Наверно, судьба у нас такая — создавать современную технику по самым передовым технологиям в первую очередь для военных нужд. А уже потом, если руки дойдут, использовать военные наработки для мирной жизни.
Наверно, судьба у нас такая — создавать современную технику по самым передовым технологиям в первую очередь для военных нужд. А уже потом, если руки дойдут, использовать военные наработки для мирной жизни.
То есть и головы и руки у нас работают, мягко говоря, не хуже, чем у жителей т. н. «развитых стран». Но вот стараться ради каких-нибудь «Жигулей» — выглядит как-то даже несерьёзно. Другое дело, если талант и умение требуются для военных изделий. Здесь мы всегда старались «не за страх, а за совесть» и добивались самых лучших результатов.
Так было всегда. И от этой своей особенности нам, видимо, не уйти.
А теперь к делу. На днях были открыто продемонстрированы результаты ходовых испытаний машины, которая действительно представляет собой технологический прорыв отечественной промышленности (
Испытания проходили на полигоне в Кубинке. Экспериментальная машина, выполненная в корпусе БТР-90 «Росток», была оснащена гибридной энергоустановкой, электромеханической подвеской и электротрансмиссией. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) были заданы ряду ведущих отечественных КБ в 2008 году под
Гибридные автомобили являются «хай-теком» в гражданской автомобильной промышленности. Их появление обосновывается проблемами экологии и экономичным расходом топлива. Но чтобы понять, зачем подобные «электромобили» нужны в войсках и почему это действительно прорыв — попробуем рассмотреть представленную «Военно-промышленной компанией» машину подробней.
Она имеет дизельный двигатель относительно небольшой мощности (360 л. с.), работающий на генератор переменного тока, и блок накопления энергии, состоящий из электрохимических конденсаторов. Движение машине обеспечивают восемь тяговых электродвигателей, каждый из которых работает на своё колесо. Электрическая бронемашина показала выдающиеся результаты. 22-тонный бронетранспортёр разогнался до скорости 80 км/час за 33 секунды. Буксировал за собой БТР-80 со скоростью 48 км/ч по пересеченной местности и в горку. Преодолел ряд препятствий, а на бетонной дороге разогнался до 97 км/ч.
Но, кроме превосходных динамических характеристик, у электрической бронемашины имеется ряд преимуществ перед традиционными. Она может двигаться в малошумном режиме (только на накопленной энергии, с выключенным ДВС). Запас хода по топливу у «Крымска» составил 940 км (при скорости 40 км/ч), что почти в полтора больше, чем у БТР-90 при таком же объёме топливных баков.
Электрическую бронемашину можно выполнить в более рациональной компоновке, чем обычную, поскольку силовой блок (ДВС + генератор) можно разместить где угодно (хоть на крыше, хоть в прицепе). Такая машина будет более живучей на поле боя. Имея несколько электродвигателей, она способна продолжать движение при серьёзном поражении ходовой части, что важно для противоминной стойкости. Можно применить несколько силовых блоков, ведь необязательно использовать один-единственный, но мощный двигатель и генератор. Вырабатывать энергию могут два-четыре (или больше) силовых блока меньшей мощности. Тогда их можно разместить в самых уязвимых местах, прикрыв ими от поражения экипаж. Это позволит сделать конструкцию легче, ведь рационально размещенные механизмы частично будут выполнять функцию брони. И поражение части этих механизмов огнём противника не позволит обездвижить машину. Она останется на ходу, потеряв лишь часть своей мощности. Так что с точки зрения боевой живучести подобных машин — открываются поистине фантастические перспективы.
Также электрическая мощность этой машины (порядка 300 кВт для представленного образца) может использоваться не только для движения, но и для любых установленных на БТР систем. В том числе и для перспективных средств защиты и перспективного вооружения. Это могут быть различные радиоизлучающие, импульсные электромагнитные или лазерные системы большой мощности. Много электричества потребляют даже системы, уже ставшие традиционными для отечественной бронетехники: радиолокационные, электромагнитные противоминные системы, системы активной защиты (КАЗ и КОЭП).
Перспективные системы вооружения также нуждаются в мощных источниках энергии, которую требуется мгновенно высвобождать. Разработанный для « Крымска» блок накопления энергии обладает такими качествами. Это может потребоваться для оружия, поражающим фактором которого будет мощное излучение, электромагнитный импульс или другие физические явления подобного рода. Такие системы принято называть «оружием на новых физических принципах», и его создание находится в приоритете отечественных научно-исследовательских работ. Вместе с тем — это далеко не фантастика, и многие образцы такого оружия существуют в реальности. Но для того, чтобы оно пришло в войска, необходимо создать полный спектр технических средств, которые позволят применять такое оружие. И электрическая бронемашина — одна из важнейших базовых основ такого оружия.
