Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Как я гуляла по Москве с французскими туристами. Впечатления

Москва-сити. Максим Блинов/РИА «Новости»

Довелось мне  недавно прогуляться с группой французских туристов. Дело было так.

Суббота. 22 ч. Звонок в дверь. Открываю. Соседка снизу Нюська. Шепчет: «Привет».

Удивляюсь:  «Чего шёпотом? За нами следят?»

-  Голос пропал. Профессиональная болезнь. Выручи. Выгуляй завтра за меня французов по Москве.

- ??!! Ээээ.....

Не увидев следов воодушевления на моем лице, Нюська пускает в ход тяжёлую артиллерию, напомнив, что как-то я уехала в аэропорт без паспорта, и она привезла его мне, бросив свои домашние дела. Мне становится стыдно. И правда, трудно что ли в выходной прогуляться по Москве с парой французов и выручить человека.

- А где именно их надо выгуливать?

- Утром метро и ВДНХ. Потом шофёр довезёт вас до Арбата, там пообедаете в ресторане, затем распустишь их по сувенирным лавкам, заскочите на часок на смотровую площадку 89 этажа башни Федерация и закончите Даниловским рынком.

- А на рынок-то зачем?

- У них в программе стоит. Может хотят убедиться, что мы тут не голодаем.

А  в метро и на ВДНХ что рассказывать?

- Из серии что вижу - то пою... Гранит, мрамор. Мозаики на Комсомольской. Панно на тему жизни в БССР на  Белорусской.  Витражи на Новослободской. Потрёте нос собаке на Площади Революции... На ВДНХ просто прогуляетесь от центральной арки до Космоса,  фонтаны, павильоны советских республик, посмотрите макет Москвы...

- А на смотровой в Москва-Сити ? Я там никогда не была...

- Ну вот и посмотришь заодно. Там дадут гида, тебе только перевести.

Нюську я знаю много лет, она как таран, если что решила, так и будет.

«Ладно. Не боги горшки обжигают», - со вздохом соглашаюсь я. «Сколько их?»

- 23.

 -23??!!! Ты в своём уме?!!! Я думала, что речь идёт о какой-нибудь семье.  Я же их всех растеряю в метро и на улице! Нет, это невозможно!

- Не растеряешь. У них наушники,  у тебя будет микрофон и флажок.

Воскресенье, утро. Прихожу в гостиницу. В холле толпа «моих» французов. Объясняю, что Нюська заболела, и сегодня с ними буду я. Контингент на две трети пожилой, два божьих одуванчика на вид вообще лет восьмидесяти. Я хочу спать и кофе. Но беру себя в руки, и бодро зову всех на выход. Затем примечаю высокого парнишку в красной футболке и призываю  на помощь. Даю задание: быть замыкающим и присматривать за старичками.

Двинулись. Растянулись метров на сто. Входим в метро. Объясняю: Стоять только справа, держаться за поручень, входя и сходя с эскалатора смотреть под ноги. Встают на ступеньки как попало, за поручень не держатся, под ноги не смотрят. В микрофон призываю к порядку.

Лучше бы я молчала! Одна из старушек, сдвинувшись вправо, теряет равновесие и ложится на спину впереди стоящей француженки. Та в свою очередь тоже наклоняется вперёд. Я в ужасе бегу вниз.  В голове мелькает картина, как вся моя группа словно карточная колода распластывается на эскалаторе, разбитые носы, переломанные ноги, вечерний сюжет на ТВ...

Но неожиданно все  медленно возвращаются в вертикальное положение. Оказавшись рядом с ними, я понимаю, откуда пришло спасение. Большой и коренастый русский мужик, как скала принял на грудь, вернее на свою могучую спину, моих подопечных.

Заикаясь лепечу: «Сппассиббоо!»

Пожав плечами, мужик глубокомысленно изрекает: «Иностранцы...»

Спустились,  иду к центру зала, оглядываюсь. Около эскалатора часть моей группы столпилась и оживленно машет  руками. Возвращаюсь.

- «Что случилось?»

У одной дамы  клаустрофобия. Она  не думала, что у нас такое глубокое метро, ей реально плохо. Хочет вернуться  с мужем в гостиницу и вызвать такси до ВДНХ. Хорошенькое начало. Минус двое.

Все куда-то разбежались. Фотографируют. Я пытаюсь между грохотом прибывающих поездов что-то комментировать в микрофон.

Пора ехать дальше. Даю инструкции: «Рассредоточиться по перрону, не лезть всем в одну дверь, входить и выходить быстро, так как двери закрываются автоматически. Выходим на второй остановке».

Первый блин комом. Вагон полупустой, но вся моя группа пытается втиснуться в две соседние двери, впихивая выходящих пассажиров обратно в вагон. Боятся остаться на станции без меня. Честно говоря, я боюсь того же самого.

Комсомольская. Охи. Ахи. Восторг.  Зову всех в торец зала,  мозаики на потолке располагаются в историческом порядке.

На площади Революции потёрли всё, что полагается: наганы для удачи в бизнесе, петухов для повышения зарплаты, туфельки для романтических свиданий и носы собак для удачной сдачи экзаменов. Не знаю, правда, зачем им собаки, свои последние экзамены они сдавали скорее всего лет тридцать-сорок назад.

