Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Легенда о Мата Хари

Источник: bulochnikov
Фото people.tribe.net

Вообще-то она была никакая не Мата и не Хари, а урожденная Маргарет Цилле. Голландка. И промышляла на жизнь тем, что позже стало называться стриптизом. (Пардон: экзотическими танцами).

Она объясняла, что научилась этим танцам в языческом храме то ли в Индии, то ли в Индонезии, куда была продана в рабство похитившими её пиратами. А вообще-то она – индонезийская (или индийская) принцесса.

Её поклонники, конечно, предполагали, что в её сценической легенде содержится здоровая доза вранья, обычного в таких случаях. Но всё же не предполагали, до какой степени.

Урождённая Циле родилась в голландской добропорядочной буржуазной семье шляпника, у его жены фру Цилле. Семья была настолько добропорядочной, что никого не удивило, что в краю дородных и дебелых рубенсовских женщин, каковой была и фру Циле, родилась смуглая гибкая девочка. Никого – даже мужа фру Цилле.

Повзрослев, смуглая красавица очень для неё выгодно вышла замуж за капитана Мак-Лауда. И своим темпераментом за четыре года превратила лощёного штабного офицера в желчного склочника, прикладывающегося к бутылке. Которого за это сослали вместе с молодой женой в голландскую колонию в Индонезии дослуживать.

После чего смуглянка сочла, что она достойна большего, чем этот лузер, и сбежала от своего капитана в Париж – столицу любви.

Однако, она, при всей её ветрености, до конца своих дней сохранила верность своей первой любви к армейским офицерам и к военной форме. А вот национальностью офицеров она не заморачивалась. В своих пристрастиях она была подлинной интернационалисткой. Любила и англичан, и немцев, и испанцев и французов одинаково. Лишь бы в форме. Что в последствии сослужило ей дурную службу.

С началом войны, а тем более, с её течением, народ всё более беднел. Ему было не до стриптиз-шоу. (Пардон, экзотических танцев). И сценических гонораров «индийской принцессы» стало не хватать на привычный образ жизни. К тому же, Маргарет Циле была заядлой картёжницей и завсегдатаем казино.

И «Мата Хари» решила пополнить бюджет традиционным для танцовщиц способом. Она объясняла это так: «Если мужчины такие идиоты, что готовы «за это» платить, то почему бы «это» не использовать бедной женщине себе на пользу?»

При этом она продолжала хранить удивительную верность людям в форме. Впрочем, ничего удивительного: в те времена все здоровые мужчины надели военную форму. Даже в глубоком тылу. Да и у кого ещё водились хоть какие-то деньжата в те трудные времена, как не у офицеров с их пайком и жалованием?

Тем более, что они, разлученные войной со своими любимыми, готовы были охотно делиться деньгами с известной танцовщицей за её любовь и ласку. Они были щедры. Особенно перед отправкой на фронт.

В это время «Мата Хари» перебралась в невоюющую Испанию.

Там было денег у людей побольше, и офицеров тоже побольше. Потому что Испания одинаково гостеприимно принимала на отдых и поправку офицеров всех стран, воюющих между собой. И танцовщица могла окучить гораздо больше своих поклонников. Что для стареющей красавицы уже стало актуально: в её возрасте по-настоящему щедрых любовников становится всё меньше. Приходилось возмещать качество количеством.

Но тут в её судьбу вмешалась война.

Германские подлодки потопили англо-французский конвой в Средиземном море.

В генштабах двух стран стали искать предателя в своих рядах. Ибо, как предполагали штабисты, маршрут конвоя был настолько секретный, что без предателя не обошлось.

Тут уж забеспокоились в немецком генштабе. А вдруг и вправду выйдут на их агента?

И тут один германский генштабист вспомнил, как он со свистом отдыхал в Испании с известной тамошней танцовщицей, и решил отблагодарить её, всемирно прославив своими методами.

Немцы решили подослать к французам разведчика-перебежчика, чтобы он указал на стареющую танцовщицу как на своего агента.

