Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Ну... за журналистов!

Источник: "КИД"

Откровенно говоря, я профессию журналиста всегда считала лучшей в мире. Я никогда не сердилась, если читала, что моих коллег называют продажными существами, "халявщиками" и ничтожествами. Я в это просто не верила. Этого не может быть, потому что не может быть никогда.

 

Для меня журналисты всегда были элитой, и только так я их и воспринимаю сейчас. Не только потому, что я сама имею честь принадлежать к их сообществу (хотя и поэтому, конечно, тоже), но и потому что они действительно таковы. Как ни крути, а именно эти люди узнают все новости первыми, именно от их мнения всегда многое зависит, и именно их статьи всегда кто-то ждет.

Так что День журналиста для меня всегда был неким священным таинством - праздником сродни Новому году, когда чувствуешь себя счастливым независимо от жизненных обстоятельств. Однако в преддверии любого Нового года всегда принято либо говорить слащавые слова, либо подводить итоги. Накануне дня журналиста актуально скорее второе - тут важнее говорить о результатах, нежели сыпать комплиментами и лестью, потому что ими журналисты частенько одаривают друг друга и по менее важным поводам.

Но о достижениях журналистики говорить тяжело, особенно если речь идет о донецкой журналистике, которой так часто отказывали в самостоятельности и так регулярно называли ее заангажированной и насквозь продажной, что многим удалось в это поверить. Проблема в том, что помимо успехов, которыми донецкая журналистика отличилась за "отчетный" период, всегда почему-то находятся факты и вещи, о которых лучше было бы умолчать, хотя умалчивать-то как раз и нельзя, если уж хочешь прослыть объективной.

И вот тут-то и всплывает главное - принадлежать журналистскому сообществу иногда так сложно, что ты иногда вдруг осознаешь усталость от этой, лучшей в мире, профессии. А устать можно от многого. От характеров коллег, от меняющихся характеристик качественной журналистики, от способа, который коллеги выбирают для самоутверждения, ведь, принимая во внимание условия конкуренции, подчеркивать свой талант приходится разными способами.

Матвей Ганапольский в своей книге "Кисло-сладкая журналистика" говорил о том, что у каждого человека есть миссия, но следовать ей можно только тогда, когда ты находишься в нужное время и в нужном месте. Донецкие журналисты, как правило, всегда находятся в нужном месте - в Донецке. Нет, большинство из них не выбирали это место, они выбирали Киев, но в свое время в Киев их не взяли, поэтому они здесь, и стараются именно здесь выполнить свою миссию - то есть отличиться и стать заметными, а может быть даже и знаменитыми.

Учитывая, что последний год для журналистов прошел не под знаком выборов, донецкая пресса научилась обращать внимание не только на "горячие" политические темы, но и на социальные вопросы, которые, с одной стороны, оказались куда более важными и актуальными для читателей, а с другой, стали более перспективными для журналистов. Повышение цен, снижение зарплат, ненадлежащая подготовка к Евро-2012, проблемы с выплатами банковских кредитов, цистерна с ртутью, которая с завидной регулярностью "переворачивалась" во всех районах Донецка и так постепенно "добралась" аж до Запорожья, присвоение Донецкому национальному университета имени Василия Стуса - вот темы, которые волнуют донецкую журналистику сильнее, нежели всякие там коалиции и политические договоренности. Впрочем, ДонНУ и Стус - это уже политика, причем политика из разряда заказных и грязных, в чем, собственно, уже признались сами организаторы этой сомнительной акции. Однако дело не в этом.

Как бы там ни было, донецким журналистам не скучно - нет! Они с радостью печатают "эксклюзивные" новости о "перевернувшихся" цистернах и "сошедших" с терриконов лавинах, но с куда большей радостью они печатают опровержение подобных "эксклюзивных" новостей, опубликованных их коллегами. "Одно Интернет-издание написало, что из Донецкого цирка сбежало пять дрессированных слонов. Но наше издание со ссылкой на дрессировщика, директора цирка и одного из пяти этих самых слонов официально заявляет, что это НЕПРАВДА". Поставить такую новость многие считают за небывалую удачу. Впрочем, на это никто не обижается: если все плещутся в одном маленьком бассейне, то толкание локтями неизбежно.

