Люди издревле мечтали летать. Попытки взлететь, преодолев силу земного притяжения, следовали в истории человечества одна за одной. Трудно сказать, какая страна не приложила усилий к отправке своих представителей в увлекательное путешествие ввысь и далее — куда хватит сил и смекалки.
Французы поднялись на воздушном шаре, немец пытался взлететь на мускульной силе своих рук, американцы. недолго думая, сразу поставили на свой планер двигатель внутреннего сгорания.
Однако, как ни странно, первые опыты с запуском людей "куда повыше" прошли с использованием весьма продвинутого способа борьбы с земным притяжением.
Согласно преданию, приблизительно 600 лет назад, во времена правления в Китае династии Мин, провинциальный чиновник по имени Вань Ху решил слетать в космос при помощи двух воздушных змеев и 47 наполненных порохом примитивных ракет. Усевшись в кресло, Вань Ху поджег привязанные к нему ракеты. Раздался взрыв. С тех пор никто больше не видел Вань Ху.
В общем, судьба первого тайконавта оказалась гораздо печальнее судьбы весёлого мишки из современного голливудского мультика. Судя по всему — Вань Ху просто погиб при пуске собственного твердотопливного ракетного двигателя.
Видать, сказалась малая проработанность систем автоматического управления и контроля...
Сами по себе первые опыты воздухоплавания и воздухолетания часто являются легендарными.
Но кто поручится и за нас с вами?
Ведь иногда оригинальные программы покорения космоса, которые были начаты в 1960-е, уже через каких-то 40 лет выглядят очень печально:
Это остатки космической пушки талантливейшего канадского изобретателя Джеральда Булла. Который буквально хотел "достучаться до небес", создавая всё более и более совершенные орудия для посылки снарядов из пушки в космос.
Ну а потом его убили. Говорят, что убили евреи, но тут, как и в случае с Вань Ху, мы уже вряд ли узнаем всю правду. Поэтому — поговорим о космосе и о пушках.
Джеральд Булл родился в городе Норт-Бэй, в канадской провинции Онтарио в 1928 году в семья Джорджа и Гертруды Булл. В семье придерживались твёрдых католических принципов, в силу чего Джордж и Гертруда имели десять детей — и Джеральд был девятым из них.
Буквально через год после рождения Джеральда его отец, до этого бывший успешным адвокатом, входившем в Коллегию королевских адвокатов, потерял всё своё состояние во время биржевого краха на Уолл-Стрит.
Возможно, именно этим фактом мы обязаны тому, что мир потерял будущего адвоката Джеральда, но приобрёл талантливого инженера Булла — мечтой и желанием Джорджа было отправить своих сыновей по стопам успешной адвокатской практики. Однако, изменившееся материальное положение семьи и крах карьеры адвоката сломали отца Джеральда Джорджа — он начал сильно пить и несколько раз впадал в состояние депрессии.
В 1931 году, при родах младшего брата Джеральда — Гордона умирает Гертруда Булл. Джодрж Булл решает "раздать" всех своих детей родственникам, а сам в 1934 году женится второй раз. Пятилетний Джеральд попадает в дом к своей старшей сестре Бернис, которая к тому времени уже обзавелась своей семьёй. Однако там он тоже пробыл недолго и в 1938 году нашёл приют в семье родственников своей матери — Филиппа и Эдит Ла-Брусс. В общем, счастливое католическое детство в крепкой, здоровой семье в условиях развитого капитализма — как оно есть.
Интерес Булла к воздухоплаванию начинается ещё в школе. Он мастерит деревянные модели самолётов и запускает их в школьном дворе. Его приёмный отец, Филипп, предлагает Джеральду поступить в медицинский институт, но Джеральд поступил на факультет аэродинамики в Торонтском университете. Интересно, что по окончанию университета оценки Булла всё ещё отнюдь не блещут — его научный руководитель характеризует Булла, как "весьма посредственного" студента. Однако именно этот крепкий "середнячок" с посредственными оценками сделает самые мощные орудия в истории.