Французская контрразведка, у которой поиск предателя всё не давал результатов, с радостью ухватилось за эту версию. Тем более, что высшее политическое руководство страны, которому надо было объяснять гибель тысяч своих моряков, жаждало крови. Или предателя, или руководителей контрразведки. Вот контрразведчики и не стали слишком дотошно проверять версию «перебежчика».

Всё равно другой у них не было.

Французская контрразведка провела блестящую операцию по выманиванию танцовщицы в Париж, где её арестовали и после непродолжительного суда расстреляли от греха подальше.

Чтобы все концы в воду. А то, не дай бог, ещё что-нибудь всплывёт. Расхлёбывай тогда.

Впоследствии на «Мата Хари» списали и все остальные поражения французов в войне. Дескать, если бы не она - ещё в 1914 году дошли бы до Берлина. (А на кого ещё было списывать? На генералов и политиков?)

Чем всемирно прославили Маргарет Цилле под именем «Мата Хари», как супершпионку всех времён и народов.

Несчастная Маргарет Цилле всей своей душой всю свою беспутную жизнь жаждала мировой славы.

Вот и получила её в конце концов. С помощью немецкой разведки, французской контрразведки и многочисленных беллетристов.

Посмертно.

И имя её стало нарицательным.

Справка от Википедии

Ма́та Ха́ри (Mata Hari, настоящее имя — Маргарета Гертруда Зелле (нидерл. Margaretha Geertruida Zelle) — исполнительница экзотических танцев и куртизанка голландского происхождения, которая прославилась шпионской деятельностью во время Первой мировой войны.

Молодость

Маргарета родилась в Леувардене, в Нидерландах и была единственной дочерью и вторым ребёнком из четырёх детей Адама Зелле (нидерл. Adam Zelle) (2 октября 1840 — 13 марта 1910) и Антье ван дер Мёлен (нидерл. Antje van der Meulen) (21 апреля 1842 — 9 мая 1891). Адам был владельцем шляпного магазина. Кроме того, он сделал успешные инвестиции в нефтедобывающую промышленность и стал достаточно богатым, чтобы не скупиться на детей. Таким образом, до тринадцати лет Маргарета посещала только школы для высшего сословия. Однако в 1889 Адам обанкротился и вскоре развелся с женой. Мать Маргареты умерла в 1891. Семья была разрушена. Отец отправил Маргарету к её крёстному в город Снек. Затем она продолжила своё обучение в Лейдене, получая профессию воспитательницы детского сада, но когда директор училища начал открыто флиртовать с нею, её оскорблённый крёстный отец забрал Маргарету из этого учебного заведения. После нескольких месяцев она сбежала к своему дяде в Гаагу.

Индонезия

В 18 лет от роду в Амстердаме 11 июля 1895 года Маргарета вышла замуж по объявлению за 38-летнего капитана Рудольфа Мак-Леода (1 марта 1856 — 9 января 1928), голландца шотландского происхождения. Они переехали на Яву (голландская Ост-Индия, ныне Индонезия), и у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 — 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 — 10 августа 1919). Брак был полным разочарованием для обоих. Рудольф был алкоголиком. Кроме того, он вымещал все свои расстройства и неудовлетворённость жизнью на жене, которая была в два раза младше его и которую он обвинял в том, что его не продвигают по службе. Он также открыто содержал любовницу. Разочарованная Маргарета оставила его временно, переехав к ван Редесу (Van Rheedes) — другому голландскому офицеру. В течение многих месяцев она интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности через свою работу в местной танцевальной группе. В 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним - Мата Хари, который по-малайски означает "солнце" (дословно - "глаз дня") в одном из писем к родственникам в Голландии. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось. Она по-прежнему пыталась забыться, изучая местную культуру.

Их сын Норман умер в 1899, вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей, хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Некоторые источники утверждают, что один из врагов Рудольфа, возможно, отравил ужин, чтобы убить обоих детей. После переезда назад в Голландию пара развелась в 1903. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери (которая умерла в возрасте 21 года, скорее всего, также от осложнений сифилиса).

