Украина – не Калифорния, и уж тем более не Япония, где подземные толчки такое же обыденное явление, как и дождь. Поэтому пугающая новость о том...
Украина – не Калифорния, и уж тем более не Япония, где подземные толчки такое же обыденное явление, как и дождь. Поэтому пугающая новость о том...
...что со дня на день мы все рискуем провалиться в тартарары, вынудила некоторых наших сограждан приготовить тревожные чемоданчики и даже заночевать под открытым небом...
Паниковать мы любим, и делаем это с энтузиазмом, воспринимая любой слух или тревожную новость как сигнал к старту. Это у нас что-то вроде национального спорта. Не успевает сахар подорожать на 50 копеек, как мы стремительно бежим сметать его с полок магазинов, а потом еще мешками тащим с рынка. Только качнулся курс доллара – как возле обменных пунктов выстраиваются очереди, еще более усугубляя валютные скачки. А уж с каким всенародным размахом мы встретили эпидемию гриппа, устроив в аптеках маски-шоу!
Теперь вот народ увлеченно воспринял новость о возможном землетрясении, с опаской поглядывая на потолки и стены своих «хрущевок». А некоторые жители западных и южных областей даже решили покинуть своё жилище и провели ночь на улице. Хотя погода там отнюдь не майская, и риск подхватить воспаление легких куда выше, чем быть приваленным бетонной плитой.
Все эти случаи социального помешательства объединяет одно: лишь немногие из мечущейся толпы владеют достоверной информацией. И вообще информированные люди, как правило, в общей суматохе участие не принимают. Они либо заранее ко всему приготовились (причем грамотно, не скупая метры бессмысленной марли и не складируя в гараже мешки сахара), либо с усмешкой игнорируют панику, зная, что тревога на самом деле ложная.
Что мы знаем о землетрясениях? Большинство из нас представляют его себе только по голливудским фильмам. Всё качается, на голову падают обломки, гудит сигнализация подпрыгивающих припаркованных машин, асфальт пересекают трещины, а то и вовсе земля проваливается в бездну, как в «10,5 баллов» или «2012». Ну а киношный народ, кого не придавило статуей Свободы, традиционно прячется в дверном проеме или под столом.
Собственно говоря, недавно фильм «2012», за которым последовала череда мощнейших землетрясений по всему миру, и вызвал панику. Увлеченные мыслью о том, что мир уже начинает рушиться в тартарары – даже раньше срока, отведенного нам индейцами майя, - люди привычно начали готовиться к очередному концу света. Снимать с потолка люстры и банки солений с полок в подвале (чтобы не упали и не разбились), паковать в полиэтилен паспорта и домовые книги (чтобы получить компенсацию за разрушенное жилье), выносить во двор телевизоры и компьютеры.
Честно говоря, то, что показывали нам в кино, всё это лажа. Ну, кроме сигнализации, которая срабатывает не только при землетрясении, но и при взорванной рядом петарде. Поскольку миниатюрные «землетрясения» производят взрывы, проезжающие тяжелые грузовики, обвалы. Или вот, скажем, сосед хлопнул своей тяжелой дверью или включил стиральную машину на отжим, а у вас слегка задрожали стены. Эффект такой же, как от слабого землетрясения в 2-3 балла (по 12-бальной шкале Медведева-Шпонхойера-Карника MSK-64). А вот если вы имеете несчастье жить возле железной дороги, да еще у самой стрелки (или стыка рельсов), то там при прохождении груженого состава можно ощутить и все 4 балла.
Таким образом, практически все мы регулярно сталкиваемся с «землетрясениями» слабой силы, от которых ничто и никто не страдает. За редким исключением, как, например, обрушившееся недавно в Харькове старое здание, которое «доконали» ездящие рядом троллейбусы.
Кроме того, колебания здания может вызывать и сильный ветер. Но нам это не грозит. От этого страдают лишь сверхвысокие небоскребы, вершины которых действительно порою раскачиваются, но очень медленно и практически незаметно для людей. На землетрясение это совсем не похоже.
Вся эта система баллов всегда привязана к конкретному месту. Если ваш сосед за стенкой спьяну врезался в эту самую стенку головой, то стена испытает «землетрясение» балла эдак в 2. А вот жильцы в другом конце дома ничего не заметят (разве что кроме пьяных матерных воплей). Так же и во время настоящих геологических землетрясений сила толчка ослабевает по мере удаления от эпицентра. Если, скажем, в Румынии произойдет обещанное сотрясение в 8-9 баллов (по MSK-64), то на Правобережье его сила упадет до 5-6 баллов, ну а жители Востока ощутят всего 3-4 балла. Во всяком случае, нам так пообещали.
3-4 балла можно запросто проспать и не заметить, что же касается 5-6, то нас, опять же, заверяют, что все отечественные знания государственной (не кустарной) постройки их спокойно выдержат. Разумеется, если они не находятся в аварийном состоянии и не рискуют развалиться даже от звука праздничного салюта. «Хрущевка», несущие (наружные) стены которой не растрескались от времени и не издырявлены кондиционерами, отопительными котлами, спутниковыми тарелками и креплениями «навесных» балконов, устоит при 6,5 - 7 баллах. Здания в восемь-десять этажей позднесоветских проектов чуток похлипче, они рассчитаны на 5,5 - 6 баллов.
