Ещё архитектуру величают застывшей музыкой, у которой вместо нот – линии, черты, переплетения в каменных и деревянных строениях. Её общая красота, разнообразие форм и цветов мало кого оставляет равнодушным: при осмотре то ли Кремля в Москве или Исаакиевского собора в Петербурге, то ли церкви святого Лазаря в Кижах или здания XV-XVII вв. в любой точке России.
Люди восхищаются картинами, ювелирными изделиями, книгами. Но всё это происходит под крышами архитектурных сооружений: храмов и дворцов, выставочных залов и театров, музеев и библиотек.
Архитектура, как и любая сфера деятельности человека, имеет свой язык. В современных условиях он более богат, но в далёком прошлом был гораздо своеобразнее.
Строительное искусство старины стояло на «трёх китах»: прочности, пользе и красоте. «Прочность, польза, красота» — эта великая формула была найдена задолго до образования Древнерусского государства – около 2000 лет назад римским архитектором и инженером Витрувием (2-я пол. I в. до н.э.), на основе обобщения опыта греческого и римского зодчества пришедшим к выводу, что именно эти три понятия в комплексе составляют сущность архитектуры как искусства.
Прочность
Надежность и долговечность постройки зависела от нескольких факторов, но в первую очередь от строительного материала. Для Древней Руси таковым являлось дерево, благо его имелось в изобилии. И только с конца X в. в южных славянских землях появились строения из искусственного творения — широкого и плоского кирпича (плинфа). Первым таким сооружением стала Десятинная церковь в Киеве. Кладка из таких кирпичей крепилась «цементом» того времени — смесью песка, извести и толчёного кирпича.
На севере Руси, в Новгороде, предпочтение отдавалось природному камню – серому валуну. Камень был так прочен, что его практически без обработки использовали для кладки стен. Но для арок по-прежнему применялась плинфа.
При смещении центра Русского государства во Владимиро-Суздальские земли строительные материалы стали обновляться. Наряду с деревянными и из естественного камня постройками, появились храмы и дома из белого камня – отёсанного в прямоугольные формы известняка. Даже стены Московского Кремля времён Дмитрия Донского были выстроены из белого камня. По княжескому велению каждый день снаряжали 4,5 тыс. саней для перевозки этого строительного сырья в Москву, в основном из района нынешнего города Домодедово. Белый камень широко использовался и в последующие годы. Например, в XVIII в. им было облицовано здание Московского университета на Моховой.
Интермедия. В 1474 г. москвичи впали в ужас – случился «трус во граде Москве» (землетрясение). Тряхнуло не шибко, но некоторые незавершённые постройки попросту рухнули. Не устоял и уже возведённый почти до сводов, которые осталось только замкнуть, Успенский собор. Высокая церковно-княжеская комиссия с привлечением московских и псковских зодчих выявила корень зла: раствор «не клеил»; архитекторами были допущены конструктивные просчёты (лестницу встроили в одну из стен, что её сильно ослабило). Иван III принимает решение обратиться за советом к специалистам из стран с богатой архитектурной традицией.
В Москву, на жалованье в 10 руб. в месяц, прибыл Аристотель Фьораванти. Русских каменщиков похвалил за гладкую кладку, поругал «неклеевитую» известь и камень, рыхловатый для крупных сооружений. С его лёгкой руки на Руси появился новый строительный материал – компактный, небольших размеров кирпич. Его изготовление происходило прямо на месте возведения зданий, что было удобно и выгодно. Первый кирпичный заводик появился в с. Калитникове (неподалеку от Андроникова монастыря, что на левом берегу р. Яузы).
Интермедия. Когда Фьораванти, обновивший Успенский собор и завершивший строительство Благовещенского собора, выполнив условия договора, собрался вернуться домой, Иван III, не желая отпускать знатного мастера, приказал: «На чепь его, на чепь!» и отобрал у него весь заработок. Архитектор перешёл на службу к князю: участвовал в походах московского войска в качестве военного инженера.
Прочность постройки зависела также от конструкции и фундамента. Основой конструкции каменных сооружений являлись стены, арки, купола, своды. Купола и своды поддерживали арки на прочных столбах. (В Софийском соборе в Киеве насчитывается более 40 внутренних опор).
Наиболее подходящим материалом для фундамента служил белый камень. Стены Московского Кремля, выстроенные из красного кирпича (1485-1495 гг.), покоятся на фундаменте из белого камня до настоящего времени.