Уже четвёртая по счёту станция. Понятия не имею, все ли на месте.  В самом начале я им  на всякий случай обозначила  на схеме метро конечную станцию, но с учётом того, что вряд ли кто из-них способен выговорить букву «х» в слове ВДНХ, добраться самостоятельно у них шансов мало.

Одна женщина интересуется, где мусорки? Мусорок нет. И мусора нет. Загалдели: «У нас бы уже до потолка  всё было завалено». Тему мусолят долго, вспоминают, что на улицах тоже чисто, приходят к выводу, что у русских, видимо, такое воспитание. Я их не разубеждаю.

Телевизоры в вагонах им тоже в диковинку.

Выходим на станции ВДНХ. Пора пересчитать  народ. Считаю три раза. Каждый раз количество меняется, они постоянно перемещаются, болтая друг с другом и обмениваясь впечатлениями.  Не знаю, что делать. Кто-то подсказывает: «В Петербурге гид ставила нас в пары и считала».  Ну вот и отлично. «Давайте по парам». 21. Не верю своему счастью. Полный комплект.

Идём по направлению к ВДНХ. Жарко. Народ подустал, еле тащится.

Проходим мимо стеллы покорителям космоса. Показываю издалека барельефы, на которых присутствует и первая в мире собака, полетевшая на орбиту. Задаю вопрос, знают ли они, как её имя. Оказывается,  знают. И  Белку со Стрелкой знают, и Гагарина, и Терешкову.

Мужчина рядом со мной интересуется: «А что вы думаете по поводу высадки американцев на Луну? У нас сейчас кое-где в прессе пишут, что возможно они там не были».

У входа на выставку подбираем приехавшую на такси пару с клаустрофобией.

ВДНХ. Красота, новёхонькие  после реставрации павильоны и фонтаны, цветы, музыка играет, публика фланирует туда сюда...  мамашки-папашки с колясками, детишки на самокатах, молодые парочки на велосипедах, пенсионеры, москвичи, иногородние, бывшие братья и небратья... Ощущение праздника, хотя никакого праздника по календарю нет. Французы прибалдели.

Снова ищут мусорки и мусор. Мусорки в небольших количествах имеются, мусора нет. Опять обсуждают.

Присаживаемся отдохнуть у фонтана Дружбы. Удивляются: «Действительно все 16 девушек покрыты настоящим золотом?» Конечно, - отвечаю.  Сталин сказал: «Неужели мы для наших девушек пожалеем золота!?»

Дама рядом со мной вздыхает: «Да, Россия – великая страна. Я  совершенно поменяла своё мнение о России. Нам всего этого во Франции по ТВ не показывают: на улицах дорогие новые машины, красивые хорошо одетые люди, столько ресторанов, кафе и террас, вкусная еда, чистота, повсюду зелень, цветочные клумбы, воспитанная молодежь  (им периодически уступали места в метро, что приводило их в изумление)»...

Гуляем дальше. Проходим мимо павильона профсоюзов. Рассказываю, что на этом месте раньше был павильон Грузии, его снесли в брежневское время, Сталин родом из Грузии.

Мужичок, интересовавшийся  Луной, тут как тут: «А как вы относитесь к Сталину?»

Чертыхаюсь про себя, у нас прогулка или политинформация?

 - Вопрос о личности Сталина и его роли в истории нашей страны - не простой вопрос...

Тут вдруг ко мне подскакивает дама лет пятидесяти: «Сталин - убийца. Он уничтожил в Гулаге 6 млн человек!» Я  оторопела от такой эмоциональности.

«Мадам, - говорю, - не нужно верить всему, что пишут в интернете». Она начала бубнить что-то про договор Молотова-Рибентроппа. Я разозлилась. Перечислила  договора, заключенные  с фашистской Германией европейскими странами и Японией по 1938 год, не забыв про мюнхенский сговор (статьи на АШ пригодились). Тётка,  сражённая моими «глубокими познаниями», притихла.

Смотрю на часы. Ура! Скоро на обед.

На обратной дороге заворачиваем к макету Москвы. Девушка  показывает нам световой указкой кварталы города и достопримечательности. Затем вдруг включается музыка и начинается шоу. Французы, как дети, запрыгали от восторга.

Обедаем на Арбате. Справа от меня семейная пара из Швейцарии. Сын уже год живёт в Петербурге. Приехал к любимой девушке.

- Ну вот, опять одну из наших красавиц увезёте за границу. А нам нужно рождаемость повышать.

- Нет. Он хочет жить в Петербурге. Ему очень нравится Россия. Говорит, что здесь чувствует себя безопаснее, чем в Швейцарии.

Сразу вспомнился «Бандитский Петербург». Дожили! В Петербурге теперь безопаснее, чем в Женеве!

 Меняем деньги в банке. Распускаю всех по магазинам. Одна бабулька просит совета, что купить пятилетней внучке.

- Купите Машу из мультфильма или Снегурочку, внучку Деда Мороза. Это как ваш Пэр Ноель.

- Он что, ваш Пэр Ноель,  женат и у него есть дети и внуки?

- Про жену и детей сведений нет, но внучка  имеется. Может внебрачная... Вон она, в витрине,  одета в голубое пальтишко и шапочку, отороченные белым мехом.

Запросы посыпались со всех сторон.

Мать с дочерью спрашивают, где купить фигурку Щелкунчика. Понятия не имею, есть ли на Арбате Щелкунчики.

Семейная пара хочет флешку в виде Чебурашки. Какие-то их знакомые вернулись из Москвы с такой флешкой.

Ещё одним нужны военные российские часы для сына.

Девушка жаждет ушанку и что-нибудь из произведений Пушкина.

Женщина лет сорока интересуется, где найти диск с русским хард-роком для племянника. Другая ищет русские народные песни для внука.

Ещё один хочет православную музыку и икону со святым для мамы с именем Жозетта. Ещё б я знала, кто её покровитель. Советую купить любую икону с ангелом-хранителем.

Через час возвращаются с покупками. Яйца Фаберже, матрёшки, фартуки, полотенца, кружки, магниты, открытки... Бабуля со Снегурочкой и Машей. Нашёлся и Щелкунчик. Ангелов-хранителей для Жозетты было приобретено  сразу три штуки. Хард рок, русские народные и Пушкина купили в Доме Книги на Новом Арбате. С Чебурашкой не повезло.

-Водка? 

Ну что ж, идём в винный отдел в гастроном на Смоленской, заодно посмотрим и на полки с ежами, которых голодные москвичи ещё не доели.

В магазине по их лицам понимаю, что они всё-таки не ожидали, что у нас есть ВСЁ. И даже ежи... морские.

Спрашивают: «А почему у вас бездомные на улицах не спят?»

Даже и не знаю, что ответить.

- Ну, в принципе все где-то живут... 80 процентов являются собственниками жилья, остальные снимают.

- У вас совсем  нет негров?

-  А почему на улицах нет собак?

- Почему в воскресенье эти люди работают (кладут трубы)?

Приезжаем в Москва-Сити. Мороженое и шоколадные конфеты сколько хочешь или сколько сьешь, входят в стоимость билетов. Самая высокая шоколадная и фабрика мороженого в мире. Вид в такую погоду впечатляющий.

Интересуюсь, почему приехали в Россию.

- Россия сейчас в моде. Кого ни спросишь из знакомых, либо уже побывали в России, либо собираются.

Грузимся в автобус и едем на рынок. По дороге наблюдаем, как машины моют асфальт. Все в удивлении прилипли к окнам, как будто впервые увидели подобное зрелище. А уж когда заметили, как бьющими в воздух  фонтанами освежают асфальт, чуть не повыпрыгивали из кресел.

На Даниловском после реконструкции любо-дорого посмотреть. А это что? А это? Ну это фрукт драгон, я такой во Вьетнаме пробовала. А что это за зелёная штука величиной с футбольный мяч вся в колючках, не могу сказать. Проходим мимо азербайджанских помидор. «Попробуйте, у вас таких нет», - говорю. В результате две подруги взяли по килограмму, хотят отвезти домой. Выражаю сомнение, что пустят с овощами в салон самолёта. Решают, что повезут в багаже. Ну ладно, в крайнем случае получится соус. Смели пол-прилавка сухофруктов, начинённых орехами. Накупили  пористого шоколада и колбасок из мяса марала. Понравились всякие соленья и маринады. Но с собой не увезешь. Поглазели на плавающих морских дальневосточных  обитателей, затем на рыбу, мясо, сыры. Российская моцарелла, рикотта, дор блю, камамбер...

Никогда не видели блинов из мороженого, начинённых фруктами. Затоварились всякими смузи в форме лампочек. Поразил выбор свежевыжатых соков, тут тебе и сельдерей, и морковь, и огурец, и арбуз, и гранат, и клубника... У них на родине обычный набор лимон-грейпфрукт-апельсин-персик-яблоко.

 Женщина из Бельгии вздыхает: «Если бы у меня в городе был такой рынок, я бы каждый день ходила»...

Едем в гостиницу.

Прежде  чем распрощаться, спрашиваю: «Вам понравилась Москва?»

- «Очень! Мы даже  не представляли себе, насколько это современный, чистый и красивый город!»

- Приезжайте ещё. 

Дедушка, тот, что из божьих одуванчиков, вздыхает: «Это, наверное, моя последняя поездка в жизни. Старый я уже».

Что-то это мне напоминает. Ну да. «Увидеть Париж и умереть».

Напоследок женщина лет 35-40 произнесла странную фразу: «Мне нравится ваш город. Здесь ощущается свобода, которой у нас нет». Я не очень поняла, что она хотела этим сказать, и на каком основании она сделала свой вывод, но её слова меня удивили.

Звонит мобильник. Нюська: «Ну как?»

- Устала. И как ты только целыми днями с ними мотаешься. Но в общем полезно посмотреть на свой город  двадцатью парами глаз со стороны. Позитивно.

Нюська ржёт: «Выйдешь на пенсию, будешь гидом подрабатывать».

© AfterShock


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.