Озабоченность вызывают современные жилые «башни» – трудно судить об их качестве на фоне нынешней коррупции, когда частные строительные фирмы не прочь сэкономить на качестве, а проверяющие инспекторы – взять на лапу. Дома, которые пережили две мировые войны, тоже особого доверия не внушают – особенно их массивные карнизы, тяжелые балконы и многочисленные лепнины. Что до частного сектора, то он всегда был наиболее проблематичным. Многие строят из того, что есть, не сильно задумываясь о прочности.
Конечно, на фоне американских сборных домов даже наши халупы выглядят как настоящие крепости. Это понятно: коттедж из брусьев, фанерных щитов и гипсокартона собирается за несколько дней и обходится куда дешевле, чем капитальный каменный дом, который нужно строить и отделывать несколько месяцев. В таком жилище Наф-Нафа дверной проем действительно является самым безопасным местом на случай землетрясения, а обеденный стол защитит от падающих кусков подвесного потолка. Но вряд ли отечественные дверные коробки спасут от складывающегося бетонного перекрытия.
Впрочем, такой сейсмической активности, как в Калифорнии, в Украине нет. Хотя достаточно сейсмоопасен Крым (можно вспомнить землетрясение 1927 года с толчками до 8 - 9 баллов), а также регионы, прилегающие к т.н. «зоне Вранча», расположенной в Румынии севернее Бухареста. Последняя как раз и вызывает большую озабоченность ученых. Это место на стыке Южных и Северных Карпат, которые сами по себе являются складками, возникшими в результате наезда Африканского континента на Европу – отсюда и регулярные сотрясения сжимающихся земных недр. Именно «зона Вранча» является эпицентром большинства землетрясений, которые раз в несколько лет тревожат жителей Украины. По прогнозам сейсмологов, мощность толчков там может достичь магнитуды 7 - 7,8 по шкале Рихтера.
Эти две шкалы, Рихтера и MSK-64, часто путают. Однако первая измеряет мощность землетрясения, его энергию (при увеличении на единицу количество энергии возрастает в 32 раза). Образно выражаясь, это как бы число мегатонн, высвобождающихся при «взрыве недр». Максимальное значение по Рихтеру может достигнуть 8,5 – больше просто невозможно, даже если земля действительно провалится в преисподнюю. Чем выше магнитуда, тем обширнее эпицентр, тем сильнее колебания (в баллах по шкале MSK-64) и тем дальше распространяются сейсмические волны. Разумеется, многое еще зависит от того, на какой глубине располагался очаг, какие свойства имеет сейсмическая волна и через какие регионы она проходит.
Обычно каждый толчок рождает несколько волн, первая из которых имеет вдвое большую скорость, чем последующие, и вызывает не слишком заметные колебания – однако её сразу чуют животные, которые и впадают в панику за некоторое время до основной разрушительной волны. Собаки истошно завывают, домашний скот мечется, кошки (самые умные) пытаются убежать из дома, птицы в панике взлетают в небо, а разная ползающе-бегающая живность покидает свои норы. В панику ударяются даже аквариумные рыбки, которых японцы раньше держали в своих квартирах именно для предупреждения об опасности (собака в переполненном Токио – непозволительная роскошь).
Так как большая часть Украины находится на удалении от основных очагов потенциально самых сильных землетрясений, то у её жителей есть шанс узнать о приближении разрушительной волны за несколько минут до того, как качнутся стены родного дома. Хотя, конечно, не стоит слишком уж полагаться на лохматых часовых и в панике выбегать на улицу каждый раз, когда там завоет на луну бездомный пес.
Сергей Кутовой
Прим. В. Зыкова. Я родился и вырос в сейсмоопасном районе Казахстана, в городке, где здания выше 4-5 этажей не строили именно по причине сейсмоопасности. Самые сильные землетрясения, которые пришлось ощущать - 6,5 баллов по 12-балльной шкале. При этом возможны незначительные трещины в стенах, но никаких смертельных последствий не возникает. Всё, что меньше этого - вызывает дребезг стёкол, раскачивание люстры и мебели, но не более того. Слабые землетрясения там возникали едва ли не каждые три дня, и далеко не все из них можно было заметить.
Хотя, конечно, ощущения не из приятных, особенно когда осознаешь, что в любой момент может тряхнуть и сильнее, и что всё это творится на территории в сотни километров, бежать некуда. Особенно опасны горизонтальные толчки, которые способны развалить дома как карточные домики, но такое я застал лишь один раз в жизни, да и то, к счастью, слабое.
Конечно, нельзя ручаться за современные многоэтажки, которые норовят обрушиться от малейшего чиха из-за халтуры строителей. Но это если вместо нормального бетона - сплошной песок, как в плите на полу на моей кухне. Многоэтажки в сейсмоопасных зонах строятся не так, как у нас. Доводилось видеть строительство 9-этажки в Алма-Ате. В котлован вместо фундамента устанавливаются "быки"-опоры, похожие на колонны с очень широким основанием, на них устанавливается один подъезд. Между подъездами - зазор сантиметров 20-30, который потом закрывается мягким декоративным швом.
В общем, весьма маловероятно, что какое-то серьёзное землетрясение зацепит восток Украины. Впрочем, когда в 1978 году трясло Румынию, до Харькова парочка баллов докатилась. Я тогда снимал квартиру во флигеле, время - примерно 23 часа, уже засыпал. Вдруг - двойной удар панцирной сетки о раму кровати. Тренированный организм сразу выдал мысль: землетрясение? Окончательно проснувшись, осознал: я же в Харькове, откуда оно здесь?.. Спокойно заснул опять. О том, что организм не ошибся, узнал только утром, из новостей.
Хороший индикатор землетрясения - лампочка или люстра на потолке в комнате. При двух баллах уже раскачивается.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.