Тарас Бычко, несмотря на довольно молодой возраст – один из наиболее заметных украинских фотографов. В его интересы входят как уличная фотография, так и документальные проекты, хотя порой сам Тарас Бычко не знает, где именно между ними следует провести грань.
Точно также не отделяет он «большого» искусства от «малого», снимая как для больших фотоконкурсов, так и для Инстаграм. От проектов на улицах родного Львова Бычко непринуждённо перемещается в стены двухкомнатной квартиры и снимает своих родных так, что его работы вместо семейного альбома отправляются на выставки. Одним словом, перед нами талант незаурядный, сдобренный трудолюбием, изобретательностью и мгновенной реакцией.
Тем удивительней, что Бычко, в отличие от многих коллег, не грезил фотографией с детства-юности – страсть настигла его уже во вполне сознательном возрасте, после рождения сына. Сфотографировав чадо со всех сторон, он стал изучать работы классиков – от Рея Мецкера до Георгия Пинхасова – и словно попал в новый мир. Продолжая работать юрисконсультом в солидной фирме, Бычко стал искать свой стиль. От чёрно-белых, почти сюрреалистических композиций с использованием моделей (пусть это были просто знакомые) и скромного реквизита (что нашлось на заднем сиденье машины), молодой талант перешёл к уличной фотографии, принёсшей ему первую известность.
Впрочем, нельзя сказать, что слава Бычко была скороспелой, нет. Он, веря, что вдохновение приходит только к тем, кто упорно трудится, взял за правило каждый день в любую погоду выходить на улицы Львова и искать свой главный кадр, что вылилось в итоге в проект «365 дней света и тени». Часто уличная фотография отталкивается от человека, но Бычко настаивает, что для него люди в первую очередь – части композиции, визуальные и смысловые акценты, которые лишь равноправно дополняют цветовые решения, игру света и тени, композицию etс. Больше того, фотограф ставит для себя за правило оставаться незамеченным:
«Я стараюсь снимать так, чтобы они меня не замечали и ситуация была естественной. Если у меня был зрительный контакт с человеком через объектив фотоаппарата, я не буду нажимать на спуск. В стрит-фотографии не надо быть режиссером – важно наблюдать и вовремя сделать кадр».
Прелесть уличных фото Тараса Бычко сложно передать словами. Порой они несут в себе изящный, почти эстетский визуал, прорастающий сквозь постсоветские реалии. Но даже фото, лишённые, на первый взгляд, сложной эстетики, совсем не хочется перематывать поскорее – есть во всех этих обшарпанных двориках, старушках, придомовом ЖЭК-арте и трамваях – неуловимая прелесть. Этакий «slice of life» или, говоря по-русски, «ломтик жизни», её срез, полновесный концентрат, подобный брошенному взгляду, который никогда больше нельзя повторить, ведь мир вокруг неуловимо меняется каждую секунду.
Это в том числе определяет одну из творческих задач, которые ставит перед собой Бычко. Фотограф пытается зафиксировать мир, который любит, который уже изменился, но ещё пока не исчез. Именно поэтому большая часть снимков Бычко не смакует многочисленные туристические достопримечательности Львова, а обращает взгляд к спальным районам. Самому большому «спальнику» города, району Сихов посвящена отдельная ностальгическая серия. По словам фотографа, это совсем «другой Львов» и даже больше – примета места-времени, образ, который легко «считает» житель Нижнего Новгорода, Алма-Аты или Таллина.
«Мне приятно, что люди, которые видят фотографии из этой серии, начали ассоциировать их со своими городами, такими же спальными микрорайонами Украины – главными пространственными единицами социалистического города времен советской урбанизации. Люди начали узнавать в этом что-то «своё».
Если касаться фотопроектов, то нельзя не упомянуть и цикл снимков «Две комнаты», в котором Бычко постарался запечатлеть взросление своих детей, выйдя при этом за рамки стандартного фотоальбома. Даже само название подчёркивает нетривиальность поставленной задачи – много ли локаций и «незамыленного» реквизита найдёшь в таком ограниченном пространстве? Однако же фотографу раз за разом удаётся находить блестящие и нетривиальные решения. Порой он схватывает ускользающую реальность, иногда конструирует кадр, а подчас лишь легко манипулирует камерой, чтобы добиться неожиданного эффекта.
Близким по смыслу к «Двум комнатам» оказался и проект «Изоляция», в котором Бычко поставил перед собой задачу передать карантин 2020-го года не через некие внешние приметы времени, а через собственные ощущения. «Наблюдая, как эту тему освещают другие фотографы, мне не хотелось снимать уже привычные маркеры – людей в масках и перчатках, социальную дистанцию – или делать что-то вроде карантинного дневника. Зато, пока я пропускал эту тему через себя (или она – меня?), в воображении спонтанно возникали и накапливались определенные образы состояния внутренней изоляции», – говорит Бычко. Эта тема вновь подтолкнула фотографа к чёрно-белым тонам и сюрреалистическим образам, демонстрируя его талант не закосневать, почивая на лаврах, а откликаться на самые неожиданные вызовы.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.