В канун Дня космонавтики чаще начинают задумываться о глобальных вопросах - развивается космонавтика или стагнирует? Увидим ли мы на своем веку быстро развивающуюся марсианскую колонию или же, в лучшем случае, только несколько новых зондов и марсоходов?
Лично у меня есть ощущение, что "караваны ракет от звезды до звезды" и "яблони на Марсе" в 21 веке мы не увидим, но, в общем, это не страшно, и космонавтика - это все равно круто и интересно. И она будет развиваться, пусть и не по экспоненте. А на фоне, с одной стороны, мечтателей без тормозов и, с другой стороны, отчаявшихся и антикосмитов, мне хочется назвать эту позицию космическим реализмом.
Древние греки придумали специальное слово для освоенной человечеством части мира - Ойкумена. Какие факторы определяют ее границы? Давайте посмотрим на исторические аналогии.
Карта древнегреческих колоний, 8-6 в д.н.э.
Обратите внимание, что греческие колонии могут далеко удаляться от собственно Греции, но не уходят в глубь суши. Причина проста - цивилизация Древней Греции опиралась на море и галеры. С отдалением от побережья резко ухудшалась связь с метрополией, которая у греков была на высочайшем уровне - колонии основывались организованно и могли получать помощь от родительского города.
Карта дорог Древнего Рима
С точки зрения организации инфраструктуры Рим был противоположностью Греции. Римская
Перенесемся в современность. На фотографии заброшенный поселок в пустыне Атакама. Это один из самых засушливых регионов Земли, его достаточно часто сравнивают с Марсом, и приборы, такие же, как и на "Викингах", исследовавших красную планету, не смогли найти здесь жизни. Когда-то там построили примерно 170 поселков, в которых жили шахтеры, добывавшие селитру, но в 1940-х годах появились технологии ее дешевого промышленного синтеза, и людям не было смысла там оставаться. Похожая история произошла с советской/российской Арктикой - когда-то обжитый по геополитическим причинам регион стал резко терять население в условиях изменившейся экономической ситуации. И только сейчас таяние льдов и потенциальная выгода Северного морского пути снова привлекают внимание государств, которое скорее всего выльется в увеличение населения.
Вывод: Границы Ойкумены определяются, главным образом, технологиями и экономикой.
Самые важные экспедиции эпохи великих географических открытий
Что вообще движет человечество в необжитые места? Еще у древнегреческих колоний было два ответа - голод и выгода. За прошедшие тысячелетия обе причины, по большому счету, не изменились.
Нужда: Людей выгоняют с того места, где они жили. Наступает голод. Заканчиваются ресурсы. На старом месте по какой-то причине становится невозможно жить. Или же появляется опасность, вынуждающая покидать обжитое место. В истории можно найти много подобных историй, от греческих колоний до эмиграции ирландцев в США. А в случае космической экспансии эта причина не действует. Да, на Земле не все люди могут есть досыта, и иногда падают метеориты, которые только по случайности не уничтожают города, но в глобальном смысле именно нужды рваться в космос человечество не испытывает. И в реалистичной фантастике для того, чтобы объяснить космическую экспансию приходится, например, превращать Землю во вторую Венеру или придумывать пришельцев-прогрессоров.
Выгода: Эпоха Великих географических открытий манила несметными сокровищами. Специи, картофель, помидоры, чай, кофе, какао - дары природы других континентов могли озолотить пошедших на риск. Аборигенов возможно было грабить и эксплуатировать. Общеизвестен факт, что Колумб искал короткий путь в Индию, чтобы торговать и получать прибыль. Для космоса, спасибо "Аватару", есть емкое слово "шишдостаниум". И, увы, мы пока его не обнаружили. Даже подававшая было надежды реакция гелия-3 требует гораздо более высокой температуры, чем дейтериево-тритиевая, и это делает невозможным красивый сценарий выхода человечества за пределы Земли в совершенно рациональной погоне за дешевой энергией.
В принципе, еще есть люди, которые готовы "хоть тушкой, хоть чучелом", но отправиться в космос. Только у них нет ресурсов на дорогие космические проекты и явные проблемы с возможностью их достать. Программа Mars One была известна по всему миру, но смогла собрать меньше миллиона долларов за 2016 год, и до сих пор не может начать зарабатывать на реалити-шоу отбора кандидатов. А учитывая
Вывод: Рациональных мотиваций колонизировать космос пока нет, а у энтузиастов сейчас нет средств.
Пытаться предсказать будущее хуже, чем играть в угадайку. Но некоторые тенденции кажутся достаточно очевидными. Развитие космонавтики точно не стало таким, как о нем мечтали пятьдесят лет назад, но и нельзя сказать, что сейчас она стагнирует или деградирует. Дело в том, что в космонавтике есть две главные грани:
Прикладная космонавтика приносит прибыль прямо сейчас. Поэтому она развивалась, развивается и будет развиваться дальше. Но она направлена на Землю - это связь, дистанционное зондирование Земли и тому подобное. Показательна история компании Planetary Resources - начав с идеи добычи полезных ископаемых на астероидах и даже собрав краудфандингом деньги на космический телескоп, в 2017 году компания передумала его строить и собирается вернуть деньги бэкерам. Зато ей удалось получить гораздо больше инвестиций на проект Ceres - спутники, которые будут мониторить поля для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Может быть, и сегодня руководители компании мечтают о разработке астероидов, но они смогли осознать, что на сегодняшний день это не окупится и не потратили деньги впустую.
Научная космонавтика живет от щедрот государств, потому что убыточна. А у любого государства та же социалка готова съесть любое количество денег - жизнь человека всегда можно улучшить еще. Поэтому задачи вроде облета Плутона будут выполняться, но много ресурсов на них не выделят. И с большими проектами вроде SLS или базы на орбите Луны за годы может случиться что угодно - экономический кризис или новая администрация вполне могут стать их концом, пример американской Constellation свеж и нагляден.
Космонавтика находится в районе состояния S1 - химические ракеты уперлись в ограничения физики нашего мира. И пока не появятся новые технологии, которые поднимут нас на следующую ступеньку, "завтра будет лучше, чем вчера", но не намного. Увидим ли мы эти технологии в 21 веке? Неизвестно - к сожалению, мы не играем в компьютерную стратегию, чтобы знать, сколько ходов осталось до нового исследования, которое перевернет мир.
Вывод: На мой взгляд, в 21 веке космонавтика будет развиваться линейно и достаточно неспешно, но в то же время сохраняется небольшой шанс на прорыв в какой-то области.
Несмотря на то, что космонавтика не оправдала мечтаний 20 века, она все равно притягательна.
Космос и космическая техника - это красиво.
Космос и космонавтика - это интересно. Мы пока не можем извлечь выгоды из знания о том, что на Венере вершины гор покрывает "снег" из свинца и висмута, а на Титане метан и лед играют ту же роль, что на Земле вода и камень, но это интересно. Космическая техника
Космос и космонавтика вдохновляют. Начиная от истории с победами и поражениями талантливейших людей и заканчивая вроде бы непримечательной фотографией, где Земля
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.