Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Космические итоги 2018 года (часть 2)

Вторая часть обзора наиболее запомнившихся мне космических событий 2018 года.

Завершившиеся космические миссии

Как и предыдущий год, 2018-й ознаменовался завершением целого ряда знаковых космических миссий. Лично мне больше всего будет не хватать Dawn. Он был запущен в 2007 году с целью изучения Главного пояса астероидов. Благодаря наличию ионных двигателей, Dawn удалось осуществить то, что ранее не удавалось ни одному другому космическому аппарату в истории. Вначале станция вышла на орбиту вокруг астероида Веста, затем покинула ее окрестности и совершила перелет к Церере, достигнув ее весной 2015 года. Карликовая планета стала финальной точкой одиссеи Dawn.

За время своей миссии Dawn сделал подробные карты и собрал множество данных о Весте и Церере. Пожалуй, его самой известной находкой стали яркие пятна, расположенные на дне некоторых кратеров карликовой планеты. По мнению ученых, они образовались в результате криовулканической активности, когда на поверхность Цереры была выброшена смесь из водяного льда и соли. По некоторым предположениям, в недрах карликовой планеты и по сей день может существовать океан жидкой воды.

К 2017 году у Dawn отказали три из четырех маховиков, используемых для его правильной ориентации в пространстве. В результате специалистам пришлось использовать гидразиновые двигатели для обеспечения заданного положения зонда и поддержания связи. К концу октября 2018 года Dawn окончательно исчерпал все запасы топлива и лишился возможности ориентировать антенну на Землю. Это поставило точку в его миссии.

По схожей причине завершил работу и другой космический ветеран — телескоп «Кеплер». После того, как пять лет назад у аппарата вышли из строя два гироскопа, отвечавших за его ориентацию в пространстве, инженерам удалось найти остроумное решение проблемы — использовать давление солнечного излучения для стабилизации телескопа. Однако время от времени «Кеплеру» требовались коррекции его положения в пространстве. Для этого тоже использовались работающие на гидразине двигатели.

Еще в конце прошлого года специалисты миссии рассчитали, что запасы гидразина на борту телескопа иссякнут к концу 2018 года. Прогноз оказался верным. Несмотря на все попытки растянуть срок службы космического аппарата, с лета телескоп начал все чаще и чаще переходить в безопасный режим, а точность его наведения ухудшилась. 15 октября «Кеплер» передал на Землю данные, собранные во время последней наблюдательной кампании. При попытке направить телескоп на новый участок неба он снова вошел в безопасный режим из-за отсутствия топлива для выполнения маневра. В результате инженеры приняли решение прекратить его миссию.

Финальный сеанс связи с «Кеплером» состоялся 15 ноября. Инженеры отправили ему последний набор команд, отключивший функцию безопасного режима, которая могла непреднамеренно запустить системы телескопа, необходимые для передачи данных на Землю. Что интересно, прекращение работы «Кеплера» совпало с датой смерти знаменитого немецкого астронома Иоганна Кеплера, в честь которого обсерватория и получила свое имя. Он умер 15 ноября 1630 года.

И, наконец, нужно упомянуть про марсоход Opportunity. Формально, NASA пока что еще не признало его потерю. Но, думаю, на данном этапе уже практически никто не сомневается в том, что мы вряд ли снова поймаем его сигналы.

Opportunity погубила глобальная пылевая буря, разразившаяся на Марсе в начале июня. В 2007 году ровер уже проходил подобное испытание марсианской непогодой. Однако новый шторм оказался намного сильнее предыдущего. 10 июня Opportunity в последний раз вышел на связь, передав фотографии марсианского неба, на котором из-за пыли не было видно Солнца.

К концу лета буря пошла на спад и марсианское небо постепенно начало очищаться от пыли. В сентябре NASA начало предпринимать активные попытки связаться с марсоходом. Увы, они так и не увенчались успехом. По всей видимости, электроника ровера не выдержала длительного пребывания в условиях низких температур.

Но, хоть миссия Opportunity видимо и завершена, она оставила после себя весьма солидное наследие. Номинальный срок работы ровера равнялся 90 дням. В реальности же он продержался 14.5 лет — почти в 60 раз больше запланированного. За это время Opportunity преодолел 45 км по марсианской поверхности, что тоже является рекордом. Остается лишь гадать, кто и когда сумеет его побить.

Новые космические миссии

Хоть 2018-й и лишил нас многих космических аппаратов, к счастью в космос также отправился целый ряд новых миссий. Так, на смену «Кеплеру» пришел охотник за экзопланетами следующего поколения TESS. Он был успешно выведен на вытянутую эллиптическую орбиту. Собранные телескопом данные уже позволили открыть несколько ранее неизвестных миров у других звезд.

