Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Несказочная судьба первого советского киносказочника: Почему Александр Роу 10 лет не мог снимать детские фильмы

Заголовок - это с сайта Культурология, сверхзадача которого, судя по публикациям, при каждом удобном случае лягнуть страну, обвиняя её в реальных и надуманных своих бедах. Очень по-интеллигентски :) Даже дурацкое название сайта уже ассоциируется с Культ-урология... Видать, не случайно владелец сайта запрещает перепечатки. А потому посмотрел биографии Роу в других источниках и скомпилировал ниже. Судите сами о перекосах...

44 года назад ушел из жизни советский режиссер, автор знаменитых киносказок Александр Роу. Не одно поколение детей выросло на его волшебных фильмах «Кощей Бессмертный», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и др. К сожалению, у режиссера, создавшего лучшие фильмы для детей, своих детей не было, и его жизнь совсем не была похожа на сказку, хотя фантастических поворотов в ней было предостаточно.

Александр Роу был женат на актрисе Ирине Зарубиной. В 1940 году у них родилась дочь Татьяна. В настоящее время в Санкт-Петербурге живет внук режиссера Алексей Рыбников. Источник

Создатель знаменитых детских фильмов-сказок | Фото: akter.kulichki.net
Создатель знаменитых детских фильмов-сказок | Фото: akter.kulichki.net

Немногие поклонники режиссера, опоэтизировавшего славянский фольклор в кино, знают о том, что по своему происхождению он не имел ничего общего со славянской культурой. Его отец был ирландским инженером, приехавшим в начале ХХ в. в Россию по контракту для того, чтобы наладить мукомольную промышленность. В Юрьевце у него случился роман с гречанкой Юлией Карагеоргий, и у пары родился сын Александр. Когда началась Первая мировая война, отец бросил семью и вернулся в Ирландию, а его сын остался в России и всегда считал себя русским.

Саша Роу появился на свет в скромном городе Юрьевце. Его отец приехал в Россию из Ирландии — Артур Роу собирался налаживать мукомольное производство в Сергиевом Посаде. Тут он встретил Юлию, гречанку Эйли Кэраджордж, рожденную вроде бы в Одессе. Любовь была страстной, но недолгой: Артур оставил жену и сына в России, а сам ездил по Европе (работал в Англии и Ирландии), а потом жил в Канаде и умер там в 50-х годах. Так что детство Саши Роу было вовсе не сказочным: переехав с тяжело болеющей мамой в Сергиев Посад, он с малолетства торговал на рынке спичками и другими изделиями кустарей, и при этом старательно учился. К революции 1917 года он успел окончить семилетку и скопить денег на дальнейшую учебу. Источник

Режиссер на съемках | Фото: kprf.ru
Режиссер на съемках | Фото: kprf.ru

Мать часто болела, и с 10 лет Александру приходилось зарабатывать, продавая спички и гребни. Еще в школе он увлекся театром и стал заниматься в кружке художественной самодеятельности. С тех пор о другой профессии Роу и не мечтал. Сначала он стал ассистентом режиссера Якова Протазанова, по совету которого окончил Драматический техникум им. М. Ермоловой, а затем и сам начал снимать кино.

В газете «Известия» появилось объявление: «Разыскивается наследник Роу!». Александр отправился в Министерство иностранных дел. От всего наследства ему достались фотоаппарат и пальто. Друзьям было очень интересно, что за наследство? А юный выдумщик взял и пустил по Москве слух: «Да, получил – два парохода. Не знаю как теперь использовать, куда приспособить». «Вот сказочник!», — говорили одни, но многие и верили. Источник

Тогда по всей Москве шел слух – уж не знаю, откуда он взялся! – что ему досталась пароходная линия Лондон – Ливерпуль, состоящая из двух пароходов, и… публичный дом. У Александра Артуровича всегда было хорошо с юмором, и, когда ему об этой сплетне рассказал один из операторов, он ответил, что, мол, да, так все и есть. Мол, получил наследство и теперь брошу кино. Чего мне им заниматься, когда есть пароходная линия и публичный дом? После того, как это было сказано на «Мосфильме», слух разнесся по всей Москве! Но он не пытался его как-то пресечь. А подлинная правда ситуации была в том, что ему досталось 300 фунтов, за которые он купил себе пальто или плащ и фотоаппарат – на это ушло его мифическое ирландское наследство… Источник

Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru

Фильм-сказка стал для Роу тем единственным жанром, в котором можно было бы избежать идеологической подоплеки. Свои задачи он видел совсем в другом: «В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений – этого дети не любят, – писал Роу. – Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностей, а иногда и просто в смешных ситуациях. Кино – искусство чрезвычайно эмоциональное, и наша задача – взволновать юного зрителя судьбой героев, заставить его кого-то полюбить, а кого-то возненавидеть…».