Дальнейшая биография Булла связана с Канадским институтом артиллерии и баллистики (CARDE), который в 1940-1950-х занимался разработкой артиллерийских систем для Королевской армии и флота. Именно в это время, судя по всему, Буллу и приходит в голову идея использования пушек для вывода грузов на околоземную орбиту.
В свое время, в конце Первой мировой войны, немецкие военные инженеры создали огромную пушку под названием «Колоссаль» из которой немецкая армия потом обстреливала Париж. Изюминка того проекта была в том, что 150 килограммовый заряд пороха выбрасывал 120-килограммовый снаряд со скоростью 1600 м/с под углом 52° к горизонту. Такой высокий угол возвышения орудия был выбран не случайно. Быстро прорезая плотные слои воздуха, снаряд поднимался на 40 км и большую часть пути проделывал в практически безвоздушном пространстве.
Благодаря этому дальность выстрела, при неизменных значениях массы снаряда и порохового заряда, увеличивалась с 20-24 км. до 115-120 км. Но это доставалось большой ценой – ствол «Колоссаль» пришлось сделать составным, и внутрь 380-миллиметрового орудия был вставлен второй ствол калибром 210 мм. Длина всего ствола достигала 34 м. Чтобы он не прогибался, пришлось подкрепить его растяжками. И все равно после каждого выстрела он колебался, как тонкое удилище. Этот монстр так и не оправдал надежды своих создателей. «Колоссаль» весил чудовищные 157 т, и после нескольких выстрелов ствол выходил из строя, а ущерб, причиненный его снарядами Парижу, в итоге всей кампании оказался ничтожным.
Нынешняя же полевая артиллерия ограничена практической дальностью стрельбы от 15 до 60 км при начальной скоростью снаряда 1500 м/с.
Всё резко изменилось в конце 1950-х, на волне советских успехов в запуске орбитальных спутников. Надо сказать, что сейчас, на фоне запрета на размещение ядерного оружия на орбите, мы не до конца понимаем, с каким ужасом воспринимались тогда успехи СССР в освоении околоземной орбиты.
Ещё вчера, находясь за щитом двух океанов, США и помыслить не могли об ответном ударе со стороны СССР. В лучшем случае, вариантом ответного удара со стороны СССР постулировалось уничтожение Западной Европы (и, возможно, Японии). Территория же самих США подразумевалась недосягаемой для бомбардировщиков и ракет Советского Союза. И тут — историческое "бип-бип-бип".
Сотни глаз устремились в небо и увидели там страшное — оружие возмездия. Стало ясно, что при желании и при насущной на то потребности СССР сможет достать США после их ядерного удара и через два океана. Просто выведя бомбы на околоземную орбиту. С этим надо было что-то делать.
В 1961 году США начинают Проект высотных исследований (англ. High Altitude Research Project, HARP) — американо-канадский проект вывода искусственных спутников Земли на низкие орбиты с помощью специальных легкогазовых пушек. Сначала проект реализовывался в рамках "программы изучения поведения баллистических объектов в верхних слоях атмосферы". Однако, с самого начала финансирование проекта осуществляли военные. По основной легенде — их интересовала возможность быстрого вывода спутников на низкие орбиты. Однако поставленные параметры "вывода" изделий на баллистическую, по сути, орбиту, не оставляли сомнений в реальной цели программы — пушкой планировалось сбивать чужие спутники. Читай: советские спутники.