Польза
Дома строились для проживания, крепости – для защиты от врагов, церкви – для моления. Формы и размеры строений не могли быть одинаковыми, поскольку предназначались для различных функций. В избах (истбах) жили простые люди, которые в силу своего социального положения не могли построить для своих семей хоромины. В их жилье просматривались простота и удобства: для работы по хозяйству, свершения трапез, сна. В северных весях они строились из самых толстых брёвен – какие только срубить, дотащить и поднять было можно. Дворец (терем), учитывая возможности проживавших в нём знатных хозяев (князь, боярин, чиновник), был и просторен, и с ещё более прочными стенами – хозяев могли подстерегать опасности со стороны внешних и внутренних врагов.
Пользу строений в значительной мере определяли климатические условия проживания людей. Внешнее и внутреннее обустройство жилища зависело от того, как крепка морозами зима, насколько дождлива осень, как знойно лето. Из-за лютых морозов даже церкви возводились двух типов: летние – просторные, без отопления; зимние – отапливаемые печами, но небольших размеров.
Храмы строились таким образом, чтобы в дневное время в них было светло. Этому способствовали купола, каждый из которых опирался на барабан цилиндрической формы с окнами. Причем купола (образ неба) ставились на разном по высоте уровне, чтобы, независимо от местонахождения солнца, они не затеняли друг друга. Так, обратив сегодня взор на собор Василия Блаженного в Москве, мы видим красоты необыкновенной композицию из пирамид разной величины и высоты: восемь башнеобразных храмов окружили главный.
Легенда. Когда мастера построили Покровский собор, названный в честь юродивого Василия Блаженного, Иван IV убоялся, что такое же чудное строение может быть возведено где-то в другом месте, – ему хотелось, чтобы такое великолепие имелось только в Москве.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!
(Д. Кедрин)
(Ныне существующие пристройки к собору Василия Блаженного были сделаны позднее, что нарушило классическую композицию.)
По религиозным представлениям здание церкви олицетворяло собою космос, где купола и своды символизировали небо, а стены и столбы – землю.
Интермедия. Количество куполов имело символический смысл: 2 – проявление божественного и человеческого начал в Христе; 3 – сущность Бога (Отец, Сын и Святой Дух); 5 – Христос и четыре евангелиста; 13 – Христос и двенадцать апостолов.
Красота
Первые «два кита» архитектуры, прочность и польза, длительное время превалировали над третьим — красотой, включающей композиции, пропорции, внешнее убранство, силуэт и цвет.
Есть архитектура как часть объектов производства, материальных средств существования общества и т.д. – это область материальной культуры. Есть архитектура как вид искусства. Это когда в ней отражена духовная культура, выражающая в художественных образах общественные идеи, эстетически формирующая окружающие человека объекты.
Красота в архитектуре больше была заметна в православных храмах. Причём, красивость обнаруживается как в многосложных церковных комплексах (например, храмах Святой Софии в Новгороде и Киеве), так и в небольших, небогатых внешним убранством, с незатейливыми композициями (например, церковь Покрова на Нерли). Взгляд человека восхищают те храмы, которым присущи правильно найденные архитекторами пропорции – ширина и высота, соотношение отдельных частей храма и всего комплекса и т.д. Должным образом выбранные пропорции – это тот фактор, который обеспечивает большинству церквей легкость и изящество. Многие церкви, например, Дмитриевский собор во Владимире (XII в.), восхищают убранством стен снаружи – многочисленными разноцветными скульптурными изображениями. Такие «настенные ковры» радуют нарядностью, придают человеку праздничное настроение.
Не оставляет человека равнодушным форма храмов. Главки церквей имеют луковичную форму, напоминающую силуэт пламени свечи в тихую погоду. Восхищают получившие распространение с XVI в. Храмы шатрового типа (церковь Вознесения в Коломенском), напоминающие устремленную ввысь современную космическую ракету.
Многое в архитектуре определялось цветом. Богатство цветов, например, храмов постепенно менялось: от чисто белых стен через красно-белые до многоцветных. В росписях и украшениях стен стали использоваться изразцы (цветная плитка).
Архитектурные сооружения, созданные на Руси в Древние и Средние века, убедительны своей прочностью, неизменны в полезности, неповторимы красотой. Они и в наше время продолжают жить своей жизнью, что позволяет отнести их к вечным ценностям.
Александр СТЕПАНИЩЕВ