Кадр из фильма *Варвара-краса*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Варвара-краса*, 1969 | Фото: kino-teatr.ru

С первого же фильма «По щучьему велению» режиссер сформировал собственную команду, с которой проработал не один десяток лет. По словам оператора Леонида Акимова, у Александра Роу «был свой постоянный набор актеров, среди которых он старался распределить основных персонажей, а вот к новичкам Роу относился довольно подозрительно». Актер Георгий Милляр стал не только бессменным участником его команды, но его другом. Благодаря Роу Милляра стали называть заслуженной Бабой Ягой советского кино – именно в этой роли он больше всего впечатлил маленьких и взрослых зрителей. Иногда в одном фильме ему доставалось сразу 2-3 образа.

Интересно, что на роль фольклорной злодейки пробовалась и великая Раневская, и множество молодых красивых актрис. Но Милляр резонно заметил Роу: «Какая нормальная женщина согласится так себя изуродовать? Только гример отвернется – тут же ресницы подкрасят!».

Александр Роу был страстным путешественником, объехал со своими фильмами весь мир. Побывал в 22 странах Африки, что для советского времени было рекордом. Но экранизировал он только русский фольклор, народные сказки, их литературные обработки. В его работах есть все: и содержание и поучения, а главное - душа сказки и русского народа с неповторимым юмором и лиричностью. Источник

Режиссер на съемках фильма *Новые похождения кота в сапогах*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru
Режиссер на съемках фильма *Новые похождения кота в сапогах*, 1958 | Фото: kino-teatr.ru

Александра Роу называли первым киносказочником страны, и на это были свои основания. Во многом он был первопроходцем – отказавшись от рисованной анимации в детских фильмах, он все творческие задачи возложил на плечи актеров. Спецэффекты в его работах были по тем временам удивительными: самодвижущаяся печь, идущие сами ведра с водой, складывающиеся дрова и т. д. По его заказу волшебную печь создали московские инженеры, внутри нее было место для водителя и пиротехническое устройство – чтобы печь выпускала клубы пара. В мастерской игрушек в Загорске по его просьбе изготовили 11-метрового Змея Горыныча для сказки «Василиса Прекрасная». Приводить его в движение должна была целая команда из 20 человек.

В одно время с Роу в Америке Хичкок творит в жанре «саспенса», навевая страх на советских зрителей и Роу. Чего стоит кадр из фильма «Варвара-краса, длинная коса» с появлением из воды лохматого пальца и угрожающего до дрожи: «Должок!». Поэтому Александра Роу также называют родоначальником отечественного фильма-ужасов. Мистические технологии режиссер хранил в строжайшем секрете. Роу впервые в отечественном кинематографе доверил волшебный сюжет не рисованным или кукольным персонажам, а актерам. Изотовленный в Загорске для «Василисы Прекрасной» макет Змея Горыныча, который двигали изнутри двадцать человек, оказался настолько убедителен, что на съемках фильма от Змея шарахалась даже лошади. Позже и в «Кащее Бессмертном», и в «Марье-Искуснице», Роу применил новаторские для своего времени принципы комбинированной съемки. Источник

Во время съемок "Василисы Прекрасной" Роу обратился к землякам-умельцам в загорских мастерских игрушек, и те изготовили макет Змея Горыныча 11 метров длиной, 5 метров высотой. Внутри размещалось 20 человек. На съемках лошадь Ивана отказалась приближаться к Змею - настолько тот был страшен. Источник

Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Роу на съемках фильма *Морозко*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru

Сказки Роу пользовались огромным успехом не только в СССР, но и за рубежом. В США «Марья-искусница» и «Морозко» с успехом вышли в прокат, а Стивен Спилберг говорил о советском режиссере с восхищением: «Это настоящее самостоятельное культурное явление, которое никому еще повторить не удалось!».

Кадр из фильма *Морозко*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Морозко*, 1964 | Фото: kino-teatr.ru

Однако прежде чем достичь таких впечатляющих успехов, режиссеру пришлось столкнуться и с серьезными трудностями. На протяжении 10 лет он был лишен возможности снимать кино – в конце 1940-х гг. сказка считалась слишком легким жанром, безыдейным и не отражающим жизнь советского народа, и уход Роу от общественно-политических тем вызывал недовольство киночиновников. Какое-то время режиссер снимал документальные фильмы, работал на Ереванской киностудии, и только в 1955 г. он смог вернуться в Москву и снова заняться своим любимым делом – детским кинематографом.