Всего в рамках проекта HARP было построено более десятка различных пушек всё более увеличивающихся калибров . Первые пушки имели небольшие калибры и испытывались по всей Северной Америке — от Аризоны до Квебека. Именно их ржавые остовы вы могли увидеть в начале видео в первой части статьи. Кульминацией же всего проекта HARP стала 16-дюймовая (406-мм) пушка, установленная на острове Барбадос в Карибском море. Для улучшения баллистики снаряда в стволе перед выстрелом создавался технический вакуум. Её длина достигала 40 метров, вес снарядов — 180 килограммов, начальная скорость — 3600 метров в секунду (3,6 км/с - около 50% первой космической скорости) . Пушка выбрасывала их на высоту 180 километров, после чего они падали в океан. Вот видео, которое показывает весь прогресс в создании и модернизации этой суперпушки, которая проходила уже под непосредственным руководством Джеральда Булла, которого привлекли к участию в программе HARP в конце 1961 года:
Надо сказать, что все основные идеи, положенные в конкретные шаги по модернизации суперпушки — увеличение длины ствола, уменьшение веса снаряда и наращивания массы взрывчатого вещества — были именно идеями Булла. Кроме того, он же предложил для улучшения работы ствола и более эффективного использования энергии пороховых газов обеспечивать в стволе пушки технический вакуум.
Однако, этого было всё ещё сугубо недостаточно, чтобы вывести спутник на постоянную орбиту. В конце программы HARP Булл разработал снаряд-ракету «Marlet», которая могла бы доставить небольшой спутник на орбиту.
Но программа HARP в 1967 году была закрыта военным ведомством. Стало ясно, что сбивать русские спутники незачем — при желании СССР вполне мог доставить тепло и свет в каждый американский дом и без вывода ядерного оружия на околоземную орбиту, а просто запустив сотни ракет со своей территории и с подводных лодок, против которых суперпушка уже была бы бесполезна.
Но — Булл не сдался. Решая, уже чисто для себя, задачу повышения дальности, Булл, зная о неудачах немецких разработчиков и используя опыт своего 406-миллиметрового детища, созданного в рамках программы HARP, пошел по своему пути. Он решил проблему разгона снаряда посредством расположения в стволе дополнительных последовательно воспламеняемых разгонных зарядов.
Кстати, немецкие инженеры уже во время второй мировой войны пытались реанимировать проект «Колоссаль», который они пытались модернизировать по средствам все тех же последовательно воспламеняемых дополнительных зарядов, расположенных непосредственно в самом стволе. Однако уже тогда проект потерпел крах из-за невозможности синхронизировать сам процесс воспламенения дополнительных зарядов в нужный момент. По расчётам, модернизированный «Колоссаль» мог бы закинуть снаряд аж на 200 км. Таким образом, немцы намеревались обстреливать с континента Англию. Ожидаемо проект суперпушки Третьего Рейха носил название "Фау-3":
Артиллерийское орудие "Фау-3" имело бы полную длину 124 м, калибр 150 мм и вес в 76 тонн. Ствол орудия состоял бы из 32 секций длиной 4,48 м; каждая секция имела две расположенные по ходу ствола и под углом к нему зарядные каморы (всего 60 боковых зарядных камор).
Проект «Фау-3» был частично воплощён до разгрома нацистской Германии. В Мимойеке в пяти милях от побережья Ла-Манша и всего в 95 милях от Лондона была подготовлена позиция для пяти орудий "Фау-3". Был выполнен громадный объём строительных работ; на строительстве и проходке штолен постоянно трудилось не менее 5 000 человек — заключённых концентрационных лагерей и привлечённых к работам местных жителей. В связи с большим объёмом строительства о возведении сооружений стало известно союзной разведке.
Орудия были размещены в каменных штольнях, практически недоступных для обычных снарядов и бомб. Поэтому для их разрушения союзники применили специальные бомбы «Толлбой», действовавшие по принципу «искусственного землетрясения».
Сами орудия так и не успели произвести ни одного выстрела, в силу неоконченности исследовательских и строительных работ. В конце Второй мировой войны одно из орудий "Фау-3" в незаконченном виде было захвачено союзниками и вывезено для изучения в США. Судя по всему, во время работы над проектом HARP Джеральд Булл имел доступ к материалам этой немецкой программы.
Зачем же были придуманы все эти боковые камеры и почему нельзя было просто "взять молоток побольше", то бишь — сделать орудие помощнее и залупить таки снарядом на околоземную орбиту?
