Литва заняла все ниши, о которых мечтала Украина. Она крупнейший реципиент европейской помощи на душу населения (учитывая, что душ всего-то 2,8 млн. человек). Финансовый мостик между СНГ–ЕС. Уютное местечко для уик-энда европейских туристов.
Литва заняла все ниши, о которых мечтала Украина. Она крупнейший реципиент европейской помощи на душу населения (учитывая, что душ всего-то 2,8 млн. человек). Финансовый мостик между СНГ–ЕС. Уютное местечко для уик-энда европейских туристов.
За полтора дня, проведенных в Вильнюсе, удалось развеять миф, что в европейской Литве забыли русский язык или ущемляют православие. Нам встретились только двое молодых людей, плохо понимающих русский: таксист Uber и юная продавщица в кафе-мороженое. А самым сильным впечатлением оказалось «свидание» с иконой Острабрамской Божией Матери...
Два часа на поезде из Минска или час полета из Киева – и мы в Европе. Цены на рейсы в Литву сейчас просто смешные. Билет из Вильнюса в Киев можно купить меньше чем за тысячу гривен. Полторы тысячи гривен стоит рейс из Киева до приморской Паланги и обратно. Говорят, литовцы пытаются стать своего рода балтийским мини-хабом и потому демпингом заманивают европейских лоукостеров и авиаперевозчиков из СНГ.
Зная об этом, я ожидала, что аэропорт Вильнюса будет на уровне хотя бы нового минского. Но... Ничего подобного. Он, скорее, напоминает наш старый львовский, до того как его модернизировали под Евро-2012, или уже закрытый терминал А в «Борисполе». Полный соцреализм с элементами сталинского ампира.
Но при этом, как и всюду в Литве, тут чистенько и комфортно. Хочешь кофе – сделай сам: кофеварки расставлены по всему залу ожидания. Деньги отдай продавщице из ближайшего киоска.
До центра города можно беспроблемно доехать на городском автобусе за 1 евро или на такси. Самое дешевое или Uber обойдется всего в 7 евро. Именно за такие деньги меня подвез элегантный молодой водитель, больше похожий на успешного бизнесмена, чем на таксиста, на чистой новой иномарке. И что самое удивительное – машину по минимальному тарифу нам заказали в гостинице. Как известно, во всех отелях мира, в том числе и в наших, делом чести считают впарить тебе самый дорогой такси-сервис.
Сфера обслуживания Литвы построена на принципе «не напрягать клиента». Тут ты не увидишь угрожающих надписей в туалетных кабинках «Ногами на унитаз не становиться». В самом переполненном туристическом ресторане всегда найдут столик. А ланч-бокс, который мне выдали вместо завтрака в отеле, был самым большим, сытным и вкусным в моей практике.
Но самое главное, здесь одинаково комфортно чувствуют себя туристы из Европы, из Украины или из России. Белорусы с шенгенскими визами вообще наведываются сюда регулярно по-соседски: страны связывают тесные деловые и почти дружеские отношения. Плюс разветвленная транспортная сеть: можно даже доехать на маршрутке, не говоря уже о поезде, автобусе и самолете.
Целыми автобусами из России и Беларуси в Вильнюс приезжают православные паломники. С другой стороны, из Польши, едут католики. Все они стремятся к иконе Божьей Матери Остробрамской – чудотворному образу, одинаково почитаемому и православными верующими, и католиками.
С момента своего появления в Вильнюсе в XIV веке святыня была собственностью то униатов, то православных христиан. Она чудом не сгорела и не испортилась за много веков борьбы за нее.
Сейчас найден уникальный во всех отношениях консенсус: икона хранится в окне над Остробрамскими воротами в православной церкви. Ежедневно у этого окна молятся сотни, а порой и тысячи людей, которые приезжают со всего мира. Причем поляки молятся Матке Боской, а православные Деве Марии. При этом все верят, что икона чудотворная и лечит от многих недугов. Церковь, рядом с Острой брамой, увешана костылями исцелившихся хромых, и это тоже считается местной достопримечательностью.
