – расторжение браков).
Однако успешными для ЖКХ такие судебные разбирательства не назовешь: всего по стране в прошлом году удалось взыскать только 5 копеек с каждой 1 гривни от суммы задолженности, переданной в исполнительную службу. В деньгах это 10 млрд 200 млн грн. из 207 млрд грн. Средний срок взыскания – приблизительно два-три года.
Впрочем, для поставщиков ЖК-услуг этот показатель наверняка выше. Как рассказала Vesti.ua адвокат и управляющий "Адвокатским бюро Анны Даниэль" Анна Даниэль со ссылкой на Реестр судебных решений за май 2023 года, суды чаще всего встают на сторону взыскателей задолженности. "Из последних решений – дело №592/2212/23, по которому с должника в пользу ООО "Котельная Северного промышленного узла" было взыскано за тепловую энергию 48 585,79 грн., а также абонплату 1860 грн. и 1989 грн. годовых (3%), а еще 5495 грн. инфляционных начислений, судебный сбор – 2481 грн. и расходы на правовую помощь в сумме 2500 грн. Как видим, сумма долга выросла почти на четверть", – отметила эксперт.
По другому делу, №334/2200/23, в пользу концерна "Городские тепловые сети" взыскано за отопление в нежилом помещении 44 662 грн. По иску КП "Черновцытеплокоммунэнерго" с физлица взыскано 9707 грн. за отопление, еще 2684 грн. судебных расходов и 324 грн. абонплаты. Или АО "Криворожская теплоцентраль", иск которого к физлицу об уплате долга за отопление с 2014 по 2022 год в сумме 25 751 грн. был удовлетворен в полном объеме, к тому же более 5000 грн. инфляционной составляющей и другие расходы, что увеличивает конечный платеж до 32 898 грн.
Со ссылкой на судебную практику управляющая "Адвокатским бюро Натальи Гнатуш" Наталья Гнатуш утверждает: "На данный момент, поставщик ЖК-услуг пользуется двумя инструментами взыскания долга: направление претензии и обращение в суд. В связи с отсутствием анализа задолженности, ранжирования должников, с наличием некорректных данных по должникам и некачественно подготовленными документами, суды иногда отказывают во взыскании задолженности".
С недавних пор у поставщиков появилась альтернатива – арест счетов. 5 марта 2022 года Кабмин своим постановлением запретил поставщикам начислять и взыскивать пени и штрафы, а также прекращать предоставление коммунальных услуг за долги.
Но с 8 мая 2023 года, в связи с вступлением в силу Закона Украины "Об отдельных особенностях организации принудительного исполнения судебных решений и решений других органов во время военного положения", прекратилось действие моратория Кабмина на арест банковских счетов должников (разрешалось пользоваться деньгами со счета, если долг менее 100 тыс. грн.). То есть задолжавшие по коммунальным счетам уже могут столкнуться с арестом своих банковских счетов. (Например, в monobank уже арестованы счета более чем 400 тыс. клиентов). Правда, как разъяснило Министерство юстиции, часть средств с арестованных счетов все же будет доступна владельцам. Как рассказал Vesti.ua заместитель председателя Ассоциации частных исполнителей Украины Анатолий Телявский, "если раньше счета должников находились под арестом годами, то теперь, независимо от суммы долга и категории взыскания, должники могут использовать сумму в две минимальные зарплаты (13 400 грн.) в месяц. Остальные средства со счета будут направлены на покрытие задолженности по судебному решению".
В прошлом году Верховная Рада предприняла попытку запретить на период военного положения взыскание любой задолженности в принудительном порядке, но президент Украины ветировал закон, и запрет остался только для определенных категорий граждан и предприятий ВПК. Петиция на сайте президента об отмене платы за коммуналку в районах активных боевых действий собрала необходимые 25 тыс. подписей и была направлена президентом на рассмотрение правительству.
Несмотря на это, у поставщиков, похоже, сдают нервы. По словам народного депутата Алексея Кучеренко, НАК "Нафтогаз Украины" намерена обратиться к коллекторам для взыскания долгов.
И это понятно – речь идет о колоссальных суммах. За 2022 год украинские граждане нарастили задолженность за ЖК-услуги. По данным разных источников, на 23-40 млрд грн. Если учесть, что по состоянию на декабрь 2021 года этот показатель составлял 81,6 млрд грн., то суммарно украинцы задолжали поставщикам коммунальных услуг почти 100 млрд грн. Львиная доля долгов – за отопление и горячую воду (28,3 млрд грн.).
В свете вероятного роста тарифов на электроэнергию и другие услуги ситуация обретает характер арктической. В Верховной Раде предпринимают новую попытку решить проблему: депутаты зарегистрировали законопроект, которым обяжут поставщиков разрабатывать и заключать с абонентами договоры о реструктуризации задолженности, возникшей с 24 февраля 2022 года + 12 месяцев.
