Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное

Глобальное оглупление

Ход истории зависит напрямую от климатических изменений: похолодание – предвестник прогресса, потепление – время интеллектуальной деградации

Известный российский климатолог Владимир Клименко выстроил хронологию климатических изменений на Земле за последние 13 тысяч лет и наложил ее на ключевые события мировой истории. По его мнению, социальный пульс планет бьется в точном соответствии с прогнозом погоды.

Осевые времена

Первое, в чем уверен исследователь: климат на нашей планете никогда не был и не будет неизменным. Вся климатическая история Земли – это череда больших и малых похолоданий, потеплений, увлажнений и иссушений, от которых очень сильно зависела жизнь человечества.

Сейчас уже достоверно установлено: 74 тысячи лет назад, что пришлось на один из пиков ледникового периода, человеческая популяция сократилась на 95 процентов. Однако 12 тысяч лет назад ледниковый период начал отступать, климат стал более мягким. Тогда-то и начался золотой век, который длился несколько тысячелетий. Представление о рае земном и садах Эдема – это, по мнению исследователя, наша генетическая память о тех благодатных временах. А потом – на исходе IV тысячелетия до нашей эры – на планете стали происходить весьма любопытные вещи. Практически одновременно возникают ранние цивилизации и совершаются фундаментальные культурные прорывы в разных частях света: в Средиземноморье, Месопотамии, Юго-Восточной Азии, Америке. Именно в это время шумеры придумывают рисуночное письмо, в Египте наступает династическая эпоха, на территории нынешней Америки начинают изготавливать керамику, а там, где сегодня расположен Таиланд, впервые применяют бронзу. Это время, как доказывает Владимир Клименко, – эпоха самого мощного за последние 8 тысяч лет похолодания и повсеместного ухудшения климата.

Данные, которые собрал климатолог, свидетельствуют: все без исключения выдающиеся культурные и технологические прорывы в истории первых классических цивилизаций связаны именно с ухудшением локальных климатических условий. Ухудшение климата, впрочем, не всегда подразумевает похолодание: так, разработка финикийцами первого алфавита около 1100 года до нашей эры совпадает с начальным периодом потепления, результатом которого впоследствии стало губительное иссушение Восточного Средиземноморья. Однако общей сути это не меняет.

В свете «климатической» теории особый интерес представляют 800-300 годы до нашей эры – так называемое осевое время, эпоха необычайного, непревзойденного до сих пор взлета человеческого интеллекта и духовности в истории мировой цивилизации. Это время выдающихся ученых – основателя натурфилософии Фалеса Милетского и математика Пифагора, основателей буддизма (Сиддхартха Гаутама), зороастризма (Заратуштра), великих мыслителей Лао-цзы и Конфуция, выдающихся литературных произведений (упанишады, поэмы Гомера, Гесиода, стихи Сафо). Это время прорывов даже в отдаленных уголках земного шара, расположенных далеко от очагов первых высоких культур: техника изготовления железных орудий проникает в Центральную и Западную Европу, а также в Африку к югу от Сахары. В то же время на противоположном берегу океана, в Мексике, впервые возникает иероглифическая письменность.

Справедливости ради надо отметить, что «осевому времени» предшествовали еще три, если так можно выразиться, «малых осевых времени» – уже названная последняя четверть IV тысячелетия, около 2000-го и около 1500 года до нашей эры. В эти времена происходило, по словам Владимира Клименко, «значительное «сгущение» частоты выдающихся культурных прорывов». Так, около 1500 года до нашей эры на Крите изобрели линейное письмо, ставшее решающим шагом на пути создания первого алфавита. В то же самое время в далеком Китае возникает первая городская культура Шан. В Индии зарождается культ Брахмы, а с составлением Вед начинается отсчет истории индийской литературы. И наиболее удивительно, что все эти выдающиеся события, происходившие в столь изолированных друг от друга областях, оказались спрессованными в узкий временной интервал длиной лишь в одно столетие!

«В истории первых высоких цивилизаций насчитывается всего четыре мощных и весьма кратковременных культурных импульса, а все оставшееся время оказывается на удивление пустым, – отмечает Владимир Клименко. – Поразительно, и это уже совсем не похоже на совпадение, но все эпохи могучих культурных импульсов в климатическом отношении являются эпизодами больших и малых глобальных похолоданий, причем все «осевые времена» приходятся на эпохи самых сильных похолоданий».

Все – на юг!

Климатолог, в частности, проанализировал 15 важнейших случаев переселения народов, как сопровождавшихся военными столкновениями, так и вполне мирных. Из них 13 совпадают по времени с эпизодами глобальных похолоданий и только два – расселение финикийцев по Средиземноморью (в XI-IX веках до нашей эры) и расселение этрусков в Италии (около 1000 года до нашей эры)- происходили в эпоху потепления.

