Тем более, когда в руки попадают такие факты, как письменные свидетельства историка Сергея Смирнова, объехавшего 1950-х года всю Белоруссию в поисках очевидцев.
И если человек, имеющих столько фактов, пишет отдельно об этом одном человеке, согласитесь, это говорит о многом.
Майор Петр Гаврилов. Командир 44-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии 13-й армии Западного фронта.
Именно он с 22 июня по 23 июля 1941 года руководил обороной Восточного форта Брестской крепости.
Майору Гаврилову удалось сплотить вокруг себя всех уцелевших бойцов и командиров разных частей и подразделений, закрыть наиболее уязвимые для прорыва врага места. И до 30 июня гарнизон форта оказывал самое, что ни на есть, организованное сопротивление, стойко отражая бесчисленные атаки врага и не давая ему ворваться в форт.
И только после применения авиабомб повышенной мощности и разрушения части строений форта немцам удалось ворваться в форт и пленить большинство его защитников.
После этого - с начала июля - майор Гаврилов с уцелевшими бойцами перешел к тактике внезапных вылазок и нападений. 23 июля 1941 года от взрыва снаряда в каземате он получил тяжёлое ранение и в бессознательном состоянии был пленен.
А теперь слово историку Смирнову – чтобы вы вдохновились его пером и тем четырем абзацам, что он написал исключительно со слов очевидцев. Пережили эту волнительную минуту чтения и навсегда запомнили имя майора Гаврилова.
«Пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощенным до крайности.
Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь.
Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьем теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев.
Они говорили об этом с невольным почтением, откровенно поражаясь силе духа советского командира, и было ясно, что только из уважения к его храбрости пленного оставили в живых. После этого в течение нескольких дней из Бреста приезжали германские офицеры, которые хотели посмотреть на героя, проявившего такую удивительную стойкость».
Годы войны майор Гаврилов провёл в гитлеровских концлагерях Хаммельбурга и Ревенсбурга, испытав все ужасы плена. Освобождён он был советскими войсками в мае 1945 года в концлагере Маутхаузен. Прошел спецпроверку и был восстановлен в воинском звании. Но при этом был исключен из партии ввиду утраты партбилета и пребывания в плену.
С осени 1945 года Петр Гаврилов — начальник советского лагеря для японских военнопленных в Сибири на строительстве железной дороги Абакан-Тайшет. Он предотвратил эпидемию тифа среди японцев, ликвидировал злоупотребления со стороны японских офицеров, через которых снабжались пленные солдаты. Получил несколько благодарностей по службе за хорошую постановку дела в лагере. А в июне 1946 года был уволен в запас.
В 1955 году Петр Михайлович, наконец, нашел жену и сына, с которыми расстался под бомбами в первый час войны.
В 1956 году вышла в свет книга Сергея Смирнова «Брестская крепость», основанная на бесспорном фактическом материале. И это событие, наконец, благоприятно отразилось на судьбе героя-защитника Брестской крепости и нас с вами. Его восстановили в партии, и он был представлен к высшей награде страны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости в 1941 году и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Источник