Сегодня празднует 70-летие народный артист России, сыгравший более 150 киноролей. Он украсил собой многие любимые зрителями разных поколений ленты: «Айболит-66», «Щит и меч», «Бриллиантовая рука», «Тот самый Мюнхгаузен», «12 стульев», «Гостья из будущего», «Гардемарины, вперед!», сериалы «Петербургские тайны» и «Каменская». Накануне юбилея он продолжает играть в Московском ТЮЗе, сниматься в кино, преподавать. «Возраст, по-моему, вещь условная. Булат Окуджава, когда его спросили, чувствует ли он возраст, ответил: «Когда в зеркало смотрю, тогда чувствую». Пока у меня есть силы и возможности играть с той мерой отдачи, которая требуется в каждом спектакле, в каждом фильме - и это замечательно. Я говорю себе: радуйся тому, что тебе отпущено, и старайся это не растерять, а приумножить», - сказал накануне юбилея Игорь Николаевич.
Азарт маленьких ролей
Сын военного моряка и домохозяйки родился в Самарской области, а детство провел в Таллине. Там же ходил в театральный кружок, а после школы пытался поступить в ГИТИС. Срезался на втором туре, зато пробился во ВГИК. Был зачислен на курс к великому мастеру Михаилу Ромму, причем учился у него дважды - сначала на актера, потом на режиссера. Однако поставив лишь один фильм: «Каждый мечтает о собаке», весь отдался первой профессии.
Пластика и живое подвижное лицо Ясуловича привлекли Ролана Быкова, позвавшего его в свой «Айболит-66». Во время съемок Игорь чуть ли не целое лето проходил в белом пластическом гриме. Уже через несколько часов под софитами кожа начинала жутко зудеть. Но терпел...
А на первую крохотную роль его пригласил полвека назад любимый учитель Михаил Ромм (Ясулович до сих пор тепло вспоминает, как мастер зазвал его, голодного студента, к себе домой и накормил борщом). В картине «Девять дней одного года» Игорь сыграл научного сотрудника, что вполне соотносилось с его интеллигентной внешностью. До гадких фарцовщика из «Самой обаятельной и привлекательной», Кащея из «Лилового шара», Шакалова из «Криминального квартета» было еще очень далеко.
Он не переживает, что выпало играть в основном в эпизодах. «Ситуацию переломить не в моей власти - значит, должен соответственно к ней относиться. Да и в маленьких ролях есть свой интерес, некий азарт, - уверяет юбиляр. - Я должен в предложенное короткое экранное время нащупать то, что может быть интересно и актеру, и зрителю. Если я хорошо сыграю маленькую роль, зритель запомнит меня и в ней». И ведь запомнили.
Голая правда
В 1968-м свет увидела комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». Ясуловичу там достался эпизод с крохотной собачкой, которая тянет его, как скаковая лошадь. «С тем песиком мы быстро поладили, он был спокойный - никогда не пытался меня укусить или напакостить в ботинок, - вспоминает актер. - Выдали мне длинный поводок и сказали: «Ну, иди гуляй со своей собакой!»
Спустя три года Гайдай позвал его в «12 стульев» на роль инженера Эрнеста Щукина, мужа Эллочки-людоедки. Того самого, который голышом оказался на лестничной площадке.
- После этой роли меня стали называть пионером эротического фильма, - смеется именинник. - Но лично я думаю, что настоящим первопроходцем стал Евгений Леонов после фильма «Полосатый рейс», вышедшего в 1961-м. Он там тоже весь в пене, и тоже бегает в чем мать родила...
Сцену снимали летом на «Мосфильме». Жара была под 30 градусов, вся съемочная группа обливалась потом.
- Перед съемками мы с Гайдаем тщательно обговаривали так называемую хореографию номера, то есть куда я должен пойти, как посмотреть, - продолжает Игорь Николаевич. - Потом я разделся, и меня стали обмазывать пеной, которая из-за жары моментально исчезала. Наши гримеры разводили специальный шампунь, который им подарили иностранные коллеги, и намазывали им меня снова и снова. Пена разъедала глаза, но поделать было ничего нельзя. Злополучную сцену мы, как и мои кадры в «Бриллиантовой руке», сняли всего со второго дубля. Но пену с тех пор я недолюбливаю.
Балет с рогатым Наполеоном
А в 1984-м появилась потрясающая «Гостья из будущего», где Ясулович в миниатюрной роли Электрона Ивановича будто играет самого себя - цилиндр, спокойствие, изящество. И партнер ему достался интересный. Рогатый...
- С козлом Наполеоном была забавная история. Я всё ждал, когда мне придется с ним играть. Привыкнуть к нему, подрессировать. Какое-то время ведь на это нужно, - объясняет Игорь Николаевич. - А дрессировщик так как-то, спокойно: «Не волнуйся, всё в порядке. Подойдет время - узнаешь что к чему». Так оно и вышло. В эпизоде нужно было, чтобы козел за мной бежал. Я переживаю: «Вот, уже сейчас скажут «мотор!». Что делать-то?». А дрессировщик говорит: «Доставай сигареты и помани его». И действительно, рогатый, как увидел сигарету, за мной помчал. И бегал, будто на веревочке привязанный. Я изумился, а дрессировщик мне: «А что удивительно? Это же травка».
С Наполеоном был у меня еще эпизод. Бодательный. Это когда он должен был поддевать рогами. Дрессировщик говорит: «Когда момент подойдет, ты его в лоб ткни, а он тебя. В ответ. Только так повернись, чтобы он тебя не задел слишком сильно». Вот такой у нас там балет был».
Вся семейная жизнь - в компромиссах
С личной жизнью, как и с профессиональной, у юбиляра полный порядок. «Уже много лет главной женщиной для меня остается супруга Наташа. Мы познакомились с ней в гостях у общих знакомых. Потом были встречи, долгие прогулки. В 1963 году расписались», - рассказывает он. Через три года родился сын Алексей - актер и режиссер. Есть внучка.
- В начале нашей совместной жизни я мог долго носить в себе обиду, - признается Ясулович. - Наташа взрывная по характеру, но моментально отходит. Потом я пообтесался, стал понимать, что надо уметь вовремя уступить, что-то простить, а то и просто не заметить. А если ты постоянно живешь в состоянии войны, взаимных обид, возникает вопрос: ради чего всё это? Мы с Наташей всегда стараемся искать компромиссы. За этими словами вся наша жизнь - то, что мы вместе теряли, наша общая, совместная боль, необходимость поддержки друг друга.
А отдыхать он предпочитает в своем деревенском домике, в 400 км от Москвы. «Самое главное здесь - тишина, покой, рыбалка, грибы, купание… За месяц-полтора, которые там провожу, я восстанавливаюсь на все сто!» - уверяет Ясулович.
Как попал в мушкетеры
- Я стараюсь, чтобы зрители даже не догадались, что Арамиса озвучивает не Игорь Старыгин, - признался Игорь Ясулович, когда журналисты таки докопались, чей голос на самом деле звучит во всех отечественных фильмах о приключениях мушкетеров. - Озвучание доверили мне, поскольку во время съемок возникли какие-то технические сложности. Много сцен снимали на натуре, а техника в ту пору не смогла передать всю речь артистов. Когда киногруппа приехала в Москву, они увидели, что многие сцены озвучены несинхронно. Поэтому речь актеров, в том числе и Арамиса, приходилось восстанавливать буквально на ощупь. Иногда мы даже текст подстраивали под движения его губ.