Всё дело в том, что начальное давление газов в стволе орудия, стреляющего снарядами на орбиту было бы просто запредельным и, скорее всего, просто разнесло бы ствол пушки на части. С другой стороны — делать ствол пушки длиннее тоже уже особого смысла не было — в результате расширения газов давление в канале ствола уже падало практически до атмосферного и смысла увеличивать время пребывания снаряда в стволе уже не было никакого. Боковые же камеры с дополнительными зарядами взрывчатого вещества позволяли "подогреть" пороховые газы и сделать падение давления в канале ствола гораздо более пологим, нежели при одном, мощном взрыве в самом начале.
Вся загвоздка была в той самой синхронизации воспламенения дополнительных кольцевых зарядов с точностью в миллисекунды именно в тот момент когда снаряд будет в расчетном месте самого ствола, дабы продолжить его разгон до следующего заряда. Заряды срабатывали то слишком рано то слишком поздно, а вот Булл как-раз то и решил эту проблему, применив прецизионные конденсаторы, что открыло возможность решения фантастического проекта — орбитальной пушки!
Кстати, именно с ареста одной из партий таких конденсаторов, которую задержали в 1990 году в лондонском аэропорте Хитроу, и начнётся наша последняя, трагическая часть истории о суперпушке. Эти конденсаторы должны были обеспечить точность последовательных воспламенении дополнительных зарядов с погрешностью в пикосекунды и вначале их даже приняли за взрыватели для атомных зарядов.
Оставшийся после закрытия проекта HARP без работы, Булл ищет любые пути легального, полулегального и нелегального заработка.
Его специальностью становятся особые снаряды и артиллерийские установки. Инженеру Буллу удавалось продавать оружие всем. Даже враждующим между собой режимам: Ирану, Ираку, Южной Африке, Чили, Китаю, Тайваню. Жемчужина его коллекции — разработанная, собранная и испытанная им самим самоходная установка G5, созданная для армии Южной Африки, находившейся тогда в международной изоляции. Вслед за этим, изобретатель создает и иракскую версию своей южноафриканской самоходки — самоходную установку "Аль Фао".
Нам, привычным к грязи и размокшей глине Русской равнины, видеть такую "хрень на колёсиках" достаточно непривычно, но именно такие колёсные, быстроподвижные установки били наши танки во время конфликта между Анголой и ЮАР, молниеносно перемещаясь в условиях сухой южноафриканской саванны.
Именно с разработки "Аль Фао" для Ирака начинается сотрудничество Булла и иракского диктатора Саддама Хуссейна. Как я сказал — всей правды об этом сотрудничестве мы не узнаем уже никогда, но некоторые интересные факты всё же стали достоянием общественности.
Большой опыт работы в сфере артиллерийских систем и подтолкнул Саддама к тому, чтобы нанять Булла для реализации проекта суперпушки "Вавилон". Случилось это в районе 1986 года, на пике могущества Ирака. Булл согласился на предложение Саддама и получил возможность продолжить свои изыскания. Булл вначале сконцентрировал усилия на разработке модели малых размеров. "Беби Вавилон", длиной 40 метров, была установлена на склоне горы Джабал Хамрайян, в центральной части Ирака.
Это была ещё не орбитальная пушка, но что-то очень близкое к ней. И, самое главное, проект "Вавилон" не должен был закончится на первой пушке — в отличии от 406-мм орудия проекта HARP этот монстр мог совершенствоваться и модернизироваться и дальше — в проект многокамерной суперпушки "Большой Вавилон". Пересмотрев все свои предыдущие разработки, Булл решил объединить в ней все свои нереализованные идеи и обеспечить поразительные характеристики пушки-монстра: дальнобойность — 1000 км, снаряд весом 600 кг.
Хусейн Камель, родственник Саддама, бежавший в Иорданию, затем заявит прессе: "Беби Вавилон предназначалась для поражения противника, находящегося на большом удалении, или нейтрализации спутников-шпионов специальными зарядами". Под специальными зарядами, надо понимать, подразумевались аналоги снарядов-ракет «Marlet», разработанных Буллом ещё для HARPа.
