Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Разделил материки, соединил океаны

Источник: "From-UA"
  • 1 / 2
  • 2 / 2

95 лет назад Панамский перешеек был торжественно перерезан каналом, ставшим не только одним из самых выдающихся...

...гидротехнических сооружений человечества, но и зоной стратегических интересов США, ради которых они были готовы на всё…

 

Хотя Северная и Южная Америки определены географами как два отдельных материка, в течение миллионов лет они были соединены между собой полоской суши – так же, как Евразия и Африка, а когда-то Евразия и Северная Америка. И эти перемычки позволяли людям переходить с одного континента на другой, они же затем начали создавать большие проблемы для судоходства. Особенно для пассажирского и грузового.

 

Это беззаботному географу вроде Жака Паганеля было весело и увлекательно путешествовать вокруг земного шара – для людей, направляющихся на другой конец мира по делам, это были только мучения и убытки.

 

В середине XIX века, чтобы добраться из Лондона в Индию, требовалось обогнуть всю Африку, а путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско лежал через Магелланов пролив. На это уходили недели, а то и месяцы. Сократить сроки пытались с помощью быстроходных парусников – торговых (или «чайных») клиперов, а затем огромных «винджаммеров». При хорошем ветре они развивали до 17-18 узлов при том, что тогдашние пароходы в лучшем случае выжимали не более 15. Но если ветер был бесплатным, то уголь обходился весьма недешево.

 

За решение этой проблемы взялась Франция, старательно конкурирующая с Великобританией. Вопрос с новым морским путем в Индию решился относительно просто: помогло французское покровительство Турции в её конфликтах с Россией и хороший «откат» (акциями) египетскому правителю Исмаил Паше. Используя дешевый труд арабской бедноты и новинки тогдашней техники (паровые экскаваторы), французский инженер Фердинанд де Лессепс вырыл Суэцкий канал, который 17 ноября 1869 года был открыт для судоходства.

 

Окрыленный успехом и мировой славой, Лессепс через 10 лет взялся соединить Атлантику с Тихим океаном. Вопрос был в том, где именно? Если смотреть на карту в уютном кабинете, то самым подходящим местом бы узкий Панамский перешеек, соединяющий два материка. Именно там еще в XVII веке мечтали прорыть канал испанцы, однако одними лопатами и кирками это было неосуществимо.

 

Второй потенциальный путь лежал через территорию нынешней республики Никарагуа. Хотя на карте он в несколько раз длиннее, большая его часть проходила бы по реке Сан-Хуан и озеру Никарагуа, где не было высоких гор, а объем земляных работ был бы меньшим. Именно этот проект рассматривался французами еще в 1832 году. Однако тут их опередили американцы, остро нуждавшиеся в водном коридоре между океанами.

 

Если вы помните, то герои фильма «Банды Нью-Йорка», мечтавшие переехать в солнечную Калифорнию, планировали свое путешествие водным путем: в обход всей Южной Америки, длиной почти 23 000 километров. И это был самый простой путь, поскольку железную дорогу на западное побережье США тогда еще не построили. Путешествие же в запряженной лошадьми кибитке было не просто более долгим, но и крайне опасным: путникам грозили снимающие скальпы индейцы, жестокие бандиты (типа грязного Гарри и Дикого Билла), а также беспощадная природа, терзающая то испепеляющим зноем, то грозными ураганами. Но главное – американцам был нужен свой собственный кратчайший морской путь из промышленного Восточного побережья к азиатским рынкам.

 

Если французы цивилизованно покупали разрешение у местных властей, то янки его просто не спрашивали и действовали своим стандартным способом – создавали марионеточные правительства, готовые в чем угодно услужить своим вашингтонским покровителям.

 

Спровоцировав в молодой республике политический кризис, вылившийся в гражданскую войну, американцы высадили свой десант, командир которого (Уильям Уокер) провозгласил себя президентом Никарагуа – и тут же получил признание Вашингтона. Однако Уокер отличался не только нахальством, но и жадностью – и тут же поссорился с магнатом Вандербильтом, требуя себе контрольный пакет акций будущего канала.