Еще одна особенность - публикация соцопросов, из которых явно следует, что издание, их организовавшее и опубликовавшее, является самым лучшим, самым признанным и самым любимым в Донецкой области. Да что там в области - во всей Украине, и даже за ее пределами. Так что издание с гордостью печатает на главной странице снимок своего редактора/ведущего корреспондента, который выглядывает из фотографии с такой непревзойденной гордостью, что ты понимаешь: он действительно самый лучший, и переубедить его в этом невозможно. Впрочем, если до соцопросов дело не доходит, то всегда есть такая возможность, как комментарии под статьей - там тоже можно как бы от имени анонимного читателя написать, что текста лучше этого в мире еще не было, а если и был, то это было давно и неправда.

Раньше все это у меня вызывало раздражение, теперь вызывает только нежность - в Донецке журналистов хвалят так редко, что если они не похвалят себя сами, то им будет совсем грустно. А я не хочу, чтобы мои коллеги грустили.

Новая мода среди донецких журналистов - лавина вопросов. Если ты хочешь, чтобы тебя запомнили и может быть даже потом наградили, задавай вопросы. Почему вы организовали эту конференцию? Сколько человек работает в вашем банке? Как называется ваш банк? Кто вы такой? Сколько человек положили в ваш банк свои деньги на депозит? Что такое депозит? Откуда берутся деньги? Кто сегодня премьер-министр Великобритании? Какова нынче погода на Мадагаскаре? Что вы думаете о повышении солнечной активности и озоновых дырах? Пусть вас не смущает, что вопросы откровенно глупы и не по теме. Пусть вас не беспокоит, что остальные присутствующие ощутимо громко цыкают языками и злятся. В конце пресс-конференции вам обязательно подарят блокнотик "за активность", потому что вы спрашивали больше других, и плевать, что вы не дали коллегам раскрыть рта. Победителей не судят. Тем более, если у победителей есть новый блокнотик.

Еще одно правило - обязательный, ежедневный, ежечасный пиар. Если вы написали статью, в которой сравнили своего мужа с (свят, свят, свят) Петром Симоненко, - быстрее сбрасывайте ссылку своим коллегам и требуйте отзыва (разумеется, положительного), причем желательно на вашем же сайте. Если вам оплатили серию публикаций по вкручиванию в донецких подъездах новых лампочек, - смело делайте спецвыпуск и обязательно в торжественной обстановке вручите свеженькую газету кому-нибудь из власть предержащих. Если вашу статью кто-то перепечатал, постарайтесь, чтобы об этом узнало как можно больше людей, но обязательно скривитесь и дайте понять, что вы не понимаете, как так произошло и чего это они вдруг вас перепечатывают. Если вы написали статью для зарубежного издания, пусть даже это какое-нибудь малоизвестное "Гондурас-медиа" (хотя кто не знает "Гондурас-медиа"?), не стесняйтесь - именуйте себя собственным корреспондентом этого СМИ, и пусть вас все уважают. Потому что у корреспондента "Гондурас-медиа" всегда есть повод рассказывать пошлые анекдоты на встречах с послами, выходить покурить во время пресс-конференции президента, вваливаться в пальто на совещание, закатывать глаза, когда речь заходит о зарплате, давая понять, что ваш доход уже давно превзошел все разумные рамки, и постоянно вслух комментировать судорожную речь какого-нибудь министра, который не знает, что сказать и оттого жутко смущается.