Даже традиционное сейчас так называемое «кинетическое оружие», которое метает снаряд или пулю, не сможет развиваться дальше без электричества. Например, у нас в стране и за рубежом ведется разработка электротермохимических пушек (ЭТХП). Надо пояснить, что же это такое. Они представляют собой традиционное орудие, выстреливающее снаряд с помощью детонации метательного вещества (твёрдого сейчас, а в перспективе — жидкого, на основе ракетных топлив). Жидкое метательное вещество само по себе — большой шаг вперёд. Оно может полностью изменить систему перезарядки оружия. Сейчас орудия имеют унитарное заряжание (когда метательное вещество находится в гильзе снаряда) или раздельное (когда метательное вещество хранится в боеукладке и заряжается отдельно от снаряда). Подача же жидкого метательного вещества из резервуара не только упростит механизацию заряжания и увеличит боезапас, но и позволит подавать в зарядную камору ровно столько «жидкой взрывчатки», сколько нужно для данного выстрела (на нужную дистанцию и с нужной траекторией). Это повысит баллистическую точность стрельбы и увеличит скорострельность орудия.
Впрочем, сейчас ЭТХП испытываются с обычным твёрдым или капсулированным метательным веществом. Главное их отличие от традиционных не в этом. ЭТХП используют электроэнергию большой мощности для воспламенения метательного вещества и управления скоростью его горения. Такой способ выстрела позволяет создать более мощные орудия различных калибров и существенно увеличить начальную скорость снарядов. Причём, без радикального изменения конструкции самих орудий. Нынешние химические пушки практически достигли предела своих возможностей. Разгон снаряда взрывной детонацией не способен дальше увеличивать скорости снарядов. Выход — в более плавном горении метательного вещества, чтобы давление пороховых газов придавало равномерное ускорение снаряду на всей длине ствола. Это позволяет достигать максимальных баллистических качеств. Но требует источников электроэнергии большой мощности.
Эксперименты с ЭТХП проводились многими развитыми странами, в том числе США, Израилем и Южной Кореей. Но наибольших успехов добились немецкие и наши конструкторы и ученые. Сейчас трудно сказать, когда бронетехника, вооруженная ЭТХП и другим перспективным оружием, станет массовой в войсках. Но сейчас нужно работать не только над самими орудиями, но и над машинами, способными нести их в перспективе. И «Крымск» — это важнейший этап на пути к системам вооружения, которые многим сейчас кажутся фантастическими.
Теперь хочется немного пояснить, почему «Крымск» — это не конкурент колесной платформе «Бумеранг». Напомним: новая колесная платформа, которая заменит семейство бронемашин на базе БТР-70/80/82, создаётся сейчас под шифром «Бумеранг». Многие, увидев удивительную экспериментальную машину, созданную на базе реального бронетранспортера, поспешили, заламывая руки, устроить плач по «выброшенным деньгам», потраченным впустую на разработку «Бумеранга». Придется напомнить, что «Крымск» — это не прототип бронетранспортера. Это демонстратор технологий. Он создан в рамках научно-исследовательской работы, которая носит длинное название: «Исследования по выбору электротрансмиссии переменного тока, гибридной энергоустановки, их систем управления и системы «моторколесо» для колесной боевой машины ЛКМ с учетом возможности реализации их результатов при модернизации в условиях серийного производства (шифр «Крымск»)».
Тех, кто не понял, прошу обратить внимание на подчёркнутую часть названия. Проектные работы и исследования «продвинутых» технологий, некоторая часть которых теперь воплощена в «Крымске», — это длительный процесс. Если бы разработчики «Бумеранга» (Курганмашзавод) ждали воплощения самых передовых технологических достижений — мы увидели бы новую машину ещё очень нескоро. Экспериментальная машина, созданная в рамках НИР «Крымск», продемонстрировала жизнеспособность самых передовых технических решений. Теперь они найдут свое воплощение в реальных боевых машинах. Причем, не только в «Бумеранге». Они уже частично внедряются в семействе бронемашин «Тайфун» (
Когда-нибудь эти технологии воплотятся и в гражданских машинах, для которых полное электродвижение не так важно, как для военной техники. Хотя и полезно с точки зрения экономичности и экологии. Важно, что мы можем находиться на передовом технологическом уровне. Причем в той области, в которой всегда превосходили любые «развитые страны» — в военной технике. Такова уж наша особенность и судьба.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.