 

Миллионер хмыкнул, затем выделил деньги и оружие никарагуанской оппозиции, которая при помощи армий соседних государств свергла Уокера. В благодарность новая демократическая власть тут же дала добро на постройку канала.

 

Однако работы затянулись более чем на 40 лет и так и не были завершены. Причиной стала нехватка средств, которые оказались слишком большими даже для Вандербильта. А махинации с акциями лишь отпугнули инвесторов, которые предпочли вкладывать деньги в проект Лессепса, который договорился с правительством Колумбии о строительстве канала на Панамском перешейке.

 

Собрав почти 300 миллионов долларов, Лессепс решил строить канал без шлюзов, что ускорило бы прохождение судов. Однако прорубиться через холмы и скалы оказалось очень непросто. А рабочих, которые в основном приезжали из Франции, вдруг начала повально косить малярия. Смертность была настолько высока, что люди приезжали на работу с собственными гробами, дабы не быть похороненными в куске старого брезента. Но выхода не было - на эту зловещую стройку их гнала безработица, и мужчины всерьез собирались погибнуть там ради своих голодающих семей, которым бы выплатили жалование умерших работников.

 

На постройке Панамского канала Лессепс угробил около 20 000 человек. Его Суэцкий канал унес, по разным оценкам, от 80 до 120 тысяч жизней. Но так как это были жизни никому неинтересных арабов, то их толком и не подсчитывали. На этом фоне заклейменный отечественными демократами Беломорканал, где от простуд и несчастных случаев умерли около 11 000 заключенных, выглядит пионерским лагерем (хоть и строгого режима).

 

В конце концов, деньги у Лессапса закончились – и 800 тысяч инвесторов, так и не получивших свои дивиденды, возопили о грандиозной авантюре. Скандал был настолько громким, что слово «Панама» в Европе еще долго имело такое же значение, как и наше «МММ».

 

И вот на перешейке появились американцы, решившие завершить начатое Лессепсом дело. Проект возглавило само военное министерство (тогда еще не получившее имя Пентагона), которое располагало огромными средствами и имело еще большее нахальство. Не желая выкупать недостроенный канал у французов, Вашингтон спровоцировал в Панаме «освободительное восстание» с целью отделения региона от Колумбии и уже на третий день (6 ноября 1903 года) признал новоявленную республику. Затем высадил там свой десант, дабы никто не ставил независимость Панамы под сомнение.

 

Назначенное из Вашингтона демократическое правительство тут же потребовало от французов убраться вон, после чего дружелюбно передало перешеек в бессрочное распоряжение США за скромную арендную плату. В 1904 году американцы уже приступили к работам.

 

Для начала они грамотно решили самую серьезную проблему – малярию. А точнее, разносящих болезнь комаров. Болота осушили, леса и кустарники вырубили, растревоженных комаров выкурили, использовав для этого 300 тонн серы, а затем территорию опрыскали керосином (истратив 190 000 литров), дабы уничтожить личинки.

 

Возглавивший строительство военный инженер Джон Стивенс пересмотрел первоначальный проект Лессепса. Рыть канал на уровне моря было бы слишком проблематично, поэтому он решил значительно сократить объем работ с помощью создания двух искусственных озер - Гатунское и Мифлоресс, наполняемых водою из рек.

 

Входящее со стороны Атлантики судно сначала проходит 11-километровый канал шириною 152 метра, затем подходит к Гатунскому шлюзу, состоящему из трех ступеней (по 8,6 метра каждая). Двухстворчатые ворота шлюза, каждая половина которых весит более 700 тонн, имеют самую простую конструкцию: они висят на огромных петлях и открываются вовнутрь для того, чтобы в закрытом состоянии их прочно запирало давление воды в наполненном шлюзе.

 

При подъеме шлюз наполняется водою из озера, при спуске её сливают в канал, откуда она уходит в океан. Так как при этом вода из озер расходуется, в качестве резервного её источника, на случай засушливого периода, было создано также водохранилище Алахуэла. А вот для сезона дождей, дабы не случилось переполнение озер, построены специальные предохранительные водосливы.

 

Так как средним и крупным судам пользоваться в шлюзе собственным двигателем нежелательно, для их перемещения используются «мулы» - так прозвали паровозы, а затем электровозы, ездящие вдоль шлюзов по рельсам и тянущие на канатах корабли.