Кстати, православных церквей в Вильнюсе много и они не чувствуют себя гонимыми. Так же, как и католики. Это не может не поражать, если вспомнить историю развода Прибалтики с Советским Союзом, лозунги «Саюдиса», штурм телевышки в 1991 году силами «Альфы», энергетическую блокаду Литвы (после того, как она заявила о выходе из СССР, а Горбачев этого не приял).
Будь у литовцев желание культивировать обиды «советской оккупации», продолжить выяснение отношений – материала для этого достаточно. И самое простое создать нездоровую атмосферу вокруг святыни. Что-то мне подсказывает, у нас так и было бы...
Но... Литва пошла другим путем и получила входной билет в Европу. Это не помешало ей перехватить у нас поток туристов из России и Польши: если кто-то еще помнит период между Евро-2012 и «революцией гидности», Киев, Львов и Одесса стали тогда очень популярны у русских и поляков. Редко кто из моих московских друзей не наведался тогда в Украину на уик-энд.
Теперь все это позади. Мечтатели превратить Киев в город выходного дня для европейских туристов, а роскошными пляжами Одессы затмить холодные балтийские курорты, могут смело поставить крест на своих иллюзиях.
Русского туриста мы выгнали. Польскому здесь особо делать нечего. Балованного западного мы просто не умеем принимать. Отсутствие привычной туристической атмосферы в Киеве ощущается еще в аэропорту: нездешний человек впадает в ступор, когда выходит из роскошного новенького терминала D аэропорта «Борисполь» и сталкивается с проблемой, как добраться до города, не пользуясь услугами «бомбил». Ну и дальше – по списку.
Но вернемся в Литву. Очевидно, что место в Евросоюзе ей досталось по политическим мотивам и с колоссальным авансом. Потому что европейский дух здесь целиком уживается с советским наследием.
За пределами отреставрированного центра, который напоминает местами Львов, местами провинциальную Германию, а кое-где и московские купеческие дворики, сереют коробки советских «панелек». Классные дороги заканчиваются при подъезде к ним, дальше начинаются ямы и раздолбанные плиты.
Цены в супермаркетах после введения евро сравнялись со средними, например, по Германии (примерно столько же я платила за аналогичные продукты – йогурты, кефир, колбасную нарезку, пиво – в Берлине и Кельне). Правда, в отличие от Европы, молочный ряд здесь адаптирован для нашего вкуса: йогуртов меньше, творога больше. На Западе все наоборот. Больше половины продуктов местных торговых марок, но цены на них, повторюсь, низкими не назовешь.
При этом достаточно большой процент 2,8-миллионого населения получает зарплату, которую даже немецкие безработные сочли бы оскорблением – 300-350 евро. Как они выживают при таких ценах и недешевых коммунальных услугах (страна-то северная, холодная), я уже по возвращению прочитала у российского обозревателя Владимира Скрипова, который живет в Литве и пишет
По его словам, Литва, как и Украина, – страна хуторская, сельская, «преобладающая часть горожан имеет деревенский тыл в виде родительского дома, хозяйства, а главное – массивов земли, возвращенной в порядке реституции наследникам бывших владельцев. Часто их размеры исчисляются многими гектарами. Эта связь с землей дает натуральный приварок к городским магазинам в виде мясных копченостей, картошки, прочей сельской снеди. Конечно, это патриархальный признак определенной отсталости, но он выгодно отличает прибалта». Короче, безденежье в Литве есть, голодающих, как правило, нет.
То, что в Литве экономят каждую копейку, резко бросается в глаза. Крупнейший торгово-развлекательный центр на проспекте Конституции под нехитрым названием Europe (дальний родственник нашего Ocean Plaza, как минимум, по местоположению) – безлюден полностью. В ресторане с вежливыми официантами и чудесным видом на реку Нерис мы были одни. Да и во всем ТЦ, на всех трех его этажах мы также были практически единственными посетителями. Только внизу, в продуктовом гипермаркете шевелились одинокие фигуры с корзинками...
Зато многолюдно там, где не надо платить. На спортивных площадках вдоль Нериса, на центральной площади, в парках и скверах. Молодежь катается на скейтбордах и роликах, кто постарше – на велосипедах. По европейской традиции велосипеды можно взять напрокат на уличных стоянках.
