От G20 ждали прорыва или хотя бы определенности в "украинском вопросе”.
От G20 ждали прорыва или хотя бы определенности в "украинском вопросе”.
К концу осени центр мировой политики сместился из Европы в Юго-Восточную Азию. Тут состоялась серия саммитов, все – за неделю. В Камбодже встретились представители 18 стран в рамках саммита стран ASEAN (материковые и островные государства Юго-Востока Азии – Индонезия, Вьетнам, Лаос, Малайзия и соседи), к которому присоединились "гранды" региона – Австралия, Китай, Япония, Индия, а также США, РФ и – впервые в истории – Украина в лице главы МИД Дмитрия Кулебы. С 16 по 19 ноября в Таиланде проходит саммит APEC стран Азии и Тихоокеанского региона, тут "первую скрипку" играют Франция, Саудовская Аравия и собственно страны региона, среди которых особенно выделяются Гонконг и Тайвань (КНР в этом саммите не участвует).
Но главной встречей все-таки стал саммит G20, в этот раз проходивший на "острове богов" – Бали. От него ждали прорыва или хотя бы определенности в "украинском вопросе”, но в итоге достижения свелись к принятию итоговой декларации с формулировками, которые удовлетворяют Украину (но не более того), и ряду высказываний со стороны стран – союзниц Украины (таковых в G20 примерно половина).
Нынешний, 17-й, саммит G20 стал во многих отношениях "первым". Он дал возможность для дебюта для новых лидеров: канцлера Германии Олафа Шольца, главы правительства Австралии Энтони Албаниза, президента Южной Кореи Юн Сок Ёля, премьеров Италии Джорджи Мелони и Великобритании Риши Сунака. На нем впервые прозвучала идея о принудительном исключении из G20 одного из членов, Российской Федерации, – инициатором выступили США еще в марте, после начала войны в Украине. В итоге западные члены "двадцатки" добивались от хозяйки саммита, Индонезии, отстранения РФ от мероприятия. Но президент Джоко Видодо все-таки направил приглашение лидеру РФ, для баланса пригласив на Бали и украинского лидера Владимира Зеленского. В G20 решения принимаются консенсусом, а исключению РФ воспротивился "квартет" стран, имеющих на этот счет мнение, отличное от США и их сторонников: Китай, Индия, Бразилия и ЮАР. Их мнение о причинах войны в Украине тоже отличается. Так, официальные лица КНР не раз заявляли, что РФ на войну "спровоцировали" якобы США и НАТО.
И это разногласие – не единственное между США и КНР. Остро стоит проблема Тайваня, Южно-Китайского моря, пандемии, энергетического и продовольственного кризисов. Поэтому встреча Джозефа Байдена и Си Цзиньпина накануне саммита приковала к себе внимание всего мира. И это также была первая встреча лидеров. "С войной в Украине началась трансформация отношений мировых лидеров. И в последнее время, судя по всему, начались активные консультации между Пекином и Вашингтоном, – говорит Vesti.ua украинский политический эксперт Андрей Ермолаев. – При этом ожидания о потеплении или некоей разрядке в отношениях двух стран очень примитивны – развязанная Россией война только убедила Китай в том, что ему выгоднее искать общий язык с демократическим миром. Неслучайно сейчас все китайские философы используют новую формулировку – "новая форма цивилизации".
В итоге встречей оба остались довольны. Джо Байден назвал собеседника "конкретным и прямолинейным", но готовым на компромиссы. "Я абсолютно уверен, что новой холодной войны не будет... Не думаю, что со стороны Китая будут какие-либо попытки вторжения на Тайвань", – уточнил Байден. "Нам нужно наметить правильный курс для китайско-американских отношений", – ответил на это Си Цзиньпин, а китайские государственные СМИ истрактовали некоторые слова своего лидера как "предостережение США от пересечения "красных линий" в ситуации с Тайванем. По мнению Ермолаева, КНР готова идти на мировую с "коллективным Западом", но на собственных условиях, одним из которых будет решение вопроса с Тайванем, хоть и в перспективе.
"На G20 обсуждался вопрос, как организовать новый демократический мир + Китай. Такая формула выгодна и Западу, им нужно искать новых партнеров, чтобы ускорить современные технологические разработки, – говорит Ермолаев. – Ведь речь идет не о гонке вооружений, а о гонке именно технологий".
Второй момент: оба лидера сошлись в недопустимости применения ядерного оружия (и угроз по этому поводу – явно камень в огород России). Си Цзиньпин особо отметил свою обеспокоенность ситуацией в Украине. В принципе, "украинский вопрос" был главной связующей темой саммита, однако он так и не смог объединить вокруг единого виденья ситуации два мира: "коллективный Запад" и "незападные страны". Лидеры первой части стран, к примеру, демонстрировали намерение создать "проукраинскую коалицию" – об этом говорили президент Франции Эмманюэль Макрон и премьер Канады Джастин Трюдо. "Но такой возможности изначально не было, ведь каждая из стран, не входящих в "западный мир", имеет свои устойчивые позиции по поводу войны в Украине. И ожидать, что они вдруг от них откажутся, – глупо, – комментирует Vesti.ua украинский политолог Владимир Воля. – Однако консультации накануне саммита привели к нескольким стратегически важным сообщениям по итогам переговоров. Например, Байден и Си Цзиньпин согласовали тот самый тезис о недопустимости применения ядерного оружия".