 

Затем судно плывет по Гатунскому озеру, входит в канал «Кулебро» (по-испански значит «Змея»), в конце которого еще один шлюз опускает на 9 метров – и открывает путь в небольшое озеро Мифлоресс. Дальше путешественников ожидает еще один двухступенчатый шлюз, который опустит их на уровень океана и выпустит в него через последний, третий канал.

 

15 августа 1914 года этим маршрутом проследовал корабль «Кристобаль», ставший первым судном, переплывшим из океана в океан через Панамский канал. Правда, ввиду того, что в мире уже бушевала Первая мировая война, а в Атлантику вышли немецкие крейсера (а затем и океанские субмарины), канал закрыли для общего пользования на несколько лет. И лишь в 1920 году состоялась его официальная презентация.

 

Панамский канал не только значительно сократил морской путь, но и стал хорошим источником доходов. Ведь плата за проход по нему немалая: сегодня она оставляет от 500 долларов за небольшое судно (до 50 футов длиной) до 2500 долларов за суда, длиннее 30 метров. Грузовые же корабли платят около 3 долларов за каждую тонну своего водоизмещения.

 

Поэтому с самого начала канал и территория вокруг него были выделены в особую «Зону Панамского канала», объявленную зоной стратегических интересов США. Её охраняли американские военнослужащие, на неё не распространялась власть панамского правительства, из неё была веселена вся местная голытьба.

 

США 11 раз подавляли выступления панамцев, однако в 1977 году были вынуждены уступить лидеру очередной революции Омару Торрихосу: они передали Панаме 65% акций канала и согласились передать остальные в 1999 году, после чего убраться вон из страны.

 

Однако американцы не оставляли попыток вновь вернуть утраченные позиции. 20 декабря 1989 года армия США начала операцию «Правое дело», целью которой было свержение панамского президента Норьеги и возведение на престол своего ставленника Гилермо Эльдаро, принявшего президентскую присягу на американской военной базе.

 

В ходе этого вторжения погибло около 6 тысяч панамцев, а американцы добились намеченной цели: сохранение своих военных баз в зоне Панамского канала и недопущение туда русских. Однако отсрочить передачу канала в полную панамскую собственность уже не удалось, и в 1999 году Вашингтон был вынужден выполнить этот пункт договора.

 

Впрочем, в СССР сидели тоже не дураки. Когда в 1984 году в Никарагуа на выборах победил лидер левой оппозиции Даниэль Ортега, в Москве вспомнили о проекте Никарагуанского канала, который, так и недостроенный, был заброшен американцами после постройки Панамского. Почему бы не завершить этот долгострой, заимев собственный трансокеанский канал и тем самым скрутить американцам хорошую фигу? – подумали в Кремле.

 

Советские инженеры прибыли в Никарагуа и уже начали составлять строительные планы, как вдруг в тамошних лесах появилась вооруженная «демократическая оппозиция», поддерживаемая Вашингтоном и носившая прозвище «сомосовцев». Ввиду начавшейся гражданской войны работы пришлось отложить, ну а затем СССР распался.

 

Впрочем, в 2006 году Даниэль Ортега вновь выиграл выборы. И сразу же сблизился со своими «антиамериканскими» коллегами Уго Чавесом и Эво Моралесом. Как раз Чавес, желающий продавать нефть не США, а Китаю, и намекнул ему, что неплохо бы снова заняться строительством нового канала, причем сделать его более просторным, чем Панамский, дабы по нему могли проходить супертанкеры.

 

«Прожект» или реальность? В 2008 году, сразу после того, как Никарагуа признало независимость Южной Осетии и Абхазии, Ортега был приглашен в Москву, где ему предложили целый пакет различных экономических проектов, в том числе и участие России в постройке Никарагуанского канала.

 

Правда, для этого потребуется найти 18 миллиардов долларов, что не так и просто в нынешнем кризисном мире. Однако Россия в состоянии оплатить хотя бы часть этих расходов, а кроме того, в проект согласны вложиться Венесуэла и Китай. Так что, возможно, скоро в Никарагуанских джунглях вновь появятся инженеры и строители.

 

 

Сергей Кутовой


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.