Кадр из фильма *Королевство кривых зеркал*, 1963 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Королевство кривых зеркал*, 1963 | Фото: kino-teatr.ru

Но даже самые лучшие фильмы Роу вызывали недовольство руководства: за «Королевство кривых зеркал» режиссер получил строгий выговор из-за того, что отрицательных персонажей сыграли самые яркие актеры, и в результате силы зла выглядели привлекательнее, чем силы добра. Признания он добился только во второй половине 1960-х гг., когда его фильм «Морозко» получил главный приз на кинофестивале в Венеции, а в 1968 г. ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Когда в 1944 году на экраны вышел новый фильм Роу «Кощей Бессмертный», образ вселенского зла русских сказок – людоед Кащей вдруг приобрел явные черты злобного беса ранней готики. Эта художественная игра в те годы считывалась самым простым зрителем: Кащей – враг, немец, фашист. Хотя в 1970-х годах острословы из ВГИКа иногда поговаривали, что это закамуфлированная пародия на «Александра Невского». Что, конечно, не имело ничего общего с реальностью. И тем не менее сопоставление имен Роу и Эйзенштейна характерно.

Несмотря на триумф «Кощея Бессмертного», Роу отлучили от сказок почти на 10 лет. Стране было не до «легкомысленного жанра», гремело «дело врачей», вышло знаменное постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград». Режиссеру не позволили снимать сказку по пьесе Евгения Шварца «Царь Водокрут», и свой очередной замысел Роу смог осуществить только в 1959 году, когда многие мотивы неосуществленного фильма воплотились в «Марье-Искуснице».

До событий «Пражской весны» Роу успел снять свою самую сатирическую сказку – фильм по сценарию Николая Эрдмана и Александра Вольпина «Огонь, вода и медные трубы», но фильм пустили для показа третьим экраном, формально, впрочем, не запрещая. Источник

Александр Роу на съемках фильма *Золотые рога*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru
Александр Роу на съемках фильма *Золотые рога*, 1972 | Фото: kino-teatr.ru

Фильм «Морозко» принес Роу в 1965 году Гран-при Международного фестиваля для детей и юношества в Венеции, а в 1968 году Александру Роу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Когда в 1970-е годы из СССР эмигрировал актер Олег Видов, одним из видов его новой деятельности за рубежом стала популяризация в США советских мультфильмов и киносказок, среди которых было много работ Роу. «В Соединенных Штатах их сейчас продублировали, они идут в кино, их часто показывают по телевизору, – рассказывал директор музея кино Наум Клейман. – Конечно, их снабдили современными голливудскими спецэффектами, и теперь наши «Марья-искусница» и «Морозко» очень любимы всей американской детворой.
Александра Роу называют первым киносказочником страны (рядом можно поставить имена Александра Птушко и Надежды Кошеверовой).

«Как дрожишь?! Дрожи передо мной отчетливей!»

Не было в советских НИИ программиста, который не расхохотался бы, услышав от коллеги, составившего удачную программу, гордое: «кваква-квалификация!» – и вспомнив, как уморительно выговаривал это слово министр Квак в исполнении Георгия Милляра.

Сколько их еще, крылатых фраз Роу? «Сгинь, инфекция!», «Не люблю я его… Он интеллигент…», «Помоги мне, Кривда-Бабушка» или знаменитое «Не прынцесса – королевна!»… А «Ах я, дурень старой, голова с дырой» или «Не был бы Иван невежей, не ходил бы с мордой медвежьей»? Источник

Были с ним и курьезные случаи. В одной из стран, познакомившись с ним и посмотрев его фильмы, в него влюбилась или подумала, что влюбилась, юная принцесса. На приеме она передала через посла, что хочет немедленно выйти за него замуж. Когда ошеломленный Роу, собравшись с духом, сообщил ей, что он женат и не так уж молод, она ответила, что на ее родине можно иметь несколько жен, а возраст не имеет значения... По приезде в Москву Роу весело рассказывал об этом приключении своим друзьям, показывая фото этой красивой и совсем юной девушки. Источник

Неудачи долго преследовали режиссера и в личной жизни. Дважды он пытался построить отношения с актрисами, но эти союзы не были долговечными. Семейное счастье ему удалось обрести только с третьей попытки. Жена стала для него верной помощницей, но стать родителями им так и не довелось. 28 декабря 1973 г. на 68-м году жизни Александр Роу скончался, так и не осуществив мечты показать знаменитые фильмы-сказки собственным детям.

Режиссер Александр Роу | Фото: fb.ru
Режиссер Александр Роу | Фото: fb.ru

00:38:44 Страна волшебника Роу


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.