«Страны — члены организации продемонстрировали абсолютную лояльность Вашингтону и готовность следовать в русле его установок на тотальное сдерживание России», — прокомментировала итоги саммита официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Вместе с тем на призыв Владимира Зеленского централизованно поставить Украине танки и самолеты НАТО ответило сдержанным отказом. Одновременно западные страны продолжают давить на Москву новыми санкциями. Более того, звучат предложения отстранить РФ от глобальных переговорных площадок — с идеей исключить ее из «Большой двадцатки» выступил Джо Байден.
Вопрос одного процента
24 марта в Брюсселе прошел очный саммит Североатлантического альянса. В 2022 году это уже вторая встреча такого уровня (предыдущая состоялась 25 февраля, на следующий день после начала военной операции РФ на Украине, в формате видеосвязи). Учитывая, что впереди еще плановый саммит в Мадриде (он пройдет в июне), частота встреч выглядит экстраординарно — обычно контакты такого уровня проходят не чаще раза в год.
Этот день вместил контакты не только на полях НАТО, но и в рамках Евросоюза (его саммит проходит 24–25 марта) и «Большой семерки». Их главная тема — действия России на Украине, давление на Москву и поддержка Киева.
30 членов НАТО в своем итоговом заявлении осудили действия России на Украине «в самых сильных выражениях» и призвали РФ «немедленно остановить эту «военную операцию», прекратить огонь и «вывести из Украины войска». В связке с Россией упоминается Белоруссия, прозвучал отдельный призыв к Китаю «воздержаться от поддержки» российских действий.
«У вас есть не менее 20 тыс. танков! Украина просила процент, один процент от всех ваших танков! Отдать или продать нам. Но мы пока что не имеем ясного ответа, — сказал Владимир Зеленский. — <…> Мы не можем просто это купить. Такие поставки напрямую зависят только от решения НАТО, от политических, кстати, решений. <…> Да, мы не в альянсе. И я не предъявляю этих претензий. Но украинцы никогда не думали, что альянс и государства альянса — это разное. Что в вопросах жизни и смерти вы порознь можете быть силой, а вот вместе — нет».
По данным издания POLITICO от 23 марта, в той или иной форме (вооружения, экипировка, топливо или финансовая помощь) Украину поддерживают 25 стран — в большинстве своем это члены НАТО. Отдельным пунктом значится Евросоюз, который 23 марта увеличил свою поддержку с €500 млн до €1 млрд.
Наиболее активно вооружения Киеву предоставляют США — в их поставки входят зенитно-ракетные комплексы Stinger и Javelin, вертолеты Ми-17, противотанковое и стрелковое оружие. 16 марта Госдепартамент сообщил, что Вашингтон выделил на помощь Украине еще $1 млрд (с учетом этой суммы общая сумма американской поддержки при президентстве Джо Байдена достигла $2 млрд).
В заявлении Джо Байдена, которое после саммита НАТО опубликовал Белый дом, говорится, что члены альянса намерены выделить дополнительное оборудование — в том числе системы противовоздушной обороны.
В Москве на решения НАТО отреагировали резко. «Заявленное на саммите решение продолжить оказывать политическую и практическую поддержку киевскому режиму подтверждает заинтересованность альянса в продолжении военных действий», — говорится в заявлении МИД РФ. На Смоленской площади обвинили организацию в «дестабилизирующем наращивании сил на восточном фланге» и в «долговременном закреплении «антироссийского курса» в новой стратегической концепции НАТО.
По мнению российских политиков, Соединенным Штатам российско-украинский конфликт выгоден.
— Для США принципиально важно использовать украинскую карту для дальнейшей борьбы против России, — сказал «Известиям» первый замглавы комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков. — Для Штатов очень благоприятна ситуация, когда удалось стравить две страны, которые были самыми крупными республиками СССР. Многим еще недавно в страшном сне не могло привидеться, что русские и украинцы будут конфликтовать. Сегодня эта задача реализована.
При этом депутат уверен: российская военная операция на Украине — «вынужденная, но необходимая мера».
Главное — не вступать в конфликт
Вместе с тем члены НАТО на просьбу Владимира Зеленского централизованно передать Украине вооружения не отреагировали. План действий, обозначенный в их итоговом заявлении, сводится к следующему:
— наращивать помощь своим партнерам (каким, не уточняется) — конкретные предложения прозвучат в апреле на встрече министров иностранных дел;
— укреплять свою безопасность и действовать в соответствии со ст. 5 Вашингтонского договора, согласно которой «вооруженное нападение на одну или нескольких из них (стран) в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом»;
— создать четыре многонациональные группировки НАТО в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии, которые будут действовать наряду с 40 тыс. военных, уже развернутыми на восточном фланге;
— ускорить адаптацию альянса к «более опасной стратегической реальности», активнее проводя военные учения и укрепляя свою безопасность в киберпространстве;
— повышать готовность НАТО противодействовать химическим, биологическим, радиологическим и ядерным угрозам — дальнейшие решения будут приняты на саммите в Мадриде.
— Изначально это был не российско-украинский конфликт, а противостояние между Россией и Западом, — сказал глава Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, объясняя сдержанность альянса в отношении Украины. — Сейчас же, если говорить о позиции НАТО, то у его стран есть разные точки зрения и возможности — кто-то настроен более решительно, кто-то более сдержанно, и здесь достичь полной централизации не удалось. При этом есть определенные ограничители, которые действуют на всех. Все понимают, что НАТО не должно вступать в прямую конфронтацию с Москвой. Военная помощь приветствуется, но участие в вооруженном конфликте уже считается неприемлемым.
В эту логику вписывается и отказ НАТО от идеи Польши отправить на Украину миротворческие войска. Глава МИД РФ Сергей Лавров, выступая 23 марта в МГИМО, на эту инициативу сказал, что ее воплощение будет означать «прямое столкновение российских и натовских вооруженных сил». В альянсе исходят из того же. Как подчеркнул 23 марта Йенс Столтенберг, «чрезвычайно важно не допустить, чтобы этот конфликт превратился в полномасштабную войну».
Вместе с тем Джо Байден в тот же день допустил участие НАТО в конфликте: по его словам, вопрос вмешательства альянса на Украине встанет на повестку, если Россия применит там химическое оружие. Как сообщил 16 марта официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков, в подразделениях российских вооруженных сил, задействованных в специальной военной операции, нет и не может быть химических боеприпасов.
Параллельно с военно-политическими дискуссиями в НАТО 24 марта стало известно об очередных санкциях в отношении Москвы — их ввели Великобритания, Канада и США. В британский «черный список» вошли 59 лиц и организаций, среди которых значатся глава Сбербанка Герман Греф, бизнесмен Олег Тиньков, вице-премьер Юрий Трутнев, гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев; Альфа-банк, Газпромбанк, Россельхозбанк и компания «Алроса». В американском стоп-листе значатся более 400 «представителей российской элиты, законодателей и оборонных компаний», в числе которых, опять же, Герман Греф и 328 депутатов Госдумы. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо сообщил о внесении в санкционный список 160 граждан РФ.
О готовности вводить против РФ новые финансовые и экономические ограничения в этот день заявила и «Большая семерка». Кроме того, прозвучало предложение исключить Россию из другого «большого» формата — G20. С ним, опять же, выступил американский президент. По его словам, на предстоящий саммит «двадцатки» вместо РФ надо пригласить Украину, однако некоторые страны с этим не согласны.
Источник