Думаю, что одной из таких мер может быть восстановление нашей ПРО «Дарьял», звеном которой и была РЛС в Енисейске-15... Впрочем, в сюжетной линии «Звездных войн» возможны самые разные сиквелы и приквелы.
Известно, что американские легенды о необходимости ПРО в Европе всячески живописуют иранскую опасность (подразумеваются также угрозы от других стран этого региона, имеющих или способных заиметь ядерное оружие). Если Иран овладеет военным атомом, урановые заряды моментально будут установлены на персидских ракетах, а это создаст для старушки Европы невыносимый риск. Европейцам тоже требуется ПРО – хочется ведь без опаски практиковать санкции, эмбарго и прочие «выговоры с занесением»... Однако за геополитическим дискурсом как-то теряются технологические смыслы: из самого названия ПРО следует – система «заточена» против ракет, но разве только ракеты могут быть носителями ядерных бомб? Отнюдь нет. Для этого годятся самые разные способы доставки.
Существует предание, мол, первые МБР – межконтинентальные баллистические ракеты с атомным оружием – были пилотируемыми: кроме ядерной боеголовки, имели они кабинку для военного-космонавта, который направлял и сопровождал «посылочку смерти» в назначенную точку. При всей фантастичности сюжета есть в нем определенная логика, ведь в конце 50-х годов о системе точного наведения можно было только мечтать, а гибель камикадзе на терминаторной грани войны и мира для него лично была бы ничуть не страшнее радиоактивного поля брани.
Прим. В. Зыкова. Подобная система разрабатывалась гитлеровцами в 40-х годах. В конце 50-х точность была уже достаточной для "работы по площадям". Этого хватало. Высокоточное оружие появилось значительно позднее, с развитием микроэлектроники, систем глобального позиционирования и т.д.
Межконтинентальная баллистическая ракета – не снаряд из пушки, траекторию которого задают начальные условия старта, скорость и ориентация орудия. Пока МБР разгоняется, пока работает двигатель и сжигается горючее, действует множество не просчитываемых факторов, способных увести атомный снаряд далеко от цели. Баллистическое оружие вначале было аналогично древним катапультам-баллистам, с помощью коих забрасывались в крепость противника «поражающие факторы». Точно так же и немецкие «Фау» летели в Лондон через Ла-Манш, автоматически ориентируясь по вихляющему гирокомпасу, практически «без руля и без ветрил». Именно поэтому в период холодной войны США и СССР создавали огромное количество боевых ракет, чтобы площадь поражения наверняка накрывала нужные цели.
В.З. Гирокомпас - не такая уж плохая штука, "вихлять" он не может в принципе, хотя, конечно, погрешность накапливалась.
Любопытно, что отсутствие эффективных систем наведения даже стало сюжетом популярной в 60-е годы кинокомедии «Бей первым, Фредди!», где шпионы боролись за овладение военным секретом – почтовыми голубями, которые помещались внутри ракет и «управляли» полетом. Понятно, что человек в этой роли был бы эффективнее.
Так или иначе, но развитие систем наземно-надводно-спутникового наведения и флот атомных субмарин, оснащенных ракетным оружием, избавили лидеров военной гонки от необходимости держать наготове подразделения космических камикадзе (если таковые вообще были, ведь, повторяю, речь идет о легенде, хотя и правдоподобной). Отмечу, что именно работоспособность систем наведения подтолкнула к ядерному разоружению, а отнюдь не добрая воля Горбачева и Рейгана, ведь отпала необходимость в огромных арсеналах, где количество ракет компенсировало низкую точность попадания.
Все эти аспекты проблемы надо учитывать, чтобы правильнее оценить характер вызовов, которые могут быть предъявлены человечеству в Третьем тысячелетии. А суть проблемы в том, что только индустриально развитые и технологически продвинутые страны могут сконструировать и развернуть систему наведения, благодаря которой заданная траектория полета ракеты каждый миг отслеживается и корректируется. Достаточно сказать, например, что на территории СССР все маршруты полета баллистических ракет исследованы геофизиками на предмет изменения напряженности гравитационного поля по курсу, чтобы система инерциальной навигации учитывала нужные поправки.
