Рейтинг Украины понижен агентством Fitch Ratings до уровня "C".
Рейтинг Украины понижен агентством Fitch Ratings до уровня "C".
Украинское правительство официально запустило процесс реструктуризации внешнего долга. Что, по большому счету уже считается частичным дефолтом. Цель — отсрочить все платежи на два года, чтобы сохранить деньги для армии и социальных выплат. Западные кредиторы уже сказали свое "да". Теперь слово за крупными частными держателями украинских евробондов. Но даже если реструктуризация пройдет успешно, списания долгов не будет. А после войны заплатить все-же придется сполна.
Тем временем, совокупный долг Украины уже превысил $100 млрд, а украинские бумаги торгуются дешевле долгов Шри-Ланки, объявившей дефолт. Что будет значить для Украины ограниченный дефолт, разбирались Vesti.ua.
По данным Министерства финансов, всего на 2022 год было запланировано выплат по государственному долгу в размере $16,9 млрд. из которых $3,7 млрд. — это внешний долг. Самый крупный платеж приходится на сентябрь – $1,55 млрд. Сумма вроде бы и не большая, но как говорит советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко, было бы странно, с одной стороны, выплачивать наши внешние долги, а с другого просить наших союзников и партнеров продолжать кредитовать нас или предоставлять грантовые средства. "Сейчас мы видим, что война затягивается. И не то, чтобы мы не могли бы платить по долгам. У нас на этот год было порядка 3 млрд выплат. И получается, что мы берем гранты и рассчитываемся ими по внешним долгам. Это не нормальная ситуация. Тем более, что часть этих средств мы уже использовали для погашения долга частникам, то есть по евробондам. Поэтому нам нужно было вступить в процесс реструктуризации. Нам нужно сохранить любой финансовый ресурс. А кредиторы могут воспринимать эту ситуацию как форс-мажор", - говорит Устенко.
Согласно условиям, которые Украина предлагает инвесторам, речь идет как о погашении бумаг, так и об уплате процентов в течение этого периода. Однако Киев обязуется все это время начислять процентный доход по ставкам, предусмотренным в условиях выпуска соответствующих облигаций, и выплатить его потом. Отметим, что всего Украина планирует реструктуризировать долг на сумму 22,8 млрд.
К слову, 20 июля группа кредиторов Украины из стран G7 и членов Парижского клуба кредиторов объявила о готовности пойти навстречу Министерству финансов Украины.
Теперь, до 15 августа правительству предстоит договорится с частными инвесторами. Но после "зеленого света" от стран крупнейших инвесторов, вариантов отказаться у частников не так-то и много.
Впрочем, реакция международных рейтинговых агентств на просьбы о реструктуризации не заставила себя долго ждать. Рейтинг Украины был понижен агентством Fitch Ratings до уровня "C" (обязательства выполняются, дефолт представляется неизбежным, - авт). Там, в частности, заявили, что просьба правительства отложить выплаты по внешнему долгу представляет собой "процесс, подобный дефолту" и предупредили, что рейтинг страны будет понижен до RD (ограниченный дефолт, - авт), если предложение будет принято кредиторами, что, по оценке аналитиков Fitch вполне вероятно.
"Но даже в случае отказа Fitch считает, что риск пропущенных платежей или инициирования альтернативного процесса обмена проблемных долгов высок, поскольку правительство стремится сохранить ликвидность перед лицом острого давления на военные расходы", — заявили в Fitch.
На самом деле, несмотря на определенную громкость этой новости, Fitch не сделали открытия, а только констатировали очевидное. По сути, единственный и главный вопрос — вопрос платежеспособности — определяется не столько международным рейтингом, сколько общим состоянием страны. Украина без изменения своего рейтинга уже пребывала в преддефолтном состоянии, близком к дефолтному, по факту происходящего в ней. В итоге оценка Fitch только подчеркнула то, что и так было вполне ясно.
Само решение о реструктуризации экономисты считают правильным. Как отмечает инвестбанкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса, реструктуризация в данный момент является логичной.
"Когда у вас дефицит бюджета каждый месяц достигает 5 млрд долларов, а полностью перекрыть его западной помощью не получается, то платить по долгам «буржуям» как-то не принято. И тут не идет речи о недостойном поведении или потере доверия. Скорее бы инвесторы покрутили пальцем у виска если бы Украина в текущей ситуации продолжила обслуживать свои долги как ни в чем не бывало, игнорируя дефицит бюджета и российские ракеты", - пишет Фурса.
