8 октября 1993 года газета "Нью-Йорк тайм" опубликовала статью "Русская машина Судного дня", в которой впервые в открытой печати появились сведения о системе управления советскими (тогда уже — российскими) ракетными войсками.
8 октября 1993 года газета "Нью-Йорк тайм" опубликовала статью "Русская машина Судного дня", в которой впервые в открытой печати появились сведения о системе управления советскими (тогда уже — российскими) ракетными войсками.
Впервые же было сообщено и ее название — "Периметр", когда-то сверхсекретное, а теперь известное всем, кому надо и кому не надо.
Так что же это за система?
Система Периметр (индекс УРВ РВСН: 15Э601) — комплекс автоматического управления массированым ответным ядерным ударом, созданный в СССР в разгар холодной войны. Предназначен для гарантированного обеспечения пуска шахтных МБР и БРПЛ в том случае, если в результате нанесения противником сокрушительного ядерного удара по территории СССР будут уничтожены все командные звенья РВСН, способные отдать приказ об ответном ударе. Система всё ещё засекречена и может по сей день находиться на боевом дежурстве, поэтому любая информация о ней не может быть подтверждена как однозначно достоверная, либо опровергнута, и должна рассматриваться с должной степенью скептицизма. Ведь судя по малому количеству как источников, так и самой информации о системе, вполне логично можно сделать вывод что это была своего рода дезинформация.
Журнал Wired пишет довольно интересную статью, привожу ее перевод. Хочется отдельно отметить что почти вся информация об этой системе исходит из зарубежной прессы. В основном это связанно с эмиграцией одного из разработчиков системы, Владимира Ярынича, в США. В неофициальном интервью, данному журналу Wired, он рассказывает:
Она была разработана так, чтобы находиться в дремлющем состоянии, пока высокопоставленное официальное лицо не активирует её в кризисной ситуации. Тогда она начала бы мониторить сеть датчиков — сейсмических, радиационных, атмосферного давления — на признаки ядерных взрывов. Прежде чем запустить ответный удар, система должна была бы проверить четыре "если": если система была активирована, сперва она попыталась бы определить, имело ли место применение ядерного оружия на советской территории. Если бы это оказалось похожим на правду, система проверила бы наличие связи c Генеральным штабом. Если связь имелась, система бы автоматически отключилась по прошествии некоторого времени — от 15 минут до часа — прошедшего без дальнейших признаков атаки, в предположении, что официальные лица, способные отдать приказ о контратаке, по-прежнему живы. Но если бы связи не было, "Периметр" решил бы, что Судный день настал, и незамедлительно передал право принятия решения о запуске любому, кто в этот момент находился бы глубоко в защищённом бункере, в обход обычных многочисленных инстанций.
Вкратце, принцип действия системы таков: после приказа, полученного от высших звеньев управления РВСН на специальный командный пункт, происходит запуск командной ракеты 15П011, на которой находится СГЧ 15Б99, которая в полёте передаёт команды на пуск всем ПУ и командным пунктам РВСН, на которых находятся соответствующие приемники. Т.е. в обход почти всех командных звеньев можно было начать ответный ядерный удар.
Западная пресса сразу окрестила эту систему машиной судного дня. На мой взгляд "Периметр" не совсем подходит под это определение, зато это определение в полной мере отражает отношение к данной системе.
Долго искал интересную информацию о разработке "Периметра", но везде встречал одно и то же, поэтому решил не только поставить ссылку на википедию, но и привести в статье эту информацию, с маленьким дополнением.
В ходе Холодной войны обеими сторонами противостояния были созданы высокоэффективные средства радиоэлектронного подавления противником средств боевого управления РВСН, в результате чего стала крайне актуальной задача гарантированного доведения боевых приказов от высших звеньев управления (Генштаб ВС СССР, Управление РВСН) до командных пунктов и отдельных пусковых установок стратегических ракет, стоящих на боевом дежурстве, в случае полномасштабного конфликта. В процессе конструкторских изысканий появилась идея использовать в качестве резервного канала связи специальную командную ракету, оснащённую мощным радиопередающим устройством, запускаемую в случае гарантированного поражения высших командных звеньев РВСН и подающую команды на запуск всех ракет, находящихся на боевом дежурстве, по всей территории СССР. Работы над темой особой командной системы, получившей название "Периметр", были поручены КБ "Южное", постановлением правительства СССР № 695—227 от 30 августа 1974 г. Первоначально предполагалось использовать в качестве базовой ракету МР УР-100 (индекс 15А15), однако впоследствии разработчики остановили свой выбор на ракете МР УР-100УТТХ (индекс 15А16).
Переработанная в части системы управления командная ракета получила индекс 15А11, и декабре 1975 года был выполнен её эскизный проект.
