Рада хочет привлечь дополнительные деньги в бюджет за счет банковской сферы.
Рада хочет привлечь дополнительные деньги в бюджет за счет банковской сферы.
В условиях войны каждая копейка на счету. Поэтому народные избранники пытаются изыскать все новые способы наполнения государственного бюджета. На этот раз дошли руки до банков. Для них налог хотят повысить – ни много ни мало, а вдвое.
Решение, на первый взгляд, логичное – речь идет о налоге на прибыль. С другой стороны, недополучение этой самой прибыли обычно приводит к перекладыванию финансовой нагрузки на потребителя. А услугами банков в стране пользуются, так или иначе, все. Пострадают ли простые украинцы и насколько сильно, выяснили Vesti.ua.
Речь идет о проекте закона №9656д, который был принят Верховной Радой 19 октября в первом чтении. Он предусматривает дополнительное временное налогообложение банков с 1 января 2024 года до конца 2025 года. А именно: повышение ставки налога на прибыль вдвое – до 36%, без права зачисления убытков прошлых периодов.
Документ разработан налоговым комитетом ВР. По словам главы комитета Даниила Гетманцева, принятие законопроекта дополнительно принесет в бюджет 10 млрд грн.
Аргументация разработчиков – появление в Украине обстоятельств, благоприятных для роста чистой прибыли банков, которые не являются непосредственным следствием повышения производительности банковского сектора. Речь идет об усилении инфляционного давления и введении более жестких монетарных условий.
Действительно, за первые восемь месяцев 2023 года банки получили 95,1 млрд грн. прибыли – что в более чем десять раз превышает аналогичные показатели прошлого года.
При этом в самом документе нет надлежащего обоснования ни срокам, ни размеру увеличения ставки, что может противоречить регламенту ВР, как гласит вывод экспертной комиссии. Также нет и оценки влияния потенциального закона на изменение стоимости банковских кредитов, ставки по депозитам и прочим услугам для простого народа.
После того как главный налоговик страны бодро отрапортовал о промежуточном успехе документа в Telegram, украинцы в комментариях к посту сразу отреагировали в пессимистическом ключе. "Ожидаем повышения стоимости банковских услуг", – был их ответ.
Итак, обыватели уверены, что прибыль банков не снизится – за все традиционно заплатит клиент.
Чтобы на пальцах подсчитать, насколько может вырасти комиссия банков, возьмем простой пример. Допустим, чистая прибыль финучреждения составляет 100 грн. в единицу времени. Из нее по действующему налогу государству причитается 18%, то есть 82 грн. останется у банкира.
100 – 0,18 х 100 = 82
При новом налоге в 36% банкир может сказать: нет, я хочу по-прежнему получать свои 82 грн. Тогда его чистую прибыль обозначим за Х:
Х – 0,36Х = 82
0,64Х = 82
Х = 128
Соотношение 128 к 100 дает нам рост в 28%. То есть если банк захочет после введения нового налога переложить финансовое бремя на клиента и продолжать зарабатывать, как раньше, ему нужно будет повысить стоимость своих услуг для простого украинца на 28%.
Разумеется, подсчеты максимально упрощенные, поскольку в реальной жизни на банковскую прибыль действует гораздо больше переменных. Так что цифра будет отличаться от ориентировочных 28%.
Рост стоимости банковских услуг – далеко не самое страшное, чем грозит обