Партия премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона с треском провалила муниципальные выборы.
Партия премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона с треском провалила муниципальные выборы.
Муниципальные выборы в Великобритании имеют большое значение для федеральной политики страны, и в чем-то схожи с американскими midterms. Они проходят между циклами парламентских кампаний и позволяют лидерам партий оценить свой электоральный рейтинг.
Также британская муниципальная кампания наглядно демонстрирует рейтинг доверия населения к правительству, и может даже, предречь смену правящей партии. Так в свое время, перед приходом правительства Тэтчер резко увеличилось количество консервативных муниципальных депутатов, и точно также перед победой Блэра на муниципальном уровне стали доминировать лэйбористы.
Что можно сказать точно по результатам этих выборов — масштабного доверия к правящей партии Консерваторов у жителей туманного Альбиона больше нет. Однако нельзя сказать, что их главные исторические противники — Лэйбористы одержали оглушительную победу. Неравномерное, неуверенное выступление Лэйбористов не смогло полностью развеять сомнения в их привлекательности для электората, особенно после провала на прошлых парламентских выборах.
Несмотря на проблемы, с которыми сталкивается правительство, и потерю сотен мест в целом, консерваторам все же удалось добиться скромных успехов во всех регионах страны.
Лейбористы же добились успехов по всей стране, а самую громкую победу заработали в Лондоне, где они выиграли у Консерваторов три флагманских Совета.
Лондон © pixaby.com
Либерал-демократы добились ожидаемых успехов на юго-западе Лондона и на юге Англии, кроме этого получив неожиданные победы на севере страны.
Зеленые получили больше мест и значительно расширили свое географическое представительство.
По итогам нескольких дней подсчёта, партия премьер министра потеряла почти 400 муниципальных мандатов, потеряв контроль над 12 муниципальными образованиями, при этом Лейбористы увеличили своё представительство на 234 места, получив контроль над еще 6 муниципалитетами. Консерваторы входят в зону политической турбулентности, после потери влияния в центральных регионах Англии, однако, Лейбористы не могут быть вполне уверенными в своих силах, из-за посредственных результатов в ключевых муниципалитетах и сильного выступления Либерал-демократов.
Эти выборы стали настоящим торжеством Либерал-демократов, которые выиграли на 189 мандатов больше, и взяли под контроль ещё 5 муниципалитетов, фактически утвердившись в статусе третьей федеральной партии в стране. Зелёные также добились значительных успехов получив на 84 мандата больше, чем в прошлом созыве.
Резкий рост рейтинга третьих партий говорит о том, что избиратели искали альтернативы и непопулярному правительству Джонсона и неубедительной оппозиции Лейбористов.
Резкий спад в сердце страны и потеря сотен мандатов окажут новое давление на премьер-министра, который и так погружён в скандал ковидных вечеринок, и не может ничего противопоставить падению уровня жизни и экономическому кризису, который сейчас захлестнул Великобританию. Однако его оппонент Кейр Стармер, лидер Лейбористов, также может столкнуться с критикой после того, как ему не удалось нанести уверенный разгром противнику. Важно отметить, что несмотря на прирост в мандатах, общая доля голосов лейбористов не сильно отличалась от результатов четырёхлетней давности.
Борис Джонсон © facebook.com
Лейбористы добились значительных успехов в Лондоне и набрали вес на юге Англии, но их доля голосов не изменилась в центре страны и упала на севере, что привело к общей чистой потере мест в ключевых регионах. Либерал-демократы добились огромного прироста в более чем 200 мест, превзойдя все ожидания аналитиков, поскольку из поддержали недовольные избиратели Консерваторов. Также партия укрепила позиции в Шотландии и Уэльсе.
После пяти лет в качестве боксерской груши коалиции с Консерваторами и четырех лет в качестве полуживой партии, Либерал-демократы восстанавливают свою традиционную роль универсальной партии протеста. Партия надеется, что стремительные успехи станут предвестником восстановления былого величия.
Результаты этой кампании фактически ставят вопрос по поводу лидерства Бориса Джонсона. Потеря сотен мест и крах в центральной части страны дадут его противникам мощные аргументы для его отстранения с поста премьер-министра и лидера Консерваторов, однако лоялисты укажут на относительно сильные результаты в Англии как на доказательство того, что привязанность избирателей к партии остается неизменной.
Однако, если результаты федеральных партий говорят нам о том, насколько крепко положение действующего правительство, результаты региональных партий, особенно партий сепаратистских, ставят вопросы о существовании Соединённого королевства вообще, как политико-правовой единицы.
Консерваторы понесли катастрофические потери по всему Уэльсу, при этом валлийское руководство партии обвинило в своих бедах Бориса Джонсона и правительство. В то же время как лейбористы, Партия Уэльса, Либерал-демократы и Зеленые улучшили свои результаты.
При этом, отдельно стоит остановиться на Партии Уэльса — партии выступающей за независимость валлийцев от Великобритании. Им удалось значительно улучшить свой результат, получив 202 мандата и контроль над ещё 3 муниципалитетами. Партия получила голоса за пределами своих традиционных регионов, что говорит о недовольстве валлийцев центральными властями.
Однако если Партия Уэльса остаётся партией оппозиционной, в Шотландии — Шотландская Национальная Партия — выступающая за выход из Великобритании — уже несколько созывов является правящей, поэтому для них любые выборы — референдум по доверию им, как правительству, так и репетиция референдума о независимости, за который партия борется уже несколько лет.
Консерваторы показали в Шотландии стабильно плохой результат, потеряв 63 мандата, и оказались на 3 месте, после Лейбористов, однако, потеря для одних — победа для других. Восьмые выборы подряд ШНП получает решительную победу, увеличив представительство на 62 мандата, достигнув самого высокого за всю историю числа советников в 453 — крупнейшая победа для кого-либо с момента введения системы единого передаваемого голоса в 2007 году.
© pixabay.com
Победа ШНП говорит о том, что жители Шотландии поддерживают действующее региональное правительство и его стремление максимально отдалиться от власти Лондона. Лидер ШНП, первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила, что эти выборы дают ей четкий мандат на проведение второго референдума о независимости.
Она сказала, что шотландское правительство «создаст механизмы», позволяющие провести референдум о независимости к концу 2023 года, и что подготовка идет полным ходом. Правительство Великобритании не показало готовности дать официальное согласие на проведение голосования, однако Стерджен может провести референдум и без согласования с Лондоном, особенно учитывая то, что по социологическим опросам после Брекзита больше половины шотландцев поддерживают идею выхода из Великобритании.
Пока в остальной Великобритании проходили муниципальные выборы, в Северной Ирландии избирали депутатов регионального парламента.
Победа Шинн Фейн — партии являвшейся политическим крылом Ирландской республиканской армии - воюющей за независимость Ирландии от Великобритании, является исторической. Шинн Фейн не просто против существования Северной Ирландии, она даже отказывается называть его этим названием, считая, что есть лишь единая и независимая Республика Ирландия. Теперь партия получила право выдвинуть Мишель О’Нил, своего регионального лидера следующим первым министром, пост, который до сих пор занимали исключительно юнионисты — сторонники единства с Великобританией.
Успех Шинн Фейн олицетворяет новую главу в политике по обе стороны ирландской границы. В республике по результатам опросов партия опережает две партии правящей коалиции. Теперь партия официально главенствует и на севере острова.
При этом важно отметить, что Шинн Фейн не получила новых сторонников, им просто удалось сплотить своих избирателей, в то время как голосование за юнионистов распылилось между многими партиями. Реальным победителем стала североирландская либеральная партия Альянс, которая выбирает осторожную пробританскую позицию.
Таким образом перед Борисом Джонсоном сейчас стоит не только вопрос сохранения кресла премьер-министра, но и вопрос сохранения страны в целом, ведь рост сепаратистских настроений очевиден, и сомнений не вызывает.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.