Отсюда следует еще одно правило - всегда хвалите коллег, если они добились всего этого раньше вас, и делитесь с ними информацией, если не хотите, чтобы они на вас обиделись. Ведь если вы скажете, что издание "Красная заря" лучше издания "Вестник с полей", то в "Вестнике с полей" запросто сочтут, что вы выполняете гнусный заказ и вообще вся ваша речь - не более чем жалкая инсинуация. И не важно, что редактором "Красной зари" трудится ваша троюродная тетя, факт в том, что одних вы хвалите, а других нет. Так что постарайтесь хвалить всех. "Ах, какую статью ты написал! Мне было даже жалко класть газетную страницу в кошачий лоток". "Ах, какую новость ты нашел! Мне даже обидно было, когда я узнал, что она пятидневной давности". "Ах, какая у тебя новенькая машина, купленная на гонорары! Это так несправедливо, что ее сняли с производства еще в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году".

Для похвалы хороши все методы, потому что отсутствие оной в Донецке воспринимается очень болезненно: журналистов здесь не так и много, и если вас не похвалили, значит нашелся кто-то, кто вас незаслуженно обошел. Что же касается правила "делись информацией", то тут все просто: вовсе не обязательно сообщать конкурентам, что на поле под Волновахой фермер после вчерашнего праздника по случаю дня земледельца обнаружил круги инопланетного происхождения. Нет. Пусть это будет ваш эксклюзив. Но если вас пригласили на фуршет, то тут уж будьте любезны не тянуть и сообщить об этом коллеге - он, конечно же, скажет, что идти на такой фуршет ниже его достоинства, но обязательно пойдет, и сядет рядом с вами и даже выпьет за ваше здоровье.

Если вы знаете все эти правила, то в среде донецких медиа вам живется очень даже вольготно. Дело не в том, что вы обязательно будете все это применять на практике. Дело в том, что вы же сами будете рады, когда вам подарят блокнотик за град бессмысленных вопросов, или когда на почту упадет новое приглашение на вечеринку для журналистов. Почему я в этом так уверена? Да потому что я и сама, бывает, задаю на пресс-конференциях глупые вопросы. Потому что я тоже люблю, когда меня хвалят, и хотя делаю вид, что я к этому совершенно равнодушна, румянец на щеках меня выдает. Потому что я тоже люблю прихвастнуть своими достижениями и завидую, когда Аня Иванова успевает сделать новость быстрее и лучше меня, а Кирилл Сазонов пишет статью, под которой я бы и сама сочла за честь подписаться.

Да и в целом все это потому, что я точно знаю: я следую своей миссии, ведь я нахожусь именно в том месте, которое мне предназначено. Донецкая журналистика - это довольно маленький, локальный и закрытый ареал, но он не менее профессионален, чем другие, и не менее успешен, чем все они, вместе взятые. Когда-то давно я уехала в Киев и намеревалась там остаться. Это длилось месяца два, в течении которых я поняла, что это совершенно не мое место. Там можно сделать карьеру, но мне показалось, что там нельзя сделать судьбы. Когда я вернулась в Донецк, я ощутила это особенно, потому что даже те, кто язвительно интересовался, почему меня выгнали из Киева, и называл мой новенький, обожаемый ноутбук корытом, меня здесь все-таки ждали. И именно они рассказывали мне все последние анекдоты и сплетни, делились записями, которые я не успела сделать, занимали мне места в пресс-залах, и вставали, чтобы меня покрепче обнять, когда я в эти самые залы заходила. И сегодня именно эти люди знают, что, несмотря на то, что в моем статусе в "Одноклассниках" до сих пор значится "Киев", я все равно - донецкая. И мне все равно, что кто-то называет нас провинциалами и относится к нам снисходительно. Я-то знаю, что это не так, но убеждать никого не собираюсь. Я лично убедилась в том, что мои коллеги из Донецка - профессионалы. И говоря это, я отступаю от всех вышеизложенных правил и закономерностей. Потому что сейчас я говорю правду.

Анна Хрипункова


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.