К слову, местная молодежь мне ужасно понравилась. В Литве мы не встретили юных босяков и мажоров. Все дети какие-то очень правильные, вежливые и образованные. Видно, что устать от сытой жизни, как их ровесники из Западной Европы, они еще не успели, Ибица и Лазурка им не по карману. Поэтому они целеустремленно идут к своей европейской карьере, и, судя по всему, зарплата родителей в 300-350 евро неплохо к этому стимулирует.
При этом совершенно очевидно, что в Литве водятся деньги и есть богатые люди, которые быстро и легко зарабатывают свои капиталы. В старом городе, там, где чередой идут популярные рестораны, относительно дорогие отели и престижные офисы, каждые 5 минут попадались то новенькие BMW, то Audi-кабриолет, и даже Rolls-Royce.
Правда, кому они на самом деле принадлежат – гражданам Литвы или резидентам, это еще большой вопрос. Официально Литва не зарабатывает на оффшорных играх. В ее банках выполняются все директивы FATF и требования ЕС к чистоте капиталов. Поэтому рост экономики (ВВП в последние годы рос от 1,5 до 2,9%) связывали с вливанием европейских денег, их доля в литовском бюджете превышает 30%.
Впрочем, версия о том, что богатые в Литве богатеют за счет Европы, показалась мне несколько пасторальной. Опыт показывает, что дорогие иномарки у молодых образованных европейцев, как правило, появляются за российские деньги (реже – за украинские, потому как денег у нас объективно меньше).
Напомню, что согласно "панамским документам" виолончелист Сергей Ролдугин, о котором с недавнего времени узнал весь мир, вел бизнес с оффшорными компаниями через литовский банк ?kio Bankas.
Литовские власти это подтверждают. По их данным, связанные с Ролдугиным компании заключали сделки с использованием акций российской компании "Роснефть", а затем расторгали их, после чего компаниям выплачивались компенсации на сумму почти в $1,5 млн. Сколько на этом «поднимали» их литовские партнеры, стесняюсь спросить.
Правда, служба расследований финансовых преступлений Литвы уже отрапортовала, что ?kio Bankas был закрыт по решению Центробанка Литвы из-за плохого финансового состояния еще в 2013 году. Но это не означает, что другие деньги российских компаний не ходят через Литву в Европу и обратно.
Косвенное подтверждение моих подозрений попалось на глаза по дороге из гостиницы в старый город, когда мы решили сделать круг и завернуть в деловой центр литовской столицы. Ресторан русской кухни «Царское село», который явно не случайно расположился на первом этаже большого офисного здания, рядом с банками и юридическими фирмами, которые, судя по рекламным объявлениям, консультируют о специфике получения вида на жительство в Литве в рамках нового закона об иностранцах (принят в 2014 году).
Меня уже проконсультировали. Короче говоря, можно работать даже с налогом на прибыль 5% (если до 10 работников). Очень удобно иметь юрлицо в Литве, когда надо показать налоговую резидентность в ЕС. Фирма дает возможность получить номер НДС Евросоюза. Имеется даже свободная экономическая зона с налоговыми льготами, но это – тема отдельной консультации.
Не случайно, как сообщали СМИ, в Литве есть своя фирма у директора по правовым вопросам ПАО «Укргаздобыча» Елены Кобец. Называется «Saul?s gr?dai». Согласно
Консультацию по этому вопросу можно получить также недалеко от ресторана "Царское село". Итак, вид на жительство (более широкий вариант долгосрочной визы) дают директору литовской компании, если он директор-акционер или уставной капитал составляет не менее 14,5 тыс. Если директор и акционер одно лицо, достаточно 2,9 тыс. евро. Рекомендуемый доход иностранца должен составлять не менее 500 евро в месяц (в случае директора трудовой договор).
Еще до приезда в Литву знающие люди рассказали мне, что российский (да и наш тоже) бизнес там привлекала возможность открыть счета в банке без вида на жительство. Сразу заметим, что не все банки в Литве открывают счета иностранцам. Но многие. Открытие счета платное. Некоторые даже делают это без предварительного одобрения заявки. Более солидные – со шведскими и датскими корнями – просят клиентов прийти лично.