"Малышка" уже была больше последнего монстра из проекта HARP
Чтобы не вызвать подозрений, Булл заказывает части для более крупной модели "Вавилона" в различных европейских странах: Италии, Великобритании, Греции, Нидерландах и Швейцарии. Официально речь шла о трубах для нефтепровода и электронной аппаратуре. Первыми обнаружили обман британцы, конфисковавшие злополучные конденсаторы для боковых зарядных камер. Одновременно, другие партии грузов по проекту "Вавилон" были изъяты в Афинах и в Терни, расположенной в Италии. Ситуация начала накаляться.
11 апреля 1990 года, за год до операции «Буря в пустыне», в Английском порту Тиспорт, таможня чуть ли не силой, задержала судно идущее в Ирак под Багамским флагом, в трюмах которого были обнаружены странные трубы, заявленные в декларации как элементы нефтепровода. Однако специалисты из таможенной службы её Величества, обратили внимание на странные размеры и толщину стенок труб. При толщине стенок от 6,35 до 30,5 сантиметров, их диаметр составлял всего один метр! А внутренняя обработка труб была очень точной и была характерна скорее для прецизионной обработке артиллерийских стволов крупного калибра. Груз был задержан, а британская фирма отправитель начала давать объяснения, отрицая поставку в Ирак военного оборудования, хотя, и соглашалась с тем фактом, что уже успела отправить 44 фрагмента того же трубопровода.
В ходе разбирательств по загадочному трубопроводу всплыло имя Джеральда Булла, и вот тут то западная разведка, имеющая представление о разработках ученого, забила тревогу. «Засветившись» в Южной Африке со своими супер-самоходками Булл, естественно, теперь уже всегда вызывал своей деятельностью повышенное внимание западной разведки. И когда имя Булла вдруг появилось в деле о поставках необычного нефтяного оборудования, Ирак тут же заподозрили в создании какого-то необычного оружия. Тем временем, как оказалось разработки были на стадии завершения – прототип супер-пушки, "Беби Вавилон", собранный из уже отправленных деталей "нефтепровода", был уже собран и успешно прошел испытания.
Булл уже приступил к монтажу «Большого Вавилона» — благо секций "трубопровода" в его распоряжении уже было достаточно много. Хуссейн, в принципе, мог вскорости получить в свои руки аналог "Фау-3" для стрельбы по Израилю. Однако случилось непредвиденное — несмотря на то, что Булла охраняли денно и нощно иракские телохранители, он был убит пятью выстрелами в спину у входа в свою брюссельскую квартиру, предположительно сотрудниками израильской разведки Моссад. Естественно убийц так и не нашли. Израиль во время "Бури в пустыне" пришлось по-старинке обстреливать старыми "Скадами", "Вавилон" так и не был собран, а человечество так и не узнало, возможно ли полететь на орбиту из артиллерийского орудия.
Однако, некоторые выводы и прикидки всё же сделать можно.
В 160-метовом стволе «Большого Вавилона» предполагалось разместить 15 промежуточных зарядов. Девять тонн специального основного метательного заряда суперпушки и вспомогательные 15 зарядов в боковых камерах могли вести огонь 600 килограммовым снарядом на дальность до 1000 километров, или запускать 2000 килограммовый реактивный снаряд по баллистической траектории на высоту около 50 километров, далеко за пределы плотных слоёв атмосферы. Такой снаряд, будучи ракетой, уже мог бы сам, из точки апогея, запускать 200-килограммовый спутник на низкую опорную орбиту по цене, которую эксперты оценивают, как $600 за килограмм.
Для сравнения, сейчас, современные ракеты могут обеспечить нам лишь $6000-10000 за килограмм груза на низкой опорной орбите. Именно на такие параметры, возможно, и выйдет столь разрекламированный сейчас "частный" извозчик "Фалкон".
Вот такие у нас пирожки с мирным иракским трубопроводом, канадским пророком-католиком и евреями. История любит повторения...
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.