Главы местного самоуправления крупных городов подозреваются в уголовных преступлениях.
Главы местного самоуправления крупных городов подозреваются в уголовных преступлениях.
Мэры крупных украинских городов все чаще попадают в судебную хронику. Этот тренд проявился еще в 2020 году с начала пандемии, когда центральная власть вошла в клинч с местными властями ряда крупных городов. Далее началось противостояние в медиа Ассоциации городов Украины (под руководством мэра Киева Виталия Кличко) и Конгресса местных и региональных властей (структура Офиса президента).
Во время войны это противостояние никуда не делось. Более того, к мэрам начали применять судебные меры пресечений.
Что происходит с региональными лидерами и сможет ли Банковая сменить элиты на местах, разбирались Vesti.ua.
4 мая 2023 года Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) сообщила, что взяла под стражу мэра Одессы Геннадия Труханова по подозрению в присвоении более 90 млн грн. бюджетных средств при выкупе городом обанкротившегося завода "Краян" в 2016 году. На следующий день, 5 мая, Труханов под залог в 13 млн 400 тыс. грн. вышел из СИЗО. 9 мая 2023 года Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда Украины (ВАКСУ) не смогла рассмотреть апелляцию стороны защиты по мере пресечения, потому что САП (сторона обвинения) также обжаловала меру пресечения. САП считает, что залог следует увеличить до 50 тыс. грн. Следующее заседание суда назначено на 16 мая.
Дело по "Краяну" расследует НАБУ. Детективы ведомства полагают, что город выкупил админздание завода по завышенной цене. Кроме того, есть еще одно дело – о преступной группировке, нанесшей государству ущерб в более чем 600 млн грн.
Словно в подтверждение того, что выход Труханова под залог ничего не решает, в Одессе 8 мая были задержаны руководитель "Одессатранспарксервис" и его заместитель. Кроме того, 4 мая было совершено нападение на общественного активиста Демьяна Ганула, в организации которого пострадавший обвинил мэра Одессы.
Список мэров-коррупционеров можно продолжать. 30 августа 2022 года НАБУ, САП и контрразведка СБУ провели серию обысков в Запорожье, в частности в здании горсовета. Причина – подозрения в хищении гуманитарной помощи сотрудниками ОВА и горсовета. Точка в этих громких скандалах не поставлена до сих пор.
В марте 2023 года мэр Полтавы Александр Мамай был приговорен ВАКСУ к пяти годам лишения свободы условно (с испытательным сроком в один год) по обвинению в разворовывании бюджетных средств. По утверждению стороны обвинения, Мамай за счет горбюджета оплачивал труд домашних работниц в его личном жилище. Схема проста: труженицы домашнего фронта были оформлены в штат "Института развития города", финансируемого из горбюджета, и там формально получали зарплату.
В декабре 2022 года Яворовский районный суд Львова признал мэра еще одного крупного города – Чернигова – Владислава Атрошенко виновным в конфликте интересов. Приговор: отстранение от должности сроком на один год.
Этот вердикт раскритиковал мэр Днепра Борис Филатов: "В Кодексе об административных правонарушениях совсем такого нет… Можно было как-то по-другому решить вопрос. Но убить местное самоуправление в Чернигове – это несправедливость".
В столице Украины у местного самоуправления, на первый взгляд, проблем нет, ведь мэр города не ходит в подозреваемых в коррупции, путешествует в СИЗО и обратно и не отстраняется от должности. Но слова Виталия Кличко о количестве дронов над Киевом (60 объектов) опроверг спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат. По его данным, дронов было 35, все сбиты, информация опубликована на официальных ресурсах Генштаба.
Все эти кейсы усиливают зависимость местного самоуправления от центра, считает советник Ассоциации городов Украины Иван Фурсенко. Причем, по мнению эксперта, пересмотр отношений "регионы – центр" происходит с 2020 года планомерно, потому что на выборах в местные советы победили преимущественно не члены и сторонники правящей партии. Актуализация кейсов с мэрами городов хронологически совпала с тем, что сейчас в Украине проходят выборы в партийных ячейках "Слуги народа", которые возглавляют преимущественно главы ОВА. Они, в свою очередь, на местах действуют параллельно, а иногда и подменяя местное самоуправление. Так, рассказал Иван Фурсенко, бюджеты на 2023 год в ряде регионов принимались военными администрациями без оглядки на местное самоуправление.