Что касается частных инвесторов, то, по его словам, это профессиональные игроки, которые сами несут ответственность за то, что 4 месяца игнорировали предупреждения американской разведки и не продали те долги Украины и России, что были у них на балансе.
В свою очередь, как отмечает советник главы ассоциации украинских банков Алексей Кущ, Минфину нужно было еще в марте-апреле инициировать переговоры с кредиторами и уже в июне выйти на соглашение, предусматривающее списание по меньшей мере 50% долга, реструктуризацию оставшегося на 15-20 лет и снижение ставки по коммерческому купону с 7,5% до 2-3%.
По его словам, процедура реструктуризации госдолга является очень распространенной практикой и обязательно применяется для государств с низким уровнем дохода. По данным МВФ, в течение 1950-2010 гг. зафиксировано свыше 600 случаев такой реструктуризации в 95 государствах: примерно треть из них — по соглашениям с частными кредиторами.
Но после того, как Украина дала понять, что вовремя рассчитаться по долгам она не может, а точнее не хочет исходя из объективного желания сохранить деньги на поддержание обороноспособности, доступ на внешние рынки привлечения капитала для нас официально будет закрыт.
"Что касается возможности нашего выхода на внешние рынки со стороны частников. То есть выйти на внешние рынки привлечения капитала и продавать ОВГЗ, то мы не сможем это сделать. Но, справедливости ради, мы и не могли это сделать и тогда, когда началась война. Доступ к финансовым внешним рынкам во время войны закрыт для любой страны мира", - отмечает Устенко.
К слову, текущий уровень цен украинского суверенного долга, который для большей части украинских бумаг составляет около 20% от номинала, давно включает в себя в цену как эту реструктуризацию, так и продолжение войны. С учетом этого, украинские евробонды сейчас торгуются дешевле, чем долги Шри-Ланки, которая ушла в жесткий дефолт. Ниже Украины торгуется нынче только Ливан, где уже пару лет полный коллапс в экономике.
Но, в ОП полны оптимизма. Как уверяет Устенко, зная все это, союзники потому и помогают нам кредитными и грантовыми средствами. "Только представьте себе - в начале года мы планировали дефицит бюджета в размере $7 млрд в год, а имеем $5 млрд в месяц. Понятно, что такой дефицит нужно финансировать. А где вы будете его финансировать если внешние рынки закрыты?! Поэтому западные союзники и помогают нам столь активно грантами и кредитами. Из хорошего — это то, что западные партнеры уже несколько раз подтвердили, что будут помогать Украине столько сколько это будет нужно", - сказал Устенко.
Совокупный же долг Украины по итогам мая уже превысил отметку в $100 млрд. Но, в ОП и на этот счет полны оптимизма. "Сумма долга не такая и значительная. 100 млрд - совокупный долг. И внутренний, и внешний. Считать, что это трагическая сумма, то нет. Если считать по данным на 2021 год, когда ВВП Украины достиг исторически высокого уровня в $200 млрд, то $100 млрд — это 50%, что вполне нормальное соотношение. Вообще, согласно Маастрихтским критериям (критерии, которые должна соответствовать страна для вступления в еврозону, -авт.) считается, что все что ниже 60% — это нормально. Но сейчас из-за войны наша экономика снижается. Я бы ожидал ВВП на конец года на уровне $130-150 млрд. Поэтому соотношение долга сейчас будет на уровне 70-75%. В худшем случае 80%. Это много, но не трагически. В США, например, соотношение долга к ВВП - 110%, в Японии - 220%, а в Италии - 170%", - сказал Устенко. Но, по правде говоря, сравнивать развитые страны с развивающимися в этом случае не совсем корректно. С учетом низких ставок развитых стран обслуживание долга для них управляемо. В то время, как процентные издержки обслуживания госдолга для развивающихся стран постоянно растут, лишь затягивая удавку. Особенно сильно это ощущается, если монетарная политика развитых стран приводит к росту глобальных процентных ставок. Что мы и видим сегодня в решениях ФРС и ЕЦБ.
Таким образом, единственным способом решения долговой проблемы в будущие годы может стать лишь рост экономики темпами выше ставки процента, а также фискальная консолидация через повышение налогов и снижение расходов. Именно такие пути, как показывает практика, МВФ навязывает своим партнерам, оказавшимся в сложной ситуации на протяжение последних 50 лет.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.