На днях в столице Дании появился монумент украинскому поэту Тарасу Шевченко. «Это первый памятник на территории Скандинавии и тысячу сто первый в мире», — гордо говорят представители диаспоры в Копенгагене. Памятники нашему поэту действительно есть на всех континентах, кроме Африки. Здесь его планируют установить уже в следующем году. Украинская диаспора в США даже подала представителям Книги Гиннесса заявку на внесение Шевченко в сборник мировых рекордов как поэта, которому поставили больше всего памятников на планете! «Правда, из-за такой «географичности» многие скульптуры даже издалека непохожи на поэта — делаются людьми, которые о нем имеют условное представление. Обидно», — говорит заместитель директора Института литературы имени Шевченко Сергей Гальченко. А мы решили присмотреться к самым-самым памятникам Кобзарю в мире: скандальным, с юмором и тем, что даже приносят... любовь и удачу!
По поводу огромного количества непохожих на Кобзаря памятников украинские скульпторы с горькой иронией восклицают: «Главное, усы в нужном месте прилепить!». И действительно, среди зарубежных Тарасов с усами — сотни, а похожих на Шевченко — десяток. Как поясняет автор московского памятника Кобзарю Юлий Синькевич, проблема в том, что за поэта часто берутся художники, которые ни об Украине, ни о самом поэте практически ничего не слышали. Например, в Пекине стоит памятник работы скульптора Ианя Сикуня. Увы, Шевченко больше похож на одного из лидеров китайского ополчения. «В Азии почти все памятники с раскосыми глазами, — улыбаются скульпторы. — Для местных мастеров и Пушкины, и Шевченко — одно лицо».
В роли Цезаря. Памятник удивляет даже римлян
Но если в Пекине китайский скульптор хоть попытался добиться какого-то сходства, то появившийся еще 30 лет назад памятник Тарасу в Риме навевает мысль, что автор лепил его с античной статуи. Сходства с поэтом нет не только в лице: Шевченко в древнеримских одеяниях и подпоясан, как римский император. Памятник удивляет даже искушенных в скульптуре римлян, заставляя их останавливаться и изумляться — римские императоры не носили усов!
А вот в далеком бразильском Пруденпулисе памятник Шевченко, который сделан в образе Плантатора, пользуется популярностью не только среди выходцев из Украины, но и у местного населения. Дело в том, что памятник Тарасу Григорьевичу — единственный памятник в городе европейцу. Бразильцы называют его «Рушь-ка паэта».
Тулуза. Здесь украинского Тараса зовут «Незнакомец»
«Это безобразие нужно снести!» — восклицают украинцы в Тулузе, когда видят памятник Шевченко. Поэт даже приблизительно не похож на себя. С гранитного монумента на туристов смотрят пустые глаза. Возможно все дело в том, что скульптуру доверили французу, да еще и архитектору! (Арнольд Алас). А может, и в том, что сделан он был в большой спешке — всего за месяц, специально к юбилею поэта. Несмотря ни на что, тулузский Кобзарь, или как его здесь называют «Незнакомец», живет в спальном районе города Бельфонтен уже почти 40 лет.
У нас. Шевченко из Аргентины в Ялте похож на Алена Делона
Этот Шевченко, который больше похож на Алена Делона в лучшие годы, был создан в Аргентине канадским скульптором Лео Молом для Канады. Но в результате украинская диаспора Канады решила подарить его Ялте. Известно, что «дарованному коню в зубы не смотрят», но в городе возмутились: «Зачем нам такой подарок? И какое отношение он имеет к Кобзарю?». Но возвращать памятник не стали, к тому же его транспортировка из Аргентины в Ялту обошлась дороже, чем сам памятник, — около $100 тысяч.
В 2004 году в честь 190-летия Кобзаря в Будапеште должен был появиться памятник ему, но… торжества пришлось отменить, а запланированный праздник стал перерастать в дипломатический скандал. «Было два повода обижаться, — рассказывает представитель украинской общины в Венгрии Андрей Коваль. — Во-первых, городские власти предложили очень плохое место, где-то на окраине города, рядом с каким-то советским бункером. А во-вторых, когда мы увидели памятник, то просто опешили: Шевченко был похож на Ленина и на Сталина одновременно. В общем, скульптор сделал что-то совсем не то. Чем устанавливать такой памятник, то лучше никакого». Дипломатам удалось снять накал страстей, но Кобзарь в столице Венгрии появился только через три года, и на этот раз мэрия Будапешта выделила место в одном из центральных парков.