Реструктуризация – это рассрочка оплаты долга, как объясняет "Центр коммунального сервиса". На данный момент выбор способа взыскать долг остается за поставщиком, подчеркивают народные депутаты – соавторы законопроекта. К реструктуризации его ни один закон не обязывает, что "приводит к возникновению конфликтных ситуаций между исполнителями и потребителями и к отказу исполнителей заключать договоры реструктуризации".
Если же обязать поставщика заключать договоры о реструктуризации, это, полагают парламентарии, сократит задолженность. Но вряд ли спасет самих поставщиков от банкротств или финансовых проблем, отмечает собеседник Vesti.ua, знакомый с ситуацией в ЖКХ-сфере.
Метод для Украины не новый. 20 февраля 2003 года вступил в силу закон, согласно которому подлежала реструктуризации задолженность за ЖК-услуги на срок до 60 месяцев (пять лет). Тогда только так удалось решить так называемый кризис неплатежей, когда поставщики ЖК-услуг оказывались на грани банкротств, и многие из них по этой причине перешли в частные руки.
Реструктуризация растягивает уплату долга во времени и не гарантирует полной его выплаты. По сути, это отсрочка, причем поставщик не может начислить инфляционные и пеню, отмечает собеседник Vesti.ua. А поставщику деньги нужны "здесь и сейчас", ведь ему тоже надо оплачивать счета. Поэтому законопроект немного снимет социальную напряженность, и только, если он будет принят, в чем собеседник сомневается.
Его сомнения разделяют также эксперты. Обоснование всего в три абзаца, все сводится к единственному аргументу – война, хотя причина – в несовершенной системе управления ЖКХ и обнищании населения еще до 24 февраля 2022 года, обращает внимание на настораживающие особенности проекта адвокат Анна Даниэль. "Долги в десятки тысяч гривен накапливались даже у некоторых жителей столицы, – рассказала она. – Помню, у меня был клиент с 68 тыс. грн. долга".
Причины этого – не только управление ЖКХ, но и обнищание населения. Согласно опросу КМИС, проведенному в конце 2021 года (незадолго до агрессии 24 февраля 2022 года), все ЖК-услуги за последний месяц оплатили 81,7% респондентов, частично – 14%, не платили совсем – 3,5%, однако сам КМИС подчеркивает, что реальных неплательщиков больше, не все сказали правду в таком чувствительном вопросе. При этом основная причина неуплаты или частичной уплаты по счетам з ЖК-услуги – отсутствие денег (82%).
Программа развития ООН прогнозирует: если военные действия в Украине затянутся, будет потеряны 18 лет социально-экономических достижений, при этом почти треть населения окажется за чертой бедности и еще 6,2% столкнутся с высоким риском обнищания в последующие 12 месяцев. То есть у людей упали доходы и платить им просто нечем.
Но именно поэтому реструктуризация будет выгодна всем, полагает Наталья Гнатуш: потребителям это дешевле, чем если с них взыщут через суд; поставщикам услуг – возможность привлечь добросовестных потребителей и регулярно получать хотя бы часть долга.
Все бы хорошо и всем выгодно, если бы не несколько "но".
Первое. Депутаты в законопроекте употребляют устаревшую терминологию, что может потом вылиться в формальную причину для отказа в договоре реструктуризации.
Второе. Если у потребителя есть сомнения в сумме или в периоде возникновения задолженности, подписывая договор, он должен знать, что тем самым он соглашается с размером обязательства. Поэтому до подписания такого договора следует в форме заявлений или запросов прояснить все непонятные моменты в начислениях – и только после этого принимать решение о договоре реструктуризации, советует Наталья Гнатуш.
Третье. Угроза коллекторов. Договор реструктуризации долга – добровольный. Никто не имеет права принуждать к подписанию такого договора, поставщики могут разъяснять вашу выгоду, вот и все, но не факт, что этого не будет. В Украине участились случаи, когда людям звонят и требуют погасить долги за ЖК-услуги, или от имени поставщиков, или анонимные собеседники. В таких случаях, советует эксперт, следует зафиксировать номер телефона и время звонка (если говорит робот, голос записан заранее) или спросить, кто именно звонит, какую структуру представляет и на каком основании. Добыв эти данные, можно обжаловать действия коллектора в Нацбанке, особенно если между ним и поставщиком ЖК-услуг не заключен договор. И не воспринимать эти звонки как принуждение к подписанию договора реструктуризации.
Четвертое. Реструктуризация эффективна, если у человека есть стабильный доход. Если же его нет, то договор о реструктуризации задолженности вообще не имеет смысла и сложную проблему точно не решит, убеждена Анна Даниэль.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.