Интересно, как мировые лидеры комментировали вопрос войны. Условные "страны Запада" имели первый микрофон – их мировые СМИ цитировали больше всего. Канцлер Олаф Шольц обвинил президента РФ Владимира Путина в "провоцировании дальнейшей эскалации" ядерными угрозами. Премьер Британии Риши Сунак заявил, что РФ "должна убираться из Украины и прекращать варварскую войну", отметив, что, если бы сам Путин смог присоединиться – диалог мог бы быть продуктивным. Эмманюэль Макрон высказался в пользу уважения суверенитета Украины, так как последствия войны "выходят далеко за пределы Европы".
У их визави, растущих "азиатских тигров" и стран БРИКС, фокус был несколько иным. "Китай выступает за прекращение огня и мирные переговоры", – цитирует Reuters Си Цзиньпина. "Я не раз уже говорил, что необходимо найти способ вернуться на путь дипломатии и прекратить огонь в Украине", – заявил премьер Индии Нарендра Моди. А "хозяин" саммита, президент Индонезии Джоко Видодо заключил, что в силах стран G20 не позволить миру погрузиться в "новую холодную войну" – в целом также весьма антивоенное заявление.
Еще одним дебютантом саммита стал украинский президент Владимир Зеленский. Он не стал приезжать лично (хотя такой формат обсуждался), ограничившись видеообращением, в котором отобразил позицию Украины. По сути, президент представил 10 шагов, которые, с его точки зрения, должны положить конец войне. По сути, Зеленский перечислил все ключевые вызовы, связанные с войной (радиационная и ядерная безопасность, дефицит продовольствия, энергобезопасность, экология), добавив позицию по необходимости обмена пленными, отвести войска (по состоянию на 1991 год, то есть освободить от присутствия армии РФ и Донбасс, и Крым), и создать механизм для возмещения ущерба, который понесла Украина.
"Очень хорошо, что даже на фоне войны с РФ мы выходим за рамки этой войны, смотрим глобально, поднимая вопросы экологической, продовольственной, энергетической безопасности, – комментирует Vesti.ua бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин. – Зеленский нашел верную эмоцию не только для западных стран, ведь нам нужна поддержка и других "сильных мира сего", чтобы другие также поняли реальные мотивы РФ и Путина".
Стоит отметить, что вместо российского президента на Бали отправился глава МИД РФ Сергей Лавров. Во время выступления Зеленского он находился в зале, и, когда речь украинского президента завершилась, он взял слово для ответа. В изложении Bloomberg, он применил слова "воинственная, русофобская и агрессивная", характеризуя речь Зеленского. Вскоре после этого Лавров покинул саммит, не дожидаясь его окончания.
Итогом саммита стало принятие декларации, в которой было прямо прописано осуждение войны в Украине. Так, там говорится, что:
– большинство лидеров G20 требуют полного и безоговорочного выведения войск РФ с территории Украины, прекращения всех видов угроз – ядерным оружием, в энергетике и продовольственной безопасности;
– G20 одобряет заключение "зерновой сделки" при посредничестве ООН и Турции.
Но в тексте прописаны оговорки, которые, по сути, отражают видение "незападной" части стран – участниц G20. Подчеркивается, что войну осудили не все, а лишь "большинство" членов G20. Также отмечено, что "были разные мнения и оценки текущей ситуации и санкций" (получается, что эту формулировку поддержали все присутствующие лидеры).
Украинская сторона заявляет, что текст, несмотря на выхолощенность, имеет ряд преимуществ. "На самом деле G20 – это лишь консультации. Дипломатическая дискуссия относительно текста коммюнике (декларации. – Авт.) была довольно жаркой, хоть в тексте и есть сильные моменты, к примеру, осуждение применения ядерного оружия, – говорит экс-глава МИД Климкин. – Так или иначе, войну в Украине осуждает большинство, хоть есть и китайцы, которые не спешат называть вещи своими именами".
Как бы там ни было, однозначного осуждения позиции РФ в итоговом тексте не было. КНР и США намекают на нормализацию отношений (хоть и заявляют, что глобальная конкуренция между ними продолжится) – это, по сути, и можно считать главными итогами саммита G20.
Если бы не украинская тема и всевозможные кризисные проявления, топ-новостью с саммита могло бы стать выступление американского бизнесмена Илона Маска. Он обратился к участникам по видеосвязи и описал свое видение будущего на Земле.
Прежде всего, Маск сказал, что человечеству следует развивать свои знания, чтобы понять природу Вселенной и свое место в ней. А если начать исследовать звездные системы, то непременно можно найти инопланетные или древние цивилизации. "Они могут уже и не существовать, но мы видим руины древних цивилизаций. Я думаю, что было бы невероятно интересно отправиться туда и исследовать Галактику", – сказал он.
Глава космической компании SpaceX также рассказал, что в будущем лучше строить подземные тоннели для борьбы с пробками вместо внедрения летающих машин, ведь они "упадут вам на голову".
"Электромобили и туннели – это абсолютный ответ на наихудшие возможные заторы в любом городе, потому что вы можете пройти столько слоев вглубь, сколько захотите, пока проблема не будет устранена", – считает Маск.
Илон Маск заявил, что хочет увидеть ракетные платформы по всему миру, которые позволят людям путешествовать "на другую сторону мира" со скоростью, в 20 раз превышающей скорость звука.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.