В связи с этим уголовные дела против мэров важны, считает он, тем, что есть прецеденты отстранения от должностей (мэр Чернигова), хотя основанием должен быть приговор по уголовному делу, а не админнарушение. "Со стороны государства осуществляется давление, потому что не все местное самоуправление поддерживает новосформулированную политику регионального развития. Почему? Не все понимают, куда она ведет, как будут развиваться регионы, куда вкладываться средства", – объяснил Иван Фурсенко.
После перестройки структуры Кабмина в январе 2023 года, когда Минрегион был соединен с Мининфраструктуры, коммуникация нового ведомства под руководством Александра Кубракова с регионами осложнилась. Опрошенные Vesti.ua собеседники на условиях анонимности рассказывают, что хотя Александр Кубраков производит впечатление человека честного и порядочного, структура министерства не вполне обеспечивает "обратную связь" с местным самоуправлением и своевременное информирование. Один из собеседников Vesti.ua сетовал на Конгресс местных и региональных властей при президенте Украины, который подменяет Ассоциацию местного самоуправления.
К чему это приводит, пояснил Иван Фурсенко: по его информации, депутаты подали запросы на назначение председателей военных администраций в громады, которые долго были в оккупации, однако определение понятия "долго" отсутствует. "У нас есть громады, где функционируют и местное самоуправление, и военные администрации. Я лично знаю случаи, когда в такие ВА назначают людей из Западной Украины. Для чего это? Они людей не знают, им незнаком рельеф (местности), военным не помогут. Главы таких ВА обращаются к избранным председателям местных советов, просят что-то посоветовать и подсказать. Сейчас об этом мало говорится, но это есть", – отмечает он.
И эта неопределенность – прямой результат незавершенной децентрализации. Широкомасштабная вооруженная агрессия РФ высветила те проблемы, которые в мирное время успешно не замечали.
Первая – коррупция на региональном уровне. Подозрение в хищении гуманитарной помощи в Запорожской области имело международный резонанс, поэтому к мэрам вопросы у правоохранительных органов есть.
Вторая – бесконтрольность на местах. "Там, где срабатывают правоохранительные органы, есть видимый результат. Без органа, который системно и законно будет контролировать деятельность ОМС, есть точечные кейсы, и другими они быть не могут. Надо довести реформу до конца и ввести институт префектов", – считает исполнительный директор Международной ассоциации малых громад Алексей Буряченко.
Третья – административно-территориальное разделение Украины устарело. Если взять Одессу и Николаев, Одесский регион не так пострадал от боевых действий, как Николаевский, но бизнес из области переезжает, сезона отпусков там, с учетом сроков разминирования, не будет в ближайшие пару лет. "В рамках той структуры, которая была до войны, развития не получится, тем более с учетом акцента в текущем году в региональной политике на интеграцию ВПЛ в тех громадах, где они осели. Все это есть в объеме понимания и в отдельных каких-то кластерах. Но единого документа, что делать и куда двигаться, я не видел", – признается эксперт.
Приговоры мэрам крупных городов Украины скажутся на их стартовых позициях на местных выборах. "На авансцену выйдут военные и волонтеры, пройдет переформатирование местных элит. Некоторые представители нынешней властной верхушки опасаются объединения представителей партийных и экономических кругов, которые давно окопались во власти, и новых выдвиженцев, с безупречной репутацией и боевым опытом", – полагает эксперт общественного движения "Всі разом" Евгений Сависько. Он предполагает: Верховная Рада и Кабмин усилят контроль за местным самоуправлением.
Но считать уголовные дела политически мотивированными сложно, ведь то же расследование по "Краяну" (Одесса) тянется с 2016 года, в ходе следствия дело разрослось новыми эпизодами. Да и местные выборы, по срокам, должны пройти только в 2025 году. Правда, и сами дела против мэров будут иметь долгую историю. "Учитывая, что большинство уголовных производств расследует НАБУ, то настоящую точку мы увидим только в Верховном суде, а может, даже в Европейском суде по правам человека, – рассказал Vesti.ua соучредитель Адвокатского объединения "АЛИБИ" Алексей Бебель. – Что касается персоналий новых мэров, то решение снова за избирателями. Они могут и за старого проголосовать до вступления приговора в силу. Если, конечно, это будет обвинительный приговор".
Эксперт объяснил: если говорить об отстранении мэра по решению суда, управлять городом из СИЗО невозможно, поэтому в таких случаях будет действовать правило, как в случае отсутствия городского головы, – функции, скорее всего, будет выполнять секретарь рады.
В Одессе это Игорь Коваль, секретарь Одесского горсовета, ранее баллотировавшийся в горсовет по списку "Слуги народа", а до того – ректор Одесского госуниверситета. В Чернигове временно выполняет обязанности мэра секретарь горсовета Александр Ломако.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.