Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Интересно и понятно о YotaPhone и его создании

… В 2014 году  на ведущих выставках Европы и США рекордное количество наград и премий за инновации  получил  YotaPhone 2. Тот самый «извращенный гаджет», подаренный Путиным в конце 2014 года Си Цзиньпину.

Эти наглые Ruskies не боятся даже Большого Си.

В октябре 2014 года был заключен контракт на реализацию YotaPhone с ведущим оператором связи мира Vodafone (более 40 тыс. салонов связи в 25 странах мира), обязавшимся продавать продукт в Европе, с его выделением на витрине.

Затем в ноябре было заключено аналогичное соглашение с крупнейшим оператором связи на Ближнем Востоке — компанией EtiSalat.

11 февраля 2015 года компания заключила контракт с крупнейшим в КНР дистрибутором Potevio, входящим в тройку крупнейших в Азии дистрибуторов мобильной электроники

Заварил же всю кашу  Квазимодо-II, Денис Свердлов, который еще в 1990-е часто спорил с преподавателями и доказывал, что в России, чрезвычайно богатой инженерными талантами, можно за короткий срок построить конкурентоспособную отрасль потребительской электроники.

Сидевшая с ним за одной партой Елена Чувашова, узнав, что именно Денису принадлежит идея создания русского смартфона, пришла в восторг: «Так он все-таки добился своего! Вот молодец! Еще студентом, держа в руках тот кирпич, который в то время именовался телефоном, он утверждал, что в этом аппарате ничего сложного для наших ученых нет и наладить разработку “этого добра” в России можно без проблем. Только, говорит, ленятся люди…».

Именно у Дениса Свердлова и зародилась идея создания русского смартфона, для реализации которой ему понадобилась команда «не ленивых людей».  Которые и сами были бы с отличными мозгами, и знали бы, где хорошие мозги, при необходимости, на стороне достать.

Капитана такой команды он нашел быстро, так как знал его около 20 лет. Им оказался Квазимодо-I, Владислав Мартынов, ко времени поступления ему предложения от Квазимодо-II возглавлявший глобальный дивизион корпорации Microsoft по бизнес-приложениям — компанию Columbus IT.

На этот пост Билл Гейтс пригласил его через пару лет после того, как Мартынов продал его фирме один из своих стартапов за сумму, в 12 раз превышающую объем инвестиций создателей стартапа.

Русская команда во главе с Мартыновым за два года вывела Columbus IT в лидеры мировой отрасли. Капитализация увеличилась втрое, прибыль пошла уже через пять месяцев.

В США это была резонансная история: пришли русские и спасли символ Америки Microsoft от больших проблем.

Непонятно, как его переманили с такой позиции в международном бизнесе заниматься каким-то стартапом в России. Сам Владислав говорит, что ему захотелось на родину. 

Приехав из Америки, Мартынов возглавил крохотный коллектив из шести человек, которые сидели и размышляли над тем, как должен выглядеть телефон будущего.

--- Там было много интересных идей, — рассказывает он, — одна самая интересная, которая привлекла мое внимание, — это телефон с двумя экранами. И мы с командой собрались и стали думать: а для чего может быть второй экран, как его можно использовать?

Во всех современных смартфонах много неудобств. Например, батарейка быстро разряжается. Или телефон всегда находится в спящем состоянии. Много приложений и полно всякого контента, в онлайне всегда что-то происходит, и мы по сто раз в день берем его, включаем, просто чтобы проверить, что там нового. И каждый раз это отвлекает нас от разговора, от каких-то дел.

И каждый раз нам приходится включать дисплей. А дисплей — самый энергопотребляющий элемент в телефоне. Поэтому быстро садится батарейка. К тому же долго читать неудобно, потому что глаза быстро устают. И очень неудобно использовать смартфон на ярком солнце. Мы поняли, что есть одна причина, которая создает много неудобств, и решили разместить на задней панели еще один дисплей, который использует технологию электронных чернил».

Специалисты, с которыми общались инициаторы идеи, в основном говорили, что из-за отсутствия необходимых технических компетенций и инженерных специалистов в России без партнерства с действующим крупным вендором из ЕС, США или Кореи сделать это будет невозможно.

И тут Мартынову повезло: старейший в мире производитель сотовых устройств финский концерн Nokia, не выдержавший конкуренции с новыми грандами отрасли из Кореи, Китая и США, приступил к массовому сокращению персонала.

Руководитель департамента развития Торгово-промышленной палаты Финляндии Эрик Суоннонен в беседе с «Экспертом» выказал искреннее удивление:

--- Они очень вовремя подхватили людей из Nokia. Среди них были действительно настоящие спецы, которые двадцать лет и больше работают в сфере создания аппаратной архитектуры сотовых телефонов.

На эти бриллианты тогда развернулась настоящая охота: приезжали из Apple, Samsung, Lenovo, HTC. Но они выбрали предложение никому не известной российской компании Yota Devices. Не знаю, какие золотые горы пообещали русские, но центр перспективных разработок корпорации Nokia практически всей командой перешел в Yota.

