Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Витольд Фокин: Особый статус украинского Донбасса – реальная необходимость

Источник: vesti.ua

Первый премьер-министр Украины – о работе в ТКГ и видении разрешения конфликта на Донбассе.

Имя первого премьер-министра Украины Витольда Фокина неразрывно связано с украинской государственностью. 30 лет назад он стал одним из подписантов Беловежских соглашений, которые поставили точку в существовании СССР. В 2020 году Фокин на короткий период стал заместителем представителя Украины в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях. Спустя полтора месяца Фокин из-за заявления о необходимости амнистии на Донбассе указом президента Владимира Зеленского был выведен из делегации Украины. 

В интервью "Вестям" Витольд Фокин рассказал о назначении в ТКГ и собственном видении разрешения конфликта на Донбассе. 

– Как вы оказались в Трехсторонней контактной группе? Кто вас туда пригласил?

– Предложение сделал Кравчук, мы с ним давно не общались и его приезд ко мне был неожиданным, тем не менее разговор получился деловой, доброжелательный, проникнутый тревогой за будущее страны и, в частности, за судьбу Украинского Донбасса.

После длительных колебаний я предложение принял: очень хотелось "на последок" послужить отечеству. К тому же, подкупала готовность Леонида Макаровича преодолеть надуманные стереотипы и сесть за стол переговоров с враждующей стороной. Признаюсь, не ожидал, что он так легко поменяет свои позиции на прямо противоположные.

Очень скоро пришло понимание, что я вовлечен в чужую игру, которая похожа скорее на имитацию поиска путей, ведущих к миру, чем на реальное стремление к миру, ведь за семь лет (!) нулевой результат, ни одного конкретного решения, ни намека на обоюдное согласие, бесконечные "подход, поклон, приседание", только соревнование, - кто кого больше уязвит. В актив ТКГ можно было бы отнести только предложение о создании консультативных групп с участием представителей квазиреспублик, но и оно подверглось остракизму и было отвергнуто.

Причину моей отставки сдержано и понятно объяснил Алексей Резников: моя позиция не соответствует тактике ведения переговоров и не совпадает с идеологией делегации. К сожалению, все так, объективно, не поспоришь.

Я прожил долгую и, можно сказать, успешную жизнь. В далеком 1947 году спустившись в шахту, я 75 лет верой и правдой служил Украине, сначала советской, затем независимой, и за все эти годы, меня ни разу не увольняли, не исключали, не снимали с работы. Это случилось на самом финише. Как говорил мой отец: "плив, плив і на березі вср…я".

Обиды не чувствую, угнетает досада: ведь все, что я предлагал, за что мне устроили судилище перевозбужденные от избытка власти народные избранники на заседании комитета, сегодня полностью соответствует требованиям мировой общественности и становится частью внешнеполитического курса страны.

– Вы встречались и общались с Зеленским?

– К сожалению, не имею чести быть знакомым.

– Вы даже ни разу с ним не встречались?

– Увы, нет. Даже на шоу "95 квартала" никогда не был, хотя по телевизору с удовольствием смотрел.

– Но вы согласовали свои позиции, будучи в ТКГ?

– Можно сказать нет, или почти нет. Зачем? Свое мнение я имел, но интуитивно чувствовал, что поддержки у коллег не получу, поэтому, практически, на всех заседаниях отмалчивался. Говорил только о том, что не вызывало возражений. Выход из тупика нужно было искать, однако, препятствием служили отдельные пункты Минских соглашений, точнее даже не сами соглашения, а мероприятия по их выполнению. Возьму грех на душу и скажу откровенно: тот, или те, кто их писал и подписывал, до конца их не читали, иначе не могли бы не заметить, что некоторые предложения противоречат интересам Украины, а то и просто невыполнимы. Минские соглашения документ рамочный и камнем преткновения послужили такие мероприятия, как амнистия, выборы, контроль за границей и особый статус Донбасса. Чтобы не быть голословным процитирую некоторые из них буквально: "В первый день после отвода войск начать диалог о модальности проведения местных выборов". Вам понятно? Мне нет. Как обеспечить безопасность проведения местных выборов на территории, не подконтрольной правительству Украины?

