Авиакомпании сталкиваются с серьезной проблемой обезуглероживания и ужесточением законов о соблюдении климатических норм, поясняет она. Встречный ветер дует со стороны Системы торговли квотами на выбросы Европейского союза (EU ETS).
Очищение воздуха
Авиакомпании должны иметь достаточно квот, чтобы покрыть каждую метрическую тонну углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу на рейсах, начинающихся и заканчивающихся в Европейской экономической зоне, Великобритании и Швейцарии. Сейчас они получают около половины таких разрешений бесплатно, но эта сделка заканчивается в 2026 году. Доля квот, за которые авиакомпании должны платить, начинает расти с 2024 года, что фактически удвоит их затраты на выбросы углерода всего за три года.
Цена за единицу выбросов углерода также резко возросла в последнее время, впервые превысив 100 евро (111 долларов США) в конце февраля, и, похоже, не собирается снижаться. В отчете европейского транспортного аналитика Bernstein Алекса Ирвинга конечная стоимость этих изменений для европейских авиакомпаний оценивается примерно в пять миллиардов евро в 2027 году.
И это только вершина айсберга. В течение следующих трех десятилетий авиация должна превратиться из отрасли, загрязняющей окружающую среду (самолеты несут ответственность за 2,5% мировых выбросов CO2), в отрасль с нулевым чистым выбросом.
В соответствии с планом Destination-2050 европейский сектор намерен сократить выбросы за счет инвестиций в будущие экологически чистые самолеты и инфраструктуру, повышения эффективности операций и использования альтернативных видов топлива и технологий удаления углерода.
Кто заплатит?
В отчете исследовательской группы SEO Amsterdam Economics и Королевского аэрокосмического центра Нидерландов стоимость достижения нулевого уровня выбросов к 2050 году оценивается в колоссальные 820 миллиардов евро.
В обоих отчетах делается вывод, что сектор не сможет сам покрыть эти расходы. Только изменения в EU ETS сократят операционную прибыль шести крупнейших авиакомпаний континента, выполняющих прямые рейсы (Ryanair Holdings Plc, EasyJet Plc, Wizz Air Holdings Plc, Vueling, Eurowings и Transavia) примерно на 77%.
Это означает, что цены на билеты должны быть выше, что, в свою очередь, делает неизбежным падение спроса. По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта, к 2040 году число пассажиров почти удвоится по сравнению с уровнем 2017 года и составит немногим менее восьми миллиардов человек. Время покажет, ослабит ли эту тенденцию повышение цен на билеты. Но остается вопрос, совместим ли вообще рост авиаперевозок с амбициями по углеродной нейтральности.
Ответ может быть отрицательным. Декарбонизация полетов достаточно сложна и без дополнительных пассажиров. Например, в брифинге Королевского общества говорится, что даже для удовлетворения существующего спроса британской авиации на биотопливо потребуется около половины сельскохозяйственных земель страны.
Богатым — небо, бедным — поезда
Сокращение количества рейсов — это, естественно, самый простой способ уменьшить выбросы углекислого газа, поэтому снижение спроса будет иметь свои климатические преимущества. В отчете для авиаотрасли Нидерландов подсчитано, что в 2050 году падение спроса из-за повышения цен на экологически чистое авиатопливо сократит выбросы на 12%. В дальнейшем еще на 2% (по сравнению с обычным сценарием) их сократят экономические меры, такие как обязательства по торговле квотами на выбросы и инвестиции в удаление CO2.
Тем не менее печально прощаться с низкими ценами, которые сделали путешествия по миру доступными для миллионов людей. Тем более что те, кто совершает больше всего рейсов, также в наибольшей степени способны покрыть дополнительные расходы. В Великобритании граждане, которые входят в 10% самых высокооплачиваемых людей, расходуют гораздо больше энергии на полеты, чем самые бедные 20%.
Введение сбора для часто летающих пассажиров, как предлагали группы климатических кампаний, могло бы помочь устранить это неравенство и создать новый поток финансирования для декарбонизации сектора, хотя это было бы чрезвычайно сложно реализовать.
Возможно, стоит помнить, что есть и другие способы передвижения по Европе. В четверг Eurostar отпраздновала пятилетнюю годовщину своего маршрута Лондон — Амстердам, заявив, что за это время она сэкономила более 83 000 тонн CO2, выбрасываемого в атмосферу. Возможно, по мере подорожания ближнемагистральных рейсов международные поездки по железной дороге станут более привлекательными и доступными.
Вместе с тем, когда речь заходит об декарбонизации авиации, остается много неизвестного. Многие технологии, которые должны использоваться в этом секторе, такие как электрические или водородные самолеты, еще не готовы к взлету. Но одно можно сказать наверняка, заключает автор статьи: это будут очень дорогие и сложные несколько десятилетий.
Источник