Интересно, что наиболее сильному похолоданию, начавшемуся около 250 года нашей эры и длившемуся с перерывами около 400 лет, соответствует эпоха великого переселения народов, в которую происходило движение не только традиционно кочевых племен степной зоны, но и лесных «варваров» Северной и Центральной Европы. Натиск германцев на границы Римской империи достиг пика к концу V столетия, когда к ним присоединились славяне, свевы и аланы на востоке, скоты и пикты на северо-западе. Это время практически совпадает с максимумом похолодания в Северном полушарии.

В истории не так уж редки случаи, когда заградительные стены и валы, строившиеся для защиты от агрессивных соседей, достигали гигантских размеров. Иногда они достигали длины в сотни и даже тысячи километров. Некоторые наиболее известные сооружения такого рода (стена Адриана, Великая Китайская стена) сохранились и поныне. «Бросается в глаза, – говорит Владимир Клименко, – то странное обстоятельство, что все без исключения валы и стены были сооружены для отражения нападений с севера. Это можно объяснить только тем, что ухудшение климатических условий чаще более выражено на севере и именно северные народы первыми приходят в движение, спасаясь от голода. Более того, все без исключения великие оборонительные сооружения древности были воздвигнуты в эпохи больших и малых похолоданий, причем грандиознейшее сооружение всех времен, Великая Китайская стена, строилась в период между IV и I веками до нашей эры. Это время сильнейшего похолодания последних тысячелетий, когда натиск воинственных кочевых племен севера ощущался особенно сильно».

Теплое расставание

В течение первых трех тысячелетий социальной истории, начиная с первого объединения Египта под властью царя Мена и вплоть до создания огромной державы Ахеменидов, государства тоже почти всегда возникали в эпоху глобальных похолоданий, сопровождавшихся ухудшением локального климата. Если ухудшение климата и природных условий способствует консолидации народов и государств, то улучшение природных условий должно, если следовать логике Клименко, приводить к развитию противоположных тенденций. В самом деле, три древнеегипетских царства распались в эпохи теплого климата и благоприятных природных условий без видимых причин. На исходе XI века до нашей эры после распада Нового Царства за тысячи километров от Египта происходит дезинтеграция Инь в Китае, первого централизованного государства Восточной Азии. Крушение династии Западного Чжоу, сопровождавшееся образованием более ста мелких государств, совпадает с эпохой благоприятных природных условий.

Суммируя результаты сопоставлений, исследователь заключает, что в эпохи локального ухудшения климата доминирующими оказываются тенденции к объединению племен и народов, массовым переселениям, образованию новых государств. В эти же времена происходит необычайное обострение человеческого интеллекта, осуществляются невиданные доселе культурные и технологические прорывы. Все мировые религии возникают тоже, как это ни удивительно, в эпохи ухудшения локальных климатических условий. Так, завершающий этап похолодания V-VII веков является свидетелем возникновения в северо-западной Аравии новой мировой религии – ислама – и вмещает наиболее значительные акты жизни пророка Мухаммеда (570-632 годы). Уже установленный учеными факт – иссушение Палестины в канун возникновения христианства.

Эпохи потепления климата оставляют в истории особый след – им сопутствуют, как полагает Владимир Клименко, лишь ослабление централизованной власти, внешне беспричинное обострение внутренних противоречий, распад веками существовавших государств, крушение империй. По мнению ученого, эпохи потепления с их материальным благополучием являются одновременно эпохами интеллектуальной и духовной деградации. «В принципе материальное процветание никогда не сопутствует духовному росту, – говорит ученый, – и обстоятельства, способствующие и тому и другому, зачастую не просто различаются, но и прямо противоположны. В благоприятную климатическую эпоху наступает полная стагнация в духовном, политическом, интеллектуальном и технологическом плане. Проще говоря, люди постепенно деградируют. Получается парадоксальная вещь: человек не способен обучаться никаким иным путем, чем через страдания, – именно так утверждает Библия».

Чем хуже – тем лучше

Тезис о пути к процветанию через страдания, пожалуй, наиболее интересно рассмотреть на примере Средневековья, чтобы понять, как эпохи улучшения или ухудшения климата влияли на исторические события. VIII век: потепление – захват арабами Самарканда, Испании. IX-X века: похолодание – золотой век китайской поэзии, культурное возрождение в Японии, основание Новгорода, создание кириллицы, арабы развивают алгебру и тригонометрию. X-XI века: потепление – захват Египта Фатимидами, колонизация викингами Гренландии, открытие ими Америки. XI-XII века: похолодание – первый Крестовый поход, изобретение наборного шрифта в Китае, постройка храма Ангкор-Ват в Камбодже. XIII век: в течение ста лет потепление дважды сменяется похолоданием – разгром королевства крестоносцев, начало завоевания Азии монголами Чингисхана, нападение монголов на Русь, разгром Тевтонского ордена Александром Невским. XIV-XV века: похолодание – начало собирания русских земель вокруг Москвы Иваном Калитой, строительство Кремля в Москве, Возрождение в Италии, возвышение ацтеков, начало Возрождения во Франции, первая печатная книга в Европе, свержение татаро-монгольского ига, конец Византии, Колумб открывает Новый Свет.