Танцовщица

Оказавшись в бедности, Маргарета Зелле отправилась зарабатывать средства на жизнь в Париже. Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод». С 1905 начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари. Это имя значит на индонезийском и малайском языках «солнце» (буквально «око дня»). Некоторые её танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя: в конце номера (исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз) танцовщица оставалась почти полностью обнажённой, по легенде, так было «угодно Шиве». Сама Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и проч. В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку, к балету (ср. карьеру Айседоры Дункан) и эротике, Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Страстью её была также карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Двойной агент

Во время Первой мировой войны Нидерланды оставались нейтральными, и, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле могла ездить из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию (где была активна немецкая резидентура) и Великобританию; её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки.

По-видимому, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до войны; точные причины и обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны. В 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию; узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги им, случайно назвав, между прочим, имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика. Французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж. Возможно, что радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

13 февраля 1917 Мата Хари, тотчас же по возвращении в Париж, была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. Материалы суда до сих пор засекречены, однако некоторые сведения проникли в печать. Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и расстреляна на военном полигоне в Венсенне 15 октября 1917. После казни какой-то офицер подошёл к трупу убитой и для верности сделал ей ещё один выстрел из револьвера в затылок.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!» Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа». Тело её было передано в анатомический театр.

Исчезновение и слухи

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Но в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Новость о том, что известная танцовщица была казнена как шпионка, немедленно вызвала немало слухов. Один из них — это то, что она послала воздушный поцелуй своим палачам, хотя более вероятно, что она послала воздушный поцелуй своему адвокату, который был свидетелем на казни и её любовником. И её предсмертные слова были: «Merci, monsieur». Другой слух утверждает, что, в попытке отвлечь палачей, она сбросила с себя пальто и представила взору солдат своё обнажённое тело. «Проститутка — да, но предательница — никогда», — произнесла она. В 1934 году статья в журнале «Нью-Йоркер», однако, сообщила, что на самом деле во время казни на ней был надет «изящный костюм, сделанный на заказ специально для этого случая, и пара новых белых перчаток». Хотя другой источник указывает, что на ней был надет тот же самый костюм, блузка с большим вырезом и шляпа-треуголка, которые были выбраны для неё обвинителями на время судебного процесса и которые составляли её единственный чистый и полный туалет в тюрьме.

Роль в истории

Большинство историков считает, что вина Мата Хари (то есть эффективность её как разведчицы) была сильно преувеличена; едва ли сведения, реально добытые ей (если таковые вообще имелись), представляли серьёзную ценность для той или иной стороны. Историк Е. Б. Черняк акцентировал внимание на связях Мата Хари с представителями французской военной и политической элиты, опасность огласки которых могла повлиять на вынесение ей смертного приговора. Подполковник британской и голландской контрразведок Орест Пинто считает, что «Мата Хари, безусловно, завоевала громкую славу. В глазах публики она стала олицетворением очаровательной женщины-шпионки. Но Мата Хари была глупым экспансивным созданием. Если бы её не казнили, она не прослыла бы мученицей и никто бы даже не слышал о ней».

Роль великосветской шпионки, сыгранная ей с совершенным бесстрашием и приведшая к трагической гибели, вписалась в творимую ей «кинематографическую» биографию экзотической танцовщицы и «роковой женщины»; это обеспечило Мата Хари куда большую известность, чем другим, более эффективным разведчикам (и разведчицам!) XX века. Уже в 1931 году о ней был снят фильм «Мата Хари» с Гретой Гарбо в главной роли, а затем ремейки в 1964 и в 1985. В том же 2009 году режиссером Евгением Гинзбургом был поставлен мюзикл «Мата Хари», главные роли в котором исполнили Теона Дольникова, Валерия Ланская, Олег Акулич, Эммануи́л Виторга́н и певец Александр Фадеев. В фильме «Королева Шантеклера» 1962 года также присутствует Мата Хари. Есть эпизод с танцем и арестом танцовщицы. В 2010 году в Москве стартовал мюзикл "Любовь и Шпионаж" на музыку Максима Дунаевского, поставленный по пьесе Елены Греминой "Глаза дня" с Ларисой Долиной и Дмитрием Харатьяном в главных ролях.


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.