Две миссии отправились в длительное путешествие во внутреннюю часть Солнечной системы. Речь идет о Parker Solar Probe и BepiColombo. Первый аппарат должен будет приблизиться к Солнцу на рекордное расстояние в 6.2 миллиона км. Правда, это состоится не раньше 2024 года, ведь для того, чтобы подобраться к своей цели, аппарату придется осуществить семь гравитационных маневров в окрестностях Венеры. Но в любом случае, Parker уже выдержал испытание первым перигелием, попутно обновив пару космических рекордов.

BepiColombo держит путь к Меркурию. Ему тоже придется совершить серию гравитационных маневров. Поэтому он сможет выйти на орбиту вокруг первой планеты Солнечной системы лишь в 2025 году. Тут уж ничего не поделаешь, остается запастись терпением  и ждать.

К счастью, путешествие к Марсу намного проще, чем к Меркурию. Запущенному в мае аппарату InSight потребовалось всего 6.5 месяцев, чтобы достичь красной планеты и успешно сесть на ее поверхность. InSight путешествовал не в одиночку. Вместе с ним к Марсу была запущена пара первых в истории межпланетных кубсатов MarCO. Они успешно выдержали перелет и поучаствовали в эксперименте по ретрансляции посадочной телеметрии станции.

Теперь MarCO держат путь в пояс астероидов. Кто знает, возможно NASA сумеет найти им какое-то новое применение. Что касается InSight, то аппарат уже выгрузил на поверхность планеты сейсмометр SEIS. Вскоре за ним должен последовать и прибор для измерения теплового потока HP3. Эти инструменты должны позволить ученым заглянуть в глубины Марса.

Ну а в конце года состоялся давно ожидавшийся запуск китайской станции «Чанъэ-4 ». Она станет первым в истории аппаратом, совершившим посадку на обратной стороне Луны, в районе кратера Кармана. Прилунение станции запланировано на начало января 2019 года.

Крутое пике российской космонавтики

За последние годы разговоры о деградации российской космической индустрии стали настолько привычными, что практически перестали вызывать какие-то эмоции. Да, за время своего существования Роскосмос не сумел самостоятельно реализовать ни одной межпланетной миссии. Да, модуль «Наука» не могут запустить с 2007 года. Да, тяжелые и дорогие российские спутники зачастую работают меньше, чем студенческие кубсаты. Но, несмотря на все это, по крайней мере, пилотируемая космонавтика выглядела как оплот стабильности ™.

Увы, 2018-й год основательно пошатнул и это представление. Хотя нельзя сказать, что все произошло внезапно. Взять хотя бы «Прогрессы». Абсолютно все запуски кораблей снабжения, осуществленные в 70-х, 80-х, 90-х и нулевых были успешными. Затем в 2011 году последовала первая неудача. Ну, как говорится, с кем не бывает. Один неудачный запуск после 134 удачных вроде как ни о чем не говорит. Но потом были аварии в 2015 и 2016 годах, и начала вырисовываться вполне определенная тенденция.

А затем случилась трагикомичная история с дыркой в бытовом отсеке «Союз МС-09». Если верить  сетевым экспертам и «пожелавшим сохранить анонимность источникам в индустрии», его то ли просверлили агенты Госдепа, то ли свихнувшиеся астронавты, то ли недовольные низкими зарплатами рабочие, то ли рептилоиды. На самом деле, это уже не важно. Что бы в итоге не объявила комиссия, расследующая причины появления отверстия, очевидно, что вся эта история (особенно с учетом манеры ее освещения) уже нанесла такой имиджевый ущерб Роскосмосу, что для его устранения потребуются годы.

И, стоит сказать, что кадры «первых в истории следственных действий в космосе», когда все желающие могли в прямом эфире увидеть, как космонавты ножом распарывают обшивку несчастного «Союза» явно не помогли улучшить ситуацию. Особенно с учетом того, что сразу после этого новостные сайты опять заполонили потоки сообщений от «источников» о том, что космонавты то ли случайно, то ли специально потеряли чуть ли не все собранные «улики» и это явно о чем-то говорит.

Но если над историей с «Союзом МС-09», по крайней мере, еще можно было посмеяться, то после «Союза МС-10» что-то стало совсем не смешно. Конечно, и раньше бывали случаи, когда «Союзы» не добирались до орбиты. Единичный инцидент воспринимался бы как элемент неизбежного риска. В конце концов, даже самая надежная техника время от времени сбоит. Но на фоне череды предыдущих проблем эта авария оставила стойкое впечатление того, что с нынешним положением дел она была просто неминуема.