Москва обходилась без Шевченко ровно до того момента, пока в Кремле не услышали новость, что в Вашингтоне в честь 150-летия поэта поставят ему памятник. В разгар холодной войны, затмевая гонку вооружений, началась гонка памятников. Кремль объявил конкурс, который неожиданно для маститых художников выиграла группа никому не известных выпускников института искусств: Синькевич, Фуженко и Грицюк. «Тогда мы еще не поняли, с каким адом нам предстоит столкнуться, — вспоминает Юлий Синькевич. — Мы прошли тринадцать художественных советов. 13! И эта цифра должна была бы нас насторожить. Матерые художники постоянно пытались отобрать у нас этот заказ, говорили о недоработках, говорили, что мы не справимся. И только после того как мы пошли на хитрость и пригласили консультантом авторитетного Кавалеридзе, нас оставили в покое».
Скульптор говорит, что долго думали об одежде для поэта, а потом вспомнили, что он был академиком и имел право носить специальные шинели-крылатки: «Для работы нам дали большой подвал, в нем раньше уголь хранили, там мы и «надели» на нашего поэта такую крылатку. Когда увидели нашего Шевченко в комиссии, то долго не соглашались на такой наряд. До нас его так не одевали. А вот после — каждый второй скульптор стал одевать Шевченко в такую одежду». Местные зовут каменную глыбу — «памятник мужику с обрезанными крыльями».
В Торонто. Ненавидели за сходство с Лениным и однажды украли
Самый неудачливый памятник Кобзарю — родом из Торонто. В 50-х его установили в одном из парков, но у диаспоры он в основном не вызывал положительных эмоций: «Уж очень советский, и больше похож на Ленина». В народе этот памятник назвали «красным» и несколько раз заливали красной краской. «В результате в том же парке появился еще один Кобзарь, — рассказывает заместитель директора Института литературы имени Шевченко Сергей Гальченко. — Рядом со входом сидит тихий поэт, подперев голову рукой. Его создали местные скульпторы в пику тому — советскому. Так в парке оказалось два Шевченко. Но их ждала печальная судьба. Сначала украли сидячего. А через три года (в 2007-м) мир обошла новость: «В Торонто прямо из центрального парка исчезла пятиметровая скульптура украинского поэта — подарок из СССР». По главной версии местной милиции, его сняли на металл — бронзовый поэт в распиленном виде мог принести похитителям $50 тысяч. До сих пор его судьба не известна. Кстати, памятников Кобзарю в Канаде больше, чем в России — больше двадцати.
Несчастливая судьба и у Тараса Григорьевича, что несколько десятков лет стоял в Бухаресте. Это был первый памятник поэту в Европе (поставлен в 1950 году). Но в начале 90-х его вместе с другими советскими памятниками уничтожили. Разразился скандал. Украинские дипломаты потребовали объяснений от румынских властей, те, поняв, какую допустили оплошность, свалили всю вину за содеянное на муниципалитет. Поговаривают, что Шевченко пострадал вовсе не случайно — на самом деле между двумя странами начинался серьезный территориальный конфликт (за контроль нескольких островов в Черном море). Только через пять лет Шевченко снова вернулся в столицу Румынии — уже новый.
Храм. После заключения брака гомосексуалы несут поэту цветы
Шевченко в Вашингтоне больше похож на галантного аристократа, чем на вчерашнего крепостного — ладно сшитый сюртук точно сидит на молодом, стройном теле, холеные пальцы кокетливо поправляют ворот. Часто возле памятника можно встретить не менее яркую публику — кроме украинской диаспоры и туристов, Шевченко пользуется популярностью у представителей сексуальных меньшинств. «Дело в том, что рядом с памятником находится единственная в городе церквушка, где венчают геев и лесбиянок, — рассказывает местная жительница Валентина Эйра. — Как-то я сама наблюдала, как сразу после свадьбы огромная, очень яркая толпа во главе с двумя мужчинами в синих костюмах отправилась к памятнику фотографироваться, ребята украшают «радужными» лентами (гей-символ) и цветами подножие. Считаю, что ничего плохого в этом нет, главное, что рядом с монументом всегда есть люди, что он востребован. Тут собирается молодежь, болтают, читают книги. Правда, такое соседство не совсем по душе диаспоре». Однажды перед визитом Юлии Тимошенко к Кобзарю даже пришлось попросить покинуть постамент пару девушек, которые очень смачно целовались под Кобзарем.