Это трудно считать совпадением, но совершенно беспрецедентным, например, выглядит теплый период конца XIV века, когда Европу потрясали непрекращающиеся народные волнения: за Жакерией во Франции последовали восстания в Северной Италии, Англии, Франции, городские волнения в Португалии, Фландрии, Германии. Вместе с тем в многовековых и весьма подробных хрониках Центральной и Западной Европы трудно найти другой период, в такой же степени отмеченный сообщениями о «теплых и приятных» сезонах, обильных урожаях и вине «превосходного качества».

«Эта мистическая связь периодов улучшения природной обстановки с ростом социального беспокойства на первый взгляд выглядит не слишком понятной, – рассуждает Владимир Клименко. – Впрочем, она не более загадочна, чем связь числа массовых народных движений с солнечной активностью, установленная Чижевским в начале прошлого века. А ведь и эта идея, казавшаяся когда-то слишком экстравагантной, сейчас как будто не встречает сильных возражений. Это сравнение тем более любопытно, если учесть, что Солнце – всего лишь один из важнейших климатообразующих факторов и усиление солнечной активности, как твердо установлено, способствует глобальным потеплениям. Кстати, так оно и случилось в конце XIV века, отмеченном значительным солнечным максимумом».

По теории Клименко выходит, что и все последующие беды в истории человечества – революции, две мировые войны, страшный голод, репрессии – словно были ниспосланы сверху для того, чтобы через страдания человечество достигло новых высот. Прогресс ценой в миллионы человеческих жизней? «В мою задачу не входило рациональное объяснение этого влияния, – говорит исследователь, – тем более что речь идет о громадном количестве разнообразных событий. Мне кажется, что для многих конкретных эпизодов, не прибегая к излишней фантазии, можно выстроить достаточно убедительную логическую цепь умозаключений, объясняющих феномен влияния климата».

Миссия предопределена

Но что нас ждет дальше? Проблема жителей XXI века в том, что в нынешнем столетии мы войдем в эпоху самого сильного потепления с тех пор, как на Земле появился человек. Поэтому прогноз Владимира Клименко неутешительный: «Человечество ожидает интеллектуальная и духовная деградация, к тому же современный мир сильно перенаселен людьми. По сути, то, что нас ожидает, можно сравнить с эпохой Средневековья, когда даже государи в Европе не умели писать, а люди прочно забыли о тех открытиях, которые были совершены в эпоху античности. Никто не помнил о существовании такой страны, как Индия,с которой еще Римская империя вела оживленную торговлю. Общество разучилось строить дома, дороги, храмы, корабли. Например, в IX-X веках в мире не было создано ничего подобного, что могло бы сравниться с инженерными сооружениями Римской империи или Парфянского царства».

Правда, глобальное потепление повлияет не на все территории одинаково. Оно, например, приведет к иссушению огромных пространств в Передней Азии, в Восточной Европе, Сибири и Северной Америке. Следуя логике тысячелетней истории, именно эти территории, как считает исследователь, примут на себя в скором времени духовную и интеллектуальную миссии так, как это неоднократно бывало в прошлом.

Мнения

Владимир Логинов, профессор, академик Академии наук Белоруссии: 

- Голодные годы, революция, военные кампании, борьба людей за новые пространства – все это так или иначе связано с глобальной переменой климата. В свое время английский исследователь Хантингтон даже сказал, что жители циклонических районов – Америки, Франции, Германии и Англии – правят миром, а один из климатологов заключил, что русский генерал «зима» победил армии Наполеона и Гитлера. Когда ругают Петра I, который, по мнению многих историков, погубил треть российского народа, многие забывают, что в начале его правления были тяжелые климатические условия и голодные годы. Поэтому я соглашусь, что климат оказывает огромное значение на ход мировой истории. Как-то Никита Хрущев сказал, что скоро мы обгоним США в вопросах сельского хозяйства. Однако если брать влаго- и теплообеспеченность американского региона, то мы уже давно от них отстаем. Ведь для получения одного и того же центнера зерна нам нужно вложить больше труда.

Роман Вильфанд, директор Гидрометцентра России:

- Климат формирует целесообразность того или иного поведения нации. Одни занимаются скотоводством, так как погодные условия располагают к этому, другие начинают строить жилища, чтобы защититься от суровых морозов. Перемены климата заставляют людей двигаться, а не сидеть под пальмой в жарких тропических странах и ждать манны небесной. Поэтому давно известно, что человек нормально развивается лишь в разностороннем климате.

Ирина Пичугина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН:

- Проблема связи климата и хода истории не решается так однозначно. Безусловно, климат оказывает колоссальное влияние на деятельность всего живого на планете. Но вот напрямую связывать великие исторические события с климатическими изменениями я бы не стала. Кроме того, говорить о том, что в благодатные времена общество деградировало, а в тяжелые – процветало, тоже нельзя. Взять хотя бы Византию или античную Грецию. Теплые страны, благодатный климат – и высокий технологический подъем!


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.