Таким образом, для той страны, которая уже имеет ядерное оружие, но не владеет тонкостями систем наведения, выход единственный – нужен пилотируемый летательный аппарат, где, вероятнее всего, за штурвалом сидит летчик-смертник. Очевидно также, что такой стране достаточно иметь считанное количество пилотируемых ядерных «штурмовиков», зато все лидирующие государства будут вынуждены с этим считаться. Отсюда вывод: никакая американская ПРО не защитит европейцев от атомной угрозы с Юга, где фанатиков разного толка везде хватает.
Единственным гарантом ненападения был и остается неотвратимый ответный удар. Именно поэтому существует, как отметил Путин, «неразрывная взаимосвязь между ПРО и стратегическими наступательными вооружениями». Поэтому назначение нашей национальной ПРО – раннее обнаружение враждебного старта, чтобы как можно раньше привести в действие всю мощь войск стратегического назначения.
К сожалению, сейчас в системе российской ПРО зияют бреши. Строительство РЛС в Красноярском крае (Енисейск-15) началось в 1983 году, а к 1987-му затрачено было более 300 миллионов рублей (тех старых, которые равнялись доллару). РЛС создавала непрерывное радиолокационное поле по внешней границе с северо-востока – наиболее опасное направление. Ведь известно, именно через Северный полюс, через Северный Ледовитый океан полетят направленные на нас американские МБР.
РЛС своим фантастическим видом напоминала наклонную стену неоконченной пирамиды, была оснащена рядами неподвижных ячеек-излучателей, которые создавали электромагнитные волны таким образом, что при сложении их получался луч нужной направленности. Но мало того, по некоторым данным, мощность луча могла быть такова, что обнаруженная ракета подвергалась воздействию энергий, способных вывести из строя электронику её навигационной системы. И когда недавно мы услышали заявления о том, что ракетоноситель станции «Фобос-грунт» был выведен из строя лучом американской РЛС, в данных словах не было никакой фантастики. Единственное, что надо отметить, – американские РЛС научились таким фокусам только сейчас, а «красноярский радар» умел делать это четверть века назад.
Разумеется, такие умения оказались не по нраву заокеанским стратегам. Американцы сделали «предъяву», дескать, Енисейск-15 расположен в глубине территории СССР, что противоречит советско-американскому Договору по ПРО от 1972 года. Горбачев встал навытяжку, Шеварднадзе подмахнул – и в 1989 году началась ликвидация нашей РЛС. Самое веселое случилось позднее: Буш-младший в 2002 году спокойно расторг тот самый Договор по ПРО 1972, выставив нас на посмешище. Но уж совсем станет смешно, когда американские РЛС, расположенные у российских границ, смогут выводить из строя электронику наших стратегических ракет на начальном этапе их полета. Правда, у нас останется еще подводный флот ракетоносцев, но и от этих ударных сил противник может обезопаситься.
Существует еще один технологический принцип, используемый в противоракетной обороне. Речь идет об искусственной ионизации верхних слоев атмосферы, которая помехами должна воспрепятствовать нормальной работе наземно-спутниковой системы наведения.
В российских СМИ довольно часто можно встретить упоминания о построенной на Аляске установке HAARP, в свое время на эту тему даже было принято паническое обращение депутатов Государственной думы. Законодатели выразили обеспокоенность тем, что американцы могут с помощью системы HAARP нагревать атмосферу, и любая баллистическая ракета сгорит на подлете, причем такое нагревание приведет к необратимым последствиям для всей планеты.
Конечно, можно себе представить всякие ужасные явления – известно, к чему ведут даже самые незначительные колебания температуры воздушной среды: тайфуны, заморозки, наводнения. Однако у таких страхов нет никаких оснований просто потому, что поджарить атмосферу подобным образом невозможно. Любой школьник, знающий физику, сможет рассчитать, сколько энергии понадобится для нагревания воздуха до поджигательного состояния, а посчитав, убедится – подобная затея неосуществима. Как атмосферу ни нагревай, ракета в ней не сгорит, а спокойно долетит до атакуемой территории, ведь это все равно что прятаться от стрелы арбалета за пламенем костра или сбивать пулю газовой горелкой.
Читатель вправе задать вопрос: но для чего тогда строилась эта недешевая система американцами? Объясняю: для того, чтобы с помощью ионизации атмосферы вносить помехи в работу системы наведения наших баллистических ракет.