Как понимать следующее условие: "Восстановление полного контроля за государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта" до того, как должны были быть проведены выборы в органы местной власти и до того, как достигнуто всеобъемлющее политическое урегулирование конфликта? Разве это не попытка поставить телегу впереди кобылы? С того, кто это подписал, как с гуся вода, а обвинили Фокина, в том, что он призвал к выполнению невыгодных Украине Минских соглашений.

Пословица гласит: "Что написано пером, не вырубишь топором". Этим и объясняется позиция мировой общественности и требования РФ неукоснительного соблюдения Минских соглашений, не взирая на возражения   украинской стороны.

– Какой выход, если одни требуют, а другие не хотят выполнять?

– По выборам – использовать мандат Совета Безопасности ООН, дающий право создания международной временной администрации и провести выборы в местные органы власти в соответствии с украинскими законами при помощи миротворческого контингента ООН.

Об амнистии. Мировой опыт свидетельствует, что большинство известных истории войн начиналось с ультиматума и завершалось амнистией. Амнистия - прерогатива исключительно государственной власти, это путь к достижению высших гуманных целей демократического общества. Амнистия – это начало конструктивного диалога между военными формированиями и социально-политическими элитами, и только он ведет к миру. Эта истина, казалось бы, понятная любому школьнику, оказалась непостижимой для тех народных избранников, которые подписали обращение к президенту относительно моего отстранения от работы в ТКГ. Откуда им знать, что после второй мировой войны парламент Франции освободил от ответственности одиннадцать тысяч государственных служащих и двадцать три тысячи, тех, кто сотрудничал с оккупационными властями, тем самым страна обошлась без народных волнений. Другой пример: Хорватия, только благодаря амнистии избежала трагической участи других южнославянских государств, завершившаяся, кровавыми событиями.

Не думаю, что существует какой-то другой реальный способ покончить с войной в Донбассе без объявления всеобщей амнистии: никакой воин не выпустит из рук оружие, пока не будет знать, что его ждет после заключения мира и будет сопротивляться до последнего патрона. А это означает, неоправданную гибель наших воинов, вынужденных преодолевать ожесточенные сопротивления.

Что касается особого статуса Донбасса, просто не удобно объяснять. Как можно обойтись без присвоения Донбассу статуса особой территории? Сейчас регион весь в руинах, уничтожена промышленность, инфраструктура, жилой фонд, объекты образования, культуры, медицинской помощи, но это Украина, неотъемлемая ее часть и восстанавливать Донбасс, придётся нам. К сожалению, Украине и через 200 - 300 лет не справиться с этой программой. Донбасс должен быть восстановлен, но не в прежнем обличие индустриального гиганта, он должен стать процветающим регионом, где создано все необходимое для жизни и труда людей.

Конечно, эта задача выполнима только при условии широкого использования новых способов землевладения. Как известно, новым часто бывает хорошо забытое старое. Еще в древнем Риме существовал способ использования земли, называемый суперфицией, это когда территория сдавалась в бессрочную аренду физическим или юридическим субъектам для развития производительных сил региона. Все что может быть создано на этой земле является собственностью инвестора, и с этой недвижимостью он может беспрепятственно поступать по своему усмотрению: обменивать, продавать, использовать в качестве залога, передавать по наследству, однако, земля остается в собственности государства! Только таким образом, можно создавать рабочие места и условия для жизни людей. 

– Как вы оцениваете уровень фактической интеграции в российское пространство, которое наблюдается на Донбассе?

– Неодобрительно отношусь к тому, что все больше жителей Донецкой и Луганской областей получают паспорта другого государства. Вместе с тем, я пытаюсь не оправдать, а понять их: "рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше", не так ли? Язык не поворачивается осуждать человека, который настрадался за эти семь лет до такой степени, что готов на все, лишь бы спасти себя и свою семью.

