Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Интересное Фоторепортажи

Советские фотографы: от искренности к эротике и сюрреализму. Часть 1

Советская послевоенная фотография, пусть черпая вдохновение в работах предшественников и будучи ограниченной определёнными идеологическими рамками, тем не менее, находила способы обходить табу и выискивала новые, более соответствующие духу времени сюжеты.

Пафос уступил место искренности, частное стало фотографам интересней общегосударственного, уличной фотографии было суждено  доминировать над репортажной, хотя сохранились как традиция экспериментального, так и постановочного фото. Внутрисоветские эпохи сменялись, ослабление авторитарной власти государства позволяло авторам двигаться в прежде табуированных направлениях: от сюрреализма до эротики.

Этот материал должен стать логическим завершением цикла о советской фотографии, начатой довоенной и продолженной военной подборкой работ лучших фотографов страны советов. Огромная эпоха, уместившаяся в скромные семьдесят лет, была пропитана великими свершениями и печальными событиями, она создала яркие характеры и типажи, предвосхитила нас и предопределила развитие всей мировой истории даже канув в небытие. Каждый из приведённых ниже фотографов – свидетель этой эпохи, преломивший в объективе собственной камеры её величественную и тревожную необъективность.

Александр Абаза (1934-2011)

Александра Абаза можно назвать одним из главных продолжателей довоенной фотографической традиции. Его работы пронизаны не только традиционными мотивами вроде отображения индустриальных или спортивных свершений, но в них сохраняется авангардный подход к фотографии. Его внимание к визуальным созвучиям, неутомимость в экспериментах выделялись на фоне творчества других фотографов, ищущих более простые и менее пафосные способы выражения. Снимки Абаза же взяли лучшее из уходящей эпохи с поправкой на актуальное сегодня. Ставшее для нас «вчера», оно, тем не менее, не потеряло ни в красоте, ни в творческой свободе, отличающей подлинного художника.

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 3

Гимнастки. Ольга Корбут, Любовь Бурда, Эльвира Саади и Любовь Богданова, 1973

sovetskie poslevoennie fotografi abaza

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 2

Гимнасты, 1980

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 4

Монтажники. Строительство стана 3600. Завод Азовсталь. Жданов, 1973

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1 4

Первенство мира по спидвею, 1975

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1

Рельсы Азовстали, 1972

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1 2

На арене Ю.Никулин. Москва. Цирк на Цв.Бульваре, 1974

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1 3

Ожерелье реки, 1964

sovetskie poslevoennie fotografi abaza 1 5

Уборка картофеля, 1970-е

Николай Хорунжий (1907-1979)

Так вышло, что Николай Хорунжий, классик соцреализма, бывший «старшим товарищем» для плеяды послевоенных фотографов, предвосхитил появление после долгого перерыва новой волны фотографов ню. «Новая квартира» получила признание и одновременно была подвергнута санкциям со стороны Министерства культуры, что, впрочем, не помешало ей обрести статус культовой. Вместе с «Догулялся» они являются визитной карточкой Николая Хорунжего.

sovetskie poslevoennie fotografi horunjiy 4

Новая квартира, 1959

sovetskie poslevoennie fotografi horunjiy

sovetskie poslevoennie fotografi horunjiy 2

Догулялся, 1960

sovetskie poslevoennie fotografi horunjiy 3

На кондитерской фабрике, 1952

Валерий Плотников (1943-…)

Валерий Плотников специализировался на портретной съёмке, которая вскоре и сделала из него штатного летописца столичной богемы. Он фотографировал всех безоговорочных звёзд вроде Михалкова, Высоцкого, Смоктуновского и Пугачёвой, его приглашали осветить для внутрибогемной «тусовки» визиты заезжих титанов вроде режиссёра Антониони или сделать семейное фото для актёрской/певческой династии. Подход Плотникова не формальный, демократичный позволял показать его героев не просто глянцевыми идолами – а живыми, настоящими людьми.

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 1 4

Алла Пугачёва и Кристина Орбакайте

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 1

Александр Барышников

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 1 2

Микеланджело Антониони в окружении советской богемы

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 1 3

Никита Михалков
sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov

Николай Караченцов

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 2

Георгий Параджанов

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 3

Владимир Высоцкий

sovetskie poslevoennie fotografi plotnikov 4

Иннокентий Смоктуновский

Евгений Умнов (1919-1975)

Представитель старой школы классической советской репортажной фотографии, Умнов снимал восстанавливающуюся после Великой Отечественной страну, её стройки и парады, но прославился в первую очередь как советский Эдгар Дега – делая снимки балерин. Даже величественную Майю Плисецкую затмил простенький сюжет о балеринах у стойки буфета, ставший одним из самых узнаваемых снимков эпохи.

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 1 3

Сцена из балета «Лебединое озеро». Большой театр, 1950-е

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 1

Без названия, 1950-е

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 1 2

Строительство главного здания МГУ. Слева с фотоаппаратом корреспондент Яков Халип, 1951

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 1 4

Фестиваль, 1957

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 3

Лебеди. Артистки балета Большого театра СССР в буфете Кремлевского Дворца съездов, 1963

sovetskie poslevoennie fotografi umnov

Весенний базар, 1 мая 1947

sovetskie poslevoennie fotografi umnov 2

Вид на Красную площадь с Васильевского спуска, 7 ноября 1946

© 2012–2020 Сameralabs.org


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.