Сколько может продлиться забастовка голливудских сценаристов.
Сколько может продлиться забастовка голливудских сценаристов.
Уже вторую неделю в США продолжается крупнейшая забастовка сценаристов кино и телесериалов. В ней принимают участие более 11 тысяч авторов. Из-за этого уже приостановлена работа над многими топовыми картинами, шоу, и это может повлиять как минимум – на перенос даты выхода, а как максимум – вообще привести к закрытию проекта. Среди них уже оказались продолжения сериалов “Одни из нас”, “Андор” на Disney+, “Очень странные дела” на Netflix и "Рыцарь Семи Королевств: Межевой рыцарь” (спин-офф “Игры престолов”).
Vesti.ua выяснили, что стало причиной крупнейшей забастовки авторов фильмов за последние 15 лет и первой в эпоху стриминговых платформ.
Забастовка сценаристов началась 2 мая, после того как Гильдия сценаристов не смогла достичь нового соглашения о более высокой оплате труда такими студиями, как Netflix и Walt Disney. По их данным, из-за инфляции за последние десять лет сценаристы стали получать меньше на 23%. Сейчас в Голливуде, по словам нашего источника, расценки на услуги сценаристов таковы: специалисты среднего уровня зарабатывают от 5 тыс. до 10 тыс. долларов за серию и от 500 тыс. до 1 млн долларов за сценарий к полнометражке. Профессионалы и топовые сценаристы Голливуда могут получить до 15 тыс. долларов за эпизод и от 2 млн до 5 млн долларов за фильм. Несмотря на то что такие авторы, как Джордж Мартин (“Игра престолов”), не жалуются на свои заработки, писатель все равно поддержал своих коллег постом в соцсетях.
“Я не в Лос-Анджелесе, поэтому не могу прийти на пикет, как в 1988 году, но я хочу официально заявить о своей полной и безоговорочной поддержке моей гильдии”, – написал в своем блоге Джордж Р. Р. Мартин.
При этом, по подсчетам Гильдии сценаристов, оборот в индустрии за 20 лет вырос в шесть раз (с $5 млрд в 2000 году до $28-30 млрд в 2017-2021 годах).
Проблема с оплатой труда сценаристов появилась по нескольким причинам. Одна из них в том, что раньше, работая над полнометражным фильмом, который выйдет в прокат, авторы получали не только фиксированную зарплату, но и отчисления от кассовых сборов. В случае с сериалами, которые выходят на стриминговых платформах, такого понятия, как кассовые сборы, нет, а значит, и платить роялти не из чего. Тем более что у того же Netflix непрозрачная бухгалтерия. В случае успеха сериала они рапортуют о приросте подписчиков, но не об объеме кассовых сборов, как это делают крупные кинокомпании. Поэтому сценаристы просят, чтобы им платили роялти по аналогии с отчислениями, которые Spotify или Apple Music платят авторам и исполнителям песен.
Есть проблема и в том, что сериалы стали более яркими и технологичными. Для того чтобы снять такой сериал, как “Локи” или “Мандалорец”, стало уходить больше времени. Почти столько же, сколько уходит на съемку, отбирает и постпродакшн, во время которого добавляются различного рода спецэффекты. Формально сценарист после окончания съемок завершил свою часть работы, однако чек с оплатой он получает только после того, как будет завершен весь процесс. Но при этом, согласно контракту, он не может переключиться на новый проект, и автору больше, чем в прежние времена, приходится ждать своих денег.
Расходы на создание оригинального потокового контента выросли с $5 млрд в 2019 году до $19 млрд в 2023 году. Львиная доля этих цифр приходится на Netflix – компанию, которая в 2021 году отчиталась об операционной прибыли в размере $6 млрд (в 2022-м цифры были чуть ниже – $5,6 млрд).
Гильдия не может противостоять развитию ИИ, и хотя на данном этапе он еще не является их конкурентом, но все именно к этому идет. Первые, кто пострадает от введения в работу над фильмами нейросети, – это авторы фильмов, которые снимаются по мотивам литературных произведений. Чтобы начать работу над новой адаптацией, скажем, “Трех мушкетеров”, роман Дюма просто целиком загружается в сеть и ставится задача – обработать и создать сценарий. Конечно, машины пока не способны в этом полностью заменить человека, но некий продукт они могут выдать. А потом привлекается уже профессиональный сценарист, который удаляет огрехи и что-то дописывает или оформляет. Соответственно, такая работа будет оплачиваться ниже, чем написание человеком сценария по мотивам романа.
По словам представителей Гильдии, студии уже хотят делегировать им часть работы и, соответственно, уменьшить траты на сценаристов. Поэтому бастующие хотят прописать в договорах стандарты участия человека в создании сценариев и оплаты труда согласно бюджетам и успехам заказчика.
Сколько будет длиться нынешняя забастовка – прогнозировать никто не берется. Но то, что она может растянуться на месяцы, вполне реально. Например, забастовка сценаристов 2007-2008 длилась 100 дней и ее ущерб для экономики штата Калифорния, существенная часть которой приходится на сферу кино, эксперты оценили в районе 2 млрд долларов. Поэтому совсем не удивительно, что ситуацию попытался даже урегулировать президент страны Джозеф Байден, который стал на сторону сценаристов.
“Искренне надеюсь, что забастовка сценаристов в Голливуде закончится и им предложат честную сделку, которую они заслуживают, как можно быстрее”, – заявил Байден.
Чем дольше будет длиться забастовка, тем больше может последовать увольнений сотрудников из других сфер, поскольку в период простоя их услуги не нужны. А это работники съемочной площадки, осветители, звуковики, костюмеры, электрики, кейтеринг, массовка и т. д. За время забастовки-2007 работы лишились 38 тысяч человек.
Пострадали также зрители, поскольку десятки сериалов, которые должны были выйти в тот период, закрыли или сократили количество серий.
Например, “Доктор Хаус”: все сезоны по 22-24 эпизода, но в четвертом – всего 16. Аналогичная ситуация и с другими шоу: “Во все тяжкие”, “Гриффины”, “Остаться в живых”, “Теория Большого взрыва” и “Офис”.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.