Очевидно, что никакой мониторинг медиапространства не сможет указать, где и когда именно произойдет нападение (собственно, для этого и нужны шпионы), но, несомненно, что, лучше осознав возможность нападения, армия США не была бы так застигнута врасплох. Спустя 70 лет один ученый-компьютерщик уверяет, что более продвинутая версия мониторинга новостного потока сможет предсказывать грядущие социальные потрясения и конфликты – наподобие недавних революций в арабском мире – с довольно высокой степенью точности.
Калев Леетару, заместитель директора отделения текстуального и цифрового анализа СМИ в Институте компьютерных исследований в гуманитарной сфере, искусстве и социальных знаний при Иллинойском университете, является одним из лидеров в исследовании новой области раннего предупреждения социальных конфликтов. В своей статье, опубликованной в журнале «First Monday», Леетару утверждает, что «компьютерный анализ больших массивов новостных текстов сможет создать новые идеи для функционирования общества».
Его идея основывается на принципе последних исследований в экономической науке, в которой тональность новостных и общественных СМИ может предсказывать грядущие экономические события. К примеру, недавно обнаружили, что общее настроение пользователей Twitter может предвосхищать движения индекса Dow Jones. Леетару заинтересовало, можно ли тот же принцип применить и к предсказыванию социальных событий.
Леетару загрузил несколько огромных баз данных новостных статей за последние 30 лет для того, чтобы создать общую базу, состоящую из 100 миллионов новостных статей начиная с 1979 года. Затем он загрузил все эти данные в «Наутилус», один из самых мощных в мире компьютеров, расположенный в Университете Теннесси, и стал просматривать на предмет обнаружения паттернов.
В последние годы, компании стали все больше использовать программы, производящих «сентимент-анализ» для определения тональности новостного вещания. Примером может послужить служба Google Alerts: ее программы сканируют новостные статьи на предмет наличия позитивных и негативных слов и они могут различать градацию чувств, прекрасно замечая разницу между словами «ненавижу» и «не нравится». Программы не замечают массу нюансов, и могут быть одурачены банальным сарказмом, но при том масштабе данных, с которым работает Леетару, они вполне могут дать хороший индикатор всемирного настроения в медиапространстве по отношению к определенным темам.
Возьмем, к примеру, Египет. Взглянув на тональность того, как СМИ освещали страну за последние 30 лет, Леетару заметил, что на начало этого года выпадает наиболее негативная точка за последние 20 лет:
В частности, эта тональность «достигает пика падения в негатив» в течение первой недели 2011 года, сразу после нападения на коптскую церковь в Александрии. И это было за несколько недель до начала массовых протестов, которые окончательно свалили Мубарака 11 февраля:
- Беспорядки вызываются при сдерживании эмоций», - говорит Леетару. - Но мы пока не способны сказать, что «через две недели на такой-то улице произойдут массовые беспорядки. Пока самой возможной целью является замер фона.
Леетару обратил внимание на то, что в этот период ВВП Египта, один из наиболее традиционных индикаторов социальной стабильности, был на подъеме. Но, уверяет он, президент Хосни Мубарак потерял веру египетского народа в его «способность обеспечить безопасность» и имена эта смена настроений стала индикатором потери «общей легитимации».
В чем может быть практическое применение этой идеи? Леетару обращает внимание на осторожные высказывания президента США Барака Обамы в первые дни протестов. «Тот факт, что президент США выступал в поддержку Мубарака, свидетельствует, что даже анализ на самом высоком уровне указывал: Мубарак удержится у власти». Но что было бы, если бы Белый Дом имел доступ к леетаровскому «Наутилусу»? Возможно, Обама смог бы раньше усмотреть приговор Мубараку.
Конечно, такой уровень предсказания еще являются частью долгосрочной перспективы. Разглядывать уже произошедшее событие и находить индикаторы для этих событий совершенно отличается от попыток обнаружить таковые индикаторы до того, как событие произошло. Надо еще учитывать и то, что относительное отсутствие информации не позволяет определить индикаторы, указывающие на революции в Тунисе и Ливии, как очевидные.
Но сейчас Леетару ставит перед собой цель добиться результатов в режиме real-time. Даже с компьютером «Наутилус» загрузка данных и обработка информации в этом режиме является очень трудной задачей. Но когда этот день настанет, найдутся и соответствующие технологии.
«Скажем, мэр Лондона за неделю до беспорядков мог бы увидеть, что его город приближается к беспорядкам, и его социальная политика подошла к опасному порогу», предполагает Леетару. «Имея эту информацию, мог бы он предпринять срочные меры для решения этих социальных проблем, или привести полицию в готовность до того, как распространилось насилие?».
Леетару видит для такого типа анализа применение не только во времени, но и в пространстве. Его анализ статей, посвященных Усаме бен Ладену с конца 90-х и до момента его смерти в мае этого года, показал, что 49 процентов упоминаний главы «Аль-Каеды» относятся к городу в Пакистане. Леетару приходит к выводу, что этот всемирный новостной контент «может предположить область в северном Пакистане с радиусом в 200 км вокруг Исламабада, и Пешавар, как наиболее вероятное месторасположение».
Именно эта часть статьи Леетару привлекла на этой неделе наибольшее внимание со стороны СМИ, но в качестве доказательства она очевидно слаба. Ведь то, что бен Ладен прятался в Пакистане, было общеизвестным фактом, что же полезного в том, что 100 миллионов новостей смогли подтвердить это? И не стоит питать надежды на отслеживание таким способом беглого ливийского лидера. «Мы пока еще не дошли до того, чтобы я прямо сейчас мог присесть к компьютеру, напечатать «Каддафи» и тут же обнаружить его», - говорит Леетару.
Но, несмотря на эти ограничения, работы Леетару предполагают, что в будущем наступит такой момент, когда такое впечатывание искомых данных станет частью повседневного инструментария ученого-политолога, такой же как сегодняшние математическое моделирование или технический анализ на биржевых рынках.
Разведслужбы США готовы поставить на это, рассматривая методы «обнаружения неожидаемых событий посредством сопоставления разного типа доступных данных из разных многочисленных источников».
«Люди говорят об океанах информации», - говорит Леетару. «Последние два десятилетия мы наблюдаем за его волнами. И если мы взглянем под его воды, то мы обнаружим целый мир скрытой информации, которую мы только-только начинаем пытаться понимать».
Джошуа Китинг
Перевод Владимира Глинского, специально для СМИ2
Оригинал статьи
Прим. В. Зыкова. Частенько западные учёные совершают давно известные "открытия", используя новые явления типа Твиттера, но не зная основ. Вот что пишет Википедия: "Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική — «искусство управления»[1]) — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество". Как видим, можно не только предсказывать, но и управлять, причём строго научно. Киевский академик Глушков ещё в 70-80-х годах прошлого века разрабатывал Общегосударственную автоматизированную систему - ОГАС. От внедрения отказались. То ли по тупости, а скорее из-за того, чтоб не делиться властью с компьютерами и иметь возможность принимать решения по своему желанию, а не по советам компьютеров, то есть - самодурствовать.