Одна из крупных статей экспорта Украины - железная руда - находится под угрозой.
Одна из крупных статей экспорта Украины - железная руда - находится под угрозой.
Об этом пишет в Фейсбуке известный инвестбанкир, партнер-основатель компании FinPoint Сергей Будкин.
"События 2025 могут сделать его (украинский экспорт железной руды - Ред.) экономически невыгодным очень и очень надолго. Дело в том, что в конце 2025 года в Симанду (это в Гвинее, в Африке) запускается самый большой в мире карьер по добыче железной руды, который строился более 25 лет консорциумом из австралийско-британской Rio Tinto и китайской Chinalco", – сообщил он.
По его словам, карьер Симанду через тридцать месяцев после запуска должен выйти на проектную мощность в 90 миллионов тонн руды, то есть один карьер будет производить примерно в три раза больше, чем вся Украина.
"Это все будет происходить на фоне ожидаемого снижения спроса на железную руду в Китае, где государство все меньше и меньше заинтересовано в дальнейшем строительстве бесконечных жилых кварталов, потому что уже построенные некому продавать, а строительство – главный фактор формирования спроса на сталь", – добавил Будкин.
Поэтому, по его словам, прогнозы цены на железную руду на 2026-2027 годах и позже довольно неутешительны.
"Австралийские аналитики соревнуются в том, чей прогноз будет самым пессимистичным, однако консенсус сейчас выглядит примерно так: цена на железную руду упадет до 85 долларов за тонну в конце 2025 года, после того - до среднего значения в 80-82 долларов за тонну в 2026 году и будет держаться на этом уровне", – рассказал он.
Такое паление цены фактически сделает убыточной добычу руды в Украине.
"Теперь давайте посмотрим на это с точки зрения Украины. Вы добыли тонну железной руды, например, на Полтавском ГОК. Себестоимость добычи, по последним данным Ferrexpo, составляет 76,5 долларов за тонну окатышей с содержанием железа в 65%. Стоимость таких окатышей чуть выше стандартной руды с содержанием железа в 62% и сегодня составляет 116,5 долларов за тонну. ПГОК грузит свои окатыши на вагоны "Укрзализныци", платит 5 долларов за тонну УЗ за транспортировку в Одессу/Черноморск. Там платит еще 5 долларов за тонну за перегрузку в порту из железнодорожного вагона на судно и после того платит еще 30 долларов (до войны было 20 долларов, но сейчас ставки фрахта из Одессы в Китай в связи с войной повысились в среднем в полтора раза) за то, чтобы окатыши доехали в Китай. То есть ПГОК продает в Китай окатыши, цена которым сегодня 116,5 долларов в порту Тяньцзинь, и зарабатывает на этом ровно 116,5 долларов минус себестоимость 76,5, минус "Укрзализныце" 5, минус порт 5, минус фрахт 30... Равняется... Равняется... Нулю равно", – написал Будкин.
Но уточнил, что "в этой арифметике есть один резерв: если будет любое постоянное прекращение огня, стоимость фрахта может вернуться к предвоенным показателям в 20 долларов на тонне и ПГОК будет прибыльным".
"Однако неизвестно, когда будет такое прекращение огня и будет ли оно устойчивым, а вот цены на железную руду будут точно падать следующие несколько лет и экономика добычи железной руды в Украине точно не будет улучшаться. При 85 долларах за тонну стандартной руды продукция ПГОК будет продаваться примерно за 92-93 доллара, то есть даже при постоянном прекращении огня и уменьшении ставок фрахта из Украины до 20 долларов за тонну ПГОК будет работать в убыток", – добавил он.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.