Здесь следует сделать кое-какие пояснения.
В некотором царстве и в некотором государстве физики обнаружили интересный эффект: оказалось, что там, где пересекаются два радарных луча с определенными характеристиками, возникает ионизация – свечение воздуха. В небе появляется рукотворная «звездочка», точнее высокоатмосферная «лампа дневного света». Если скоординированно двигать радарные лучи, этот «зайчик» начинает бегать по небу, производя на наблюдателей ошеломляющее впечатление. Подобные высокоатмосферные НЛО породили множество легенд о необычной способности «летающих тарелок» носиться чуть ли не быстрее скорости света, зигзагообразно меняя курс. Если вы вспомните, как в детстве гоняли «солнечный зайчик» по стене далекого здания, то легко поймете тайну таких неопознанных летающих объектов. Но нам важны не игры небесных огоньков, а чисто геофизическое явление – искусственная ионизация атмосферы, рукотворные северные сияния. Еще десять лет назад популярная газета «Совершенно секретно» (№ 8, 2002) опубликовала статью «РВЧ – новейшее сверхоружие», где доказывалось, что злокозненные американцы используют разработки сербского гения Николы Теслы (того самого, который в свое время одарил человечество схемой использования переменного тока). Да, именно Никола Тесла открыл дистанционную ионизацию, и это специалистам хорошо известно. В Красноярске, например, в одной из лабораторий Сибирской аэрокосмической академии разработано устройство для использования этого эффекта в коммерческих целях: неоновые лампы рекламных установок светятся без подводки проводов и «пускателей» – им не страшны ни дождь, ни снег. Но к противоракетной обороне все это имеет косвенное отношение.
Геофизическое оружие – настоящая боевая ионизация – это гораздо более продвинутая физика. Обычно эти научно-исследовательские и конструкторские разработки связывают с именем советского военного инженера Рамилия Федоровича Авраменко, а целью работ выставляют боевые «плазмоиды», что мифологизирует весь смысл такого рода исследований. Не случайно борец со лженаукой академик Эдуард Кругляков критиковал Рамилия Авраменко, считал его выдумщиком и авантюристом. В этом есть доля правды, поскольку выдумками и авантюрами зачастую прикрывается истинный смысл военных разработок. К сожалению, уважаемый Эдуард Павлович Кругляков не учёл данного обстоятельства. Иными словами, «боевые плазмоиды» – это легенда-прикрытие, а реальная цель – выведение из строя электроники МБР, препятствие точному наведению и спутниковой ориентации.
Конечно, об экологических и социальных последствиях «модификации ионосферной плазмы» можно гадать, и опасаться негативного влияния этого процесса на погоду, всемирную радиосвязь и мировую энергосистему, наверное, следует. Но, согласитесь, если уж дойдет дело до планетарного ядерного конфликта, такого рода мелочи отойдут на второй план. Однако, раз мы шагнули в Третье тысячелетие, где нас подстерег настоящий «футурошок», давайте подумаем, как повлияют все эти ужасные достижения науки и техники на характер соперничества ядерных государств. Что будет, если инженерам удастся создать ПРО, которая реально выводит из строя электронику МБР и блокирует спутниковую ориентацию – уничтожает тем самым саму возможность точного наведения ракетного оружия?
Сейчас многие страны имеют и баллистические ракеты, и атомные боезаряды. До сих пор стратегические вооружения однозначно связывались с функционированием систем наведения. Теперь этот вариант исключается, и тогда остаются лишь два пути: либо создание космического флота пилотируемых ядерных «штурмовиков», либо возврат к массовому производству атомных боезарядов с разными вариантами средств их доставки – раз уж точность стрельбы МБР утрачена, остается уповать на их количество.
А значит, нам снова понадобятся оружейный уран и плутоний. Огромное количество ядерной взрывчатки было переработано в топливо для АЭС и продано в США (известная сделка Гор – Черномырдин). Но, думаю, пора вновь запускать на полную мощь наши реакторы, в том числе и реактор по производству оружейного плутония в Красноярске-26. Он был когда-то остановлен (опять-таки в качестве уступки американцам), но сложившаяся сейчас ситуация подсказывает: он может еще послужить Родине.
В гранитном теле нашей секретной горы по-прежнему таятся мощные силы.
Специально для газеты ВЗГЛЯД