Он был водружен здесь в 1964 году, и это самый дорогой Шевченко того времени — он обошелся диаспоре в Вашингтоне в более чем $300 000. Тогда за эти деньги можно было купить целый квартал с новыми домами в Майями. «Скидывались, кто сколько мог, — вспоминает Эйра. — Моя мама тоже положила $40, а сама она получала 38 в неделю». Конгресс не хотел видеть в столице этот памятник — разгар холодной войны, во всем советском — а Шевченко ассоциировался исключительно с СССР — американцы видели зло. Но при поддержке президента Дуайта Эйзенхауэра удалось получить добро. На открытие приехали украинцы со всего мира, даже из Китая и Австралии. Больше ста тысяч человек. За полвека до независимости Украины распевали народные песни, читали стихи и уверяли, что исполнится завет Кобзаря и Украина будет независимой.
Кобзарь. О том, что это Шевченко сразу и не догадаешься
В Польше есть несколько памятников Кобзарю. В городе Белый Бор находится один из самых оригинальных — четырехметровая громоздкая голова поэта на постаменте. Совсем другой памятник в столице Польши — Шевченко молодой, грациозный, с тонкой талией и утонченными пальцами, пряди волос аккуратно уложены. Наши в Варшаве шутят, что им достался самый гламурный Шевченко. К тому же, он похож... на Пушкина.
Как-то после серьезной международной физико-математической конференции профессора-поляки решили показать своим коллегам из Москвы Варшаву. Проходя мимо памятника Шевченко, кто-то из провожатых гордо выкрикнул: «А вот памятник вашему знаменитому и любимому во всем мире молодому поэту Алексею Пушкину!». Профессора из России корректно поправили: «Не Алексей, Александр!». И только после того, как вся делегация перефотографировалась с «Пушкиным», кто-то вчитался в подпись: «Тарас Григорьевич».
Стоит добавить, что цветы к памятнику несут и украинцы, и россияне. Последние надеются, что когда-нибудь появится памятник и их мэтру — бронзового Пушкина в польской столице пока нет.
О дружбе третьего президента Украины Ющенко и главы Грузии Саакашвили в народе сложили не одну легенду. Есть байка и о том, как главы государств договорились о тбилисском памятнике Тарасу Шевченко. Якобы на очередном совместном застолье украинский президент сказал, что сделает дружественной стране шикарный подарок — Кобзаря. А грузинский отвесил щедрый реверанс, пообещав, что найдет прославленному сыну украинского народа место в самом центре Тбилиси.
«Ну, легенда легендой, — говорит директор грузинско-украинской школы Валентина Мельниченко-Марджанишвили. — Но история появления этого памятника в Тбилиси странная. Его поставили очень быстро — всего за одну ночь! Это, наверное, рекорд. Вечером студенты Тбилисского государственного университета шли с занятий через парк — было пусто, а утром обнаружили глыбу, накрытую тряпкой. Днем памятник уже открыли. Конечно, Шевченко никогда не был на Кавказе, и многим здесь не понятно, почему памятник ему стоит в самом центре города, но особых возмущений по этому поводу ни у кого не было».
Интересно, что сам памятник, сделанный на деньги Киевского городского бюджета творческим объединением «Художник», был доставлен на Кавказ президентским самолетом.
Тарас из Софии (на фото), которого установили на одной из центральных площадей болгарской столицы всего год назад, уже вошел в свадебную традицию местных — считается, что если молодожены прикоснутся к чубчику поэта, то брак у них будет долгий и крепкий. А вот Шевченко на острове Свободы установлен недалеко от местной школы. И туфли бронзового поэта всегда натерты до солнечного блеска. У кубинских школьников, которые считают Шевченко великим просветителем из СССР, есть традиция: для удачного экзамена нужно натереть Шевченко левую туфлю, а чтобы повезло в любви — правую.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.