Правда, в сети жалуются, что с недавних пор для пользователей карт Visa или Master card ввели дневные лимиты на сумму покупок в магазинах и в Интернете и на количество операций. «То есть если собираешься покупать авиабилеты бизнес-класса в Латинскую Америку на двоих, а также сразу же бронировать авто и жилье, то придется считать сумму трат. Например, в моем банке сумма не должна превышать 4500 евро, а количество операций в день 10. То есть если я, гуляя по городу, поел в ресторане, потом купил картошки, а в другом магазе пива, сходил в кино, проехал на такси и заказал через ебей шариковую ручку – у меня осталось 4 операции. А тут попались хорошие авиабилеты, а операции закончились – карта не работает» (цитата с форума).
К тому же сейчас надо нанимать на работу в фирму, открытую нерезидентами, хотя бы одного литовского гражданина. С его начисленной зарплаты собственник ежемесячно платит 55%, в том числе 39,98% в соцстрах. В Литве все налоги платятся ежемесячно. Есть и другие нюансы: например, попасть к врачу по страховке можно минимум через неделю после записи. Врачей резко не хватает – все уехали работать за границу. Проблема миграции квалифицированных специалистов в Литве ощущается еще острее, чем у нас, потому как страна маленькая. Раз – и все уехали.
Вообще, некоторые вильнюсцы считают, что короткая эпоха быстрых заработков уверенно уходит в прошлое. В память о ней остались небоскребы делового центра Вильнюса на правом берегу реки Нерис.
Небоскребы, скажу прямо, заинтриговали. Конечно, не московское Сити, но впечатляет. При этом заметен баланс старого города и современной офисной застройки: она не вторглась в историческую часть, не создала видимых диспропорций.
Но... Если разобраться, то почти весь деловой квартал сооружался еще до вступления Литвы в ЕС в 2004 году и до кризиса 2008-го. Два корпуса штаб-квартиры Swedbank соединены стеклянным атриумом. Недалеко расположен многоэтажный офис Danske Bank'а. Кстати, датчане на днях продали свой бизнес в Литве и уходят, их клиентов переводят в Swedbank.
Эффектно выглядят ЖК "Европа", ТЦ "Европа" и БЦ "Европа" – все три комплекса построены компанией Hanner в 2004 году. Как и две башни строительной компании Vetruna.
В той же стороне креативный 15-этажный офис Hanner Building. Помню эту компанию и в Украине, в период строительного бума при Ющенко она строила ТЦ «Троицкий» в Киеве, работала в Одессе. Потом из Украины ушла. Писали, что Hanner разорилась. Не знаю, действительно ли все так плохо, но как минимум вильнюсские небоскребы стоят. То ли как офисы, то ли как память...
Небоскребы в Вильнюсе в последнее время почти не строят, но рук не опускают. Секрет экономической «выживаемости» Литвы в ее... компактности. Как правильно заметил Скрипов, средства из европейской казны распределяются отнюдь не пропорционально численности, а по более сложным критериям. Поэтому то, что в масштабе евросоюзной казны выглядит каплей, для экономики маленькой Литвы – мощнейшая подпора.
Свежий пример: в июне 2015-го Литва первой в Восточной Европе запустила два объекта логистики – интермодальные терминалы в Вильнюсе и Каунасе общей стоимостью 57 млн. евро. Около 85% этих затрат профинансировал ЕС. То есть фактически эти т.н. общественные центры логистики обошлись стране почти даром. И таких примеров можно приводить сколько угодно. «Для того, чтобы получить доступ к евросоюзным фондам, нужно лишь доказать, что задумка хотя бы косвенно полезна не только для одной страны, но и других членов Содружества тоже», – отмечает блогер.
Но как бы там ни было, Вильнюс – идеальный город для романтического уик-энда: не переполненный туристами, с умиротворяющей обстановкой и отличной кухней по приемлемым ценам. Одними картофельными цепелинами можно наесться на полдня. К тому же в Литве чувствуешь себя в безопасности и какой-то бытовой логичности. Именно это и притягивает на улочки Вильнюса иностранных туристов, которых там даже в дождливую погоду намного больше, чем в солнечном и зеленом Киеве...
Фото автора
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.