Чтобы легче было переманить людей, компания открыла собственный офис в финском городе Оулу, там же, где был инженерный центр Nokia. Одновременно был развернут набор специалистов в ведущих технических вузах страны, их сразу отправляли на стажировку в Финляндию, а впоследствии, после открытия представительств в Сингапуре и Китае, — в Азию. Таким образом удалось не просто сформировать профессиональную команду разработчиков, но и освоить уникальные технические компетенции, которыми просто так с российской компанией никто делиться бы не стал.

Процесс разработки первого опытного прототипа устройства занял около года, после чего остро встала задача налаживания производственной цепочки.

Почти все производственные ресурсы потребительской электроники находятся в Китае, и на полгода Владислав Мартынов с семьей переехал в Сингапур, поселившись недалеко от компании, которую хотел заполучить в технологические партнеры.

--- Все в Азии пытаются тебя обмануть, — отмечает он. — Вести бизнес в Азии — значит лично контролировать все, понимать все процессы на детальном уровне, разбираться во всех нюансах процесса разработки, сборки и тестирования телефона, понимать, какие комплектующие у кого можно купить.

Только когда ты сам компетентен во всех вопросах на том же уровне, что и твои потенциальные партнеры, можно избежать непредвиденных неприятностей и получить именно тот результат, о котором договаривался.

Только тогда тебя начинают уважать и оставляют попытки кинуть тебя по-крупному. Например, тебе нужно два станка, каждый из которых стоит сотни тысяч долларов, а тебе пытаются продать четыре, убеждая, что без лишних двух вся работа встанет…

Инвестиции в НИОКР продукта составили 15 млн долларов, что на порядок меньше, чем у конкурентов, включая китайцев. Apple инвестировала в R&D первого iPhone 150 млн долларов, у Nokia уходило на модель в среднем 200 млн долларов.

То есть компания — разработчик российского смартфона в десять раз эффективнее больших брендов. Эффективность скорее вынужденная, вызванная жизненной необходимостью. Это как человек, которого бросили в воду, за считанные минуты приобретает умение плавать (хотя это удается не всем).

YotaPhone первого поколения был произведен малой партией 12 тыс. штук и предназначался для проверки самой концепции проекта.

Вся партия была продана через сайт значительно раньше, чем планировали инициаторы проекта: за семь месяцев вместо двенадцати. А до физического ритейла так и не добралась — не хватило.

Через три месяца после старта продаж стало очевидно, что у YotaPhone однозначно есть рыночное будущее, и компания приняла решение идти до конца. Архитектуру и дизайн устройства доработали до конечного товарного вида — углы закруглили, заменили процессор на топовый Qualcomm Snapdragon 801, задний экран на электронных чернилах сделали полнофункциональным — теперь управление телефоном можно целиком вывести на низкопотребляющий дисплей, включая социальные сети, почту, игры и даже видео.

Партнера-сборщика в Китае поменяли — вместо маленькой фабрики был выбран международный концерн Hi-P, расположенный в Сучжоу. Он не так известен широкой публике, как, например, Foxconn. Но именно он производит все телефоны Blackberry со дня основания бренда.

Контракт был заключен на выпуск первичной партии 150 тыс. штук для первого квартала 2015 года и возможности производства от 450 тыс. до 600 тыс. устройств за год в зависимости от реальных потребностей рынка.

Но прогноз оказался излишне консервативным: за два месяца продаж (декабрь-январь) компании удалось продать 122 тыс. телефонов, притом что на основных рынках — в Китае, США — реализация еще даже не началась, она стартует со второго квартала года.

По итогам 2015 года в целом планируется продать от 1,5 млн до 2,2 млн штук и занять порядка 2,5–3% мирового рынка в сегменте большеэкранных смартфонов, в 2016-м — от 2,4 млн до 3 млн, то есть от 3 до 5% объема рынка.

Сравнительная динамика глобальных продаж наиболее популярных моделей смартфонов и YotaPhone 2 в декабре 2014-го и январе 2015 года

Вице-президент компании E-Mobile, владеющей розничной сетью мобильной электроники в США и Канаде, Джон Суотер в беседе с «Экспертом» выразил уверенность в перспективах российского телефона на американском рынке:

--- Американский потребитель сугубо эгоистичен и расчетлив. Поэтому все разговоры о том, что YotaPhone у нас провалится в продажах из-за того, что он российский, не имеют ничего общего с реальностью. Когда речь идет о покупке товара, потребителю совершенно наплевать на политику, на войны и так далее. За первые недели после объявления о начале продаж у нас уже очередь желающих выстроилась, думаем даже заказывать дополнительную партию сверх контракта, если такая возможность есть у производителя. Будем выяснять…

Вся статья (довольно большая) приводится на сайте «Эксперта» здесь:

http://expert.ru/expert/2015/10/razryiv-mobilnogo-shablona/


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.