Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Почему в ЕС откладываются решения о нефтяном эмбарго: ответ эксперта

Источник: vesti.ua

На поверхности – вершина айсберга, есть более глубинные причины подобных задержек.

На днях представители стран ЕС так и не смогли прийти к соглашению о нефтяном эмбарго против РФ. По словам главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, дискуссия с целью измерения стоимости нефтяного эмбарго проходила в положительном ключе.

Но в итоге стороны решили вернуть этот вопрос комитету представителей, поскольку политической договоренности в данный момент времени добиться не удалось. Следующее предметное обсуждение введения нефтяного эмбарго может состояться на саммите ЕС 30—31 мая.

Кандидат политических наук, магистр внешней политики Максим Яли объяснил Vesti.ua, почему соглашение о нефтяном эмбарго на данном этапе не было достигнуто и действительно ли запрет на импорт российской нефти представляется для ЕС более чем сложным.

По его словам, то, что на поверхности – вершина айсберга. И есть более глубинные причины подобных задержек.

Во-первых, это позиция ряда стран. Среди них, например, Венгрия, как главный спикер Кремля в Евросоюзе, основной прокси по блокировке всех санкций против России. Тем более это касается нефти. Венгрия требует отсрочки и максимально препятствует, обосновывая это тем, что венгерская экономика рухнет, поскольку на 90% зависима от поставок трубопроводом нефти.

Есть Словакия, которая учитывает свою зависимость и экономические расчеты. В этом смысле необходим некий алгоритм, чтобы дать отсрочку таким странам, которые критически зависимы от поставок российской нефти.

Эти страны поднимают вопрос о компенсации. Речь идет о сотнях миллионов евро, которые необходимы для того, чтобы переоборудовать и адаптировать нефтеперерабатывающие заводы, в частности те, что рассчитаны на тяжелую российскую нефть. Их следует модернизировать, чтобы они могли перерабатывать другие сорта нефти. Также необходимо расширение возможности поставки нефти через адриатический нефтепровод. То есть существует целый ряд вопросов, которые отстаивает каждая страна. Венгрия – это главный камень преткновения, поскольку больше всего высказывает претензий и пожеланий.

Механизм, который разрабатывается в Европейском союзе, – это предоставить этим странам отсрочку на три-четыре года, чтобы они постепенно отказывались от российской нефти. Параллельно с этим выделить финансирование на модернизацию. А также найти новые поставки и альтернативу.

Но есть и более глубинные моменты. Германия обещала до конца года отказаться от нефти. Есть президент Франции, господин Макрон, который недавно переизбрался и грозился перед вторым туром отказаться от импорта российских нефтепродуктов и нефти. Но вдруг "забыл" свои обещания отказаться от нефти и начал придумывать какие-то политические механизмы вне ЕС, куда бы могли принять Украину. Франция является одним из крупнейших импортеров, поэтому предпочитает молчать. Там очень довольны, что есть такие страны, как Венгрия, которая блокирует эмбарго. А одного голоса достаточно, ведь решение принимается консенсусом.

То есть в данном случае отсутствие консенсуса устраивает другие государства, которые зависят от поставок российской нефти и не хотят терпеть политических издержек для себя. Естественно, они не торопятся принимать решения по санкциям, кивая на таких, как Венгрия. Тянут время, надеясь на то, что на фоне уничтожения украинской экономики, Кремлю с Украиной придется пойти на какие-то болезненные компромиссы. Уже говорится о том, что если война продлится, то через три-четыре месяца Украине придется урезать свой бюджет. Мы и до начала полномасштабной войны балансировали на грани без перекредитования. И вот мы можем оказаться полностью зависимы от Запада. А там могут кулуарно влиять на Украину, чтобы мы пошли на компромиссы. Потому что нефть – это огромные деньги, и крупнейшие компании Нидерландов, Франции, Австрии инвестировали не только в "Северный поток - 2", но и в весь нефтяной сектор. И если британская компания BP (British Petroleum. – Прим. ред.) продает свои активы, так как ими принято решение отказаться, то иные компании все равно имеют свои части в этом секторе. Это огромное лобби, которое давит на свои правительства, чтобы они оставили возможность этого бизнеса.

Эксперт уточнил, что у нас есть несколько месяцев, чтобы на дипломатическом фронте максимально лоббировать решение о нефтяном эмбарго, потому что чем дальше, тем будет сложнее решить этот вопрос. Многие будут стремиться "забалтывать" этот вопрос. Поскольку есть фактор политической коррупции, а не только экономика.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.