Вместо штатной боевой части на ракетах 15А11 устанавливалась особая головная часть (индекс 15Б99), включавшая в себя специально разработанную ОКБ ЛПИ для целей проекта радиотехническую систему. Для обеспечения необходимых условий работы радиоаппаратуры головная часть должна была во время полёта сохранять постоянную ориентацию в пространстве. Была спроектирована специальная система ориентации и стабилизации, использующая холодный сжатый газ, что существенно сократило её стоимость и сроки создания. Изготовление специальной головной части было организовано на НПО Стрела в Оренбурге (на предприятии, на котором лично я бывал не раз, в ближайшее время постараюсь рассказать вам о его истории).
После наземной отработки технических решений ракетного комплекса в 1979 г. начались лётно-конструкторские испытания командной ракеты. На испытательном полигоне для этого были сооружены две экспериментальные шахтные пусковые установки. Помимо этого был создан специальный командный пункт, оснащенный новой, уникальной аппаратурой боевого управления для обеспечения дистанционного контроля и пуска командной ракеты.
Лётные испытания ракеты проводились под руководством Государственной комиссии во главе с генерал-лейтенантом В. В. Коробушиным, первым заместителем начальника Главного штаба РВСН. Первый пуск ракеты с экспериментальной моделью передатчика был успешно проведен 26 декабря 1979 года. В процессе испытаний были опробованы разработанные сложные алгоритмы сопряжения всех систем, участвовавших в испытаниях, возможность обеспечения ракетой заданной траектории полета и работа всех служебных систем ГЧ в штатном режиме, подтверждена правильность принятых технических решений.
Всего для летных испытаний было изготовлено 10 ракет. В ходе испытаний системы были проведены реальные запуски МБР разных типов с боевых объектов по приказам, переданным командной ракетой 15А11 во время полета. Для этого на пусковых установках этих ракет были смонтированы дополнительные антенны и установлены приёмные устройства системы "Периметр". Позже подобным доработкам подверглись все пусковые установки и командные пункты РВСН. Всего в ходе лётно-конструкторских испытаний шесть пусков были признаны успешными, и один — частично успешным.
В связи с успешным ходом испытаний и выполнением поставленных задач Госкомиссия сочла возможным удовлетвориться семью пусками вместо запланированных десяти. Одновременно с лётными испытаниями ракеты призводились наземные испытания работоспособности всего комплекса в условиях воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. Испытания проводились на полигоне Харьковского физико-технического института, в лабораториях ВНИИЭФ (г. Арзамас-16), а также на ядерном испытательном полигоне Новая Земля.
Проведенные проверки подтвердили работоспособность аппаратуры при уровнях воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, превышающих заданные техзаданием Министерства обороны СССР. Кроме того, в ходе испытаний постановлением правительства была поставлена задача расширить функции комплекса, с доведением боевых приказов не только до объектов РВСН, но и для РПКСН, самолётов дальней и морской ракетоносной авиации на аэродромах и в воздухе, и пунктов управления РВСН, ВВС и ВМФ. Лётно-конструкторские испытания командной ракеты были завершены в марте 1982 г, и в январе 1985 г. комплекс "Периметр" был поставлен на боевое дежурство.
В создании комплекса принимали участие многие предприятия и организации различных министерств и ведомств. Основные из них: НПО Импульс (В. И. Мельник), НПО АП (Н. А. Пилюгин), КБСМ (А. Ф. Уткин), ЦКБЭМ (Б. Р. Аксютин), МНИИРС (А. П. Биленко), ВНИИС (Б. Я. Осипов), ЦКБ Геофизика (Г. Ф. Игнатьев), НИИ-4 МО (Е. Б. Волков).
Ключевыми компонентами данной системы являются командная ракета 15А11 и приемные устройства, обеспечивающие прием приказов и кодов от командных ракет. Командная ракета 15А11 системы Периметр - единственный широко известный компонент комплекса. Имеют индекс 15А11, разработаны КБ "Южное" на базе ракет МР УР-100У (индекс 15А16). Оснащены специальной головной частью (индекс 15Б99), содержащей радиотехническую командную систему разработки ОКБ ЛПИ. Техническая эксплуатация ракет идентична эксплуатации базовой ракеты 15А16. Пусковая установка — шахтная, автоматизированная, высокозащищенная, вероятнее всего, типа ОС — модернизированная ПУ ОС-84. Не исключается возможность базирования ракет и в других типах пусковых шахт.
В заключение хочется сказать, что система "Периметр" после постановки на боевое дежурство работала и периодически использовался в ходе командно-штабных учений. В декабре 1990 на вооружение была принята модернизированная система, получившая название "Периметр-РЦ", работавшая вплоть до июня 1995 года, когда в рамках соглашения СНВ-1 комплекс был снят с боевого дежурства.
О системе ходит очень много слухов в том числе, что она была снова поставлена на боевое дежурство в 2002-2003 годах, или по истечению СНВ-1 в 2009.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.