Нужно не запугивать людей, а восстанавливать доверие к украинской власти и не на словах, а добрыми делами. Эта тема для отдельного разговора, но совершенно понятно, что насильно мил не будешь, люди должны почувствовать, что власть о них заботится, что Украина для них мать, а не мачеха, что отщепенцев, которые высказывались за превращение Донбасса в Дикое поле, предлагающих травить жителей Донбасса, как тараканов, ничтожно малое количество, это пациенты психиатров. Надеюсь, что все-таки большинство украинцев, проживающих, на не подконтрольной правительству территории, ностальгируют о прошлом, относятся к остальным жителям страны с любовью и уважением.

Разве нельзя уже сейчас, решить вопрос о пенсионном обеспечении, безотлагательно заняться откачкой воды из затопленных шахт, уйти от назревающей экологической катастрофы. Большой политический резонанс могло бы вызвать намерение властей решить проблему обеспечения населения Луганской и Донецкой областей качественной питьевой водой, рассмотреть возможность прокладки водогона из Новокаховского водохранилища до Мариуполя. Несомненно, эти и подобные программы поднимали бы престиж государственной власти, способствовали сплочению украинцев, независимо от их отношения к языковым проблемам, принадлежащих к разным конфессиям, проживающих в разных регионах страны.

Кстати, этому способствовало бы выполнение 11-го пункта мероприятий по выполнению Минских соглашений, которым предусматривается право на языковое самоопределение.

– Как вы оцениваете шансы на встречу Зеленского и Путина? Может ли она состояться и с каким результатом закончится?

– Как известно, такая встреча уже состоялась и закончилась вполне успешно.

– Способен ли Зеленский потянуть такой уровень переговоров?

– Вопрос крайне некорректный: что значит "потянуть, не потянуть", о ком вы говорите, о биндюжнике с одесского Привоза, или о главе государства? Я уже говорил, что с Владимиром Александровичем лично не знаком и судить о его возможностях могу только с учетом того, что рядом с ним есть преданные и умные люди, которые всегда помогут президенту избежать серьезных ошибок. 

– Вы были одним из подписантов Беловежских соглашений. Правда ли, что Крым мог еще тогда "уплыть"?

– Это досужий вымысел. Заверяю, в моем присутствии слово "Крым" даже не произносилось.

– Дословная фраза Збигнева Бжезинского из "Великой шахматной доски" говорит о том, что именно действия Украины помешали СНГ стать новым наименованием более федерального СССР. Вы согласны?

– Бжезинский прав в изложении версии, но не в выводах. Да, в Беловежских переговорах я отстаивал идею создания не Содружества, а Союза Независимых Государств, по образцу и с уставом Европейского Союза. Коллеги меня не поддержали, слишком опасным казалось им само слово "союз", как известно, "пуганная ворона куста боится". Как и ожидалось, жизнь убедительно показала, что Содружество Независимых Государств, по сути, пустой звук.  Ведь не даром говорят "как корабль вы назовете, так корабль и поплывет". Вот и приплыли.

Что представляет собой Украина сегодня? Это клубок искусно-запутанных внешнеполитических, экономических, историко-географических, конфессийных и морально-этических проблем. И как результат, европейское государство, имеющее, идеальные природно-климатические условия и уникальную минерально-сырьевую базу, официально признано самым бедным на континенте, с предельно низким индексом счастья. В начале 90-х, я совершенно случайно, в аэропорту, встретился с Бжезинским. В то время Украина была перспективным, успешно приспособленным к новым условиям развития государством. Поэтому, когда, Бжезинский в разговоре упомянул, что к концу 30-х на Украине должно остаться не более 20 млн. жителей, я рассмеялся ему в лицо - слишком невероятным казался такой прогноз. К несчастью, действительность еще ужаснее. Даже до пандемии мы ежегодно теряли 250-300 тысяч граждан, а это население небольшого областного центра. Свыше 10 млн украинцев находятся за рубежом и работают на чужое государство. Только в прошлом году из Украины выехало более 600 тыс. человек.

И все-таки, опускать руки нельзя, мы все украинцы в одной лодке, нужно грести синхронно, старательно и неутомимо, если хотим оставить потомкам добрую о себе память.

 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.