И ладно, если бы авария ракеты произошла из-за не случавшегося ранее стечения обстоятельств. Так ведь точно такой же инцидент уже был в 1986 году. Тогда же и были определены меры по недопущению в будущем подобных происшествий. Но прошло 30 лет, и все благополучно забылось.

Я не буду рисковать делать прогнозы по тому, что ждет Роскосмос дальше. Но очевидно, что если ничего не предпринимать, то ситуация будет только ухудшаться.

Отсрочки и переносы

Любой, кто следит за новостями в космической сфере, отлично знает, что любая более-менее серьезная новая программа практически неизбежно сталкивается с задержками и переносами. Обычно они воспринимаются как неизбежное зло. Но в некоторых особо исключительных случаях, ситуациях попросту начинает выходить из-под контроля.

Да, все верно, речь о многострадальном «Джеймсе Уэббе». Еще в прошлом году его запуск был намечен на ноябрь 2018 года. А сейчас планируемая дата  — весна 2021 года. И то, не исключено что она будет снова сдвинута. В NASA очень серьезно недооценили всю сложность проекта и неэффективно распределили имевшиеся ресурсы. На это наложились серьезные проблемы с теплозащитным экраном телескопа и другие технические моменты.

Разумеется, рано или поздно «Уэбб» все же будет запущен. Но каждый перенос приводит к еще большему удорожанию проекта. А это в свою очередь ведет к тому, что телескоп поглощает ресурсы, которые планировалось выделить на другие миссии. И в будущем задержки «Уэбба» наверняка еще не раз аукнутся NASA. Согласитесь, что сложно давать деньги на новые амбициозные космические миссии, когда перед глазами имеется столь наглядный пример неэффективного планирования и управления.

В продолжение темы сорванных графиков стоит сказать, что в 2018 году так и не состоялись анонсированные первые полеты частных космических кораблей Dragon 2 и CST-100 Starliner. Но ситуация с ними все же получше, чем с «Уэббом». Первое беспилотное испытание Dragon 2 намечено на вторую половину января. И хотя практически наверняка дата еще сдвинется, по крайней мере, сейчас новые задержки измеряются в неделях и месяцах, а не в годах. Так что рискну предположить, что до конца 2019 года и тот и другой корабль все же отправят в космос первых людей.

Новости с дальних рубежей

Ну а в завершение обзора я, пожалуй, вспомню про дальние космические рубежи Солнечной системы. Совсем недавно, «Вояджер-2» стал вторым в истории действующим космическим аппаратом, вышедшим в межзвездное пространство. Это произошло 5 ноября. В тот день ветеран находился на расстоянии около 119 а.е. (17,8 миллиардов км) от Солнца.

К сожалению, время не щадит никого и ничего. С каждым годом ритэги «Вояджеров» выдают все и меньше энергии. К середине следующего десятилетия ее перестанет хватать для поддержания связи с аппаратами. Хотя я все же питаю надежду, что им каким-то образом удастся дотянуть до 50-летия запуска, которое будет отмечаться в 2027 году. Это было бы очень круто.

Но в любом случае у нас в запасе еще есть пара лет, в течение которых аппараты точно смогут передавать информацию на Землю. Напомню, что в отличие от «Вояджера-1», на борту «Вояджера-2» все еще имеется работающий инструмент для изучения характеристик плазмы. Кто знает, возможно его данные позволят совершить какие-то новые открытия под занавес миссии.

Разумеется, я не могу не сказать пару слов про еще один очень далекий космический аппарат. Менее чем через неделю «Новые горизонты» совершат исторический пролет объекта пояса Койпера 2014 MU69, также известного как Ультима Туле. Честно говоря, я даже боюсь загадывать, когда мы увидим аналогичное событие в следующий раз. Ну, разве что астрономам удастся найти еще один объект пояса Койпера, находящийся на траектории движения «Новых горизонтов». Но подобная удача крайне маловероятна.

Основные события развернутся утром 1 января, когда «Горизонты» сблизятся с Ультима Туле на расстояние всего в 3500 км. Вечером того же дня аппарат отправит на Землю сигнал, подтверждающий успешный пролет объекта и первые снимки с разрешением до 300 м/пиксель. После этого «Новые горизонты» начнут ретрансляцию собранной информации.

Думаю, мне стоит напомнить, что это будет не самым быстрым процессом. Учитывая расстояние и мощность передатчика, потребуется 15 месяцев на то, чтобы «Новые горизонты» полностью переслали все сделанные во время пролета фотографии и результаты измерений. Так что и в этом случае нам придется запастись некоторым терпением. Уверен, оно будет того стоить.

https://kiri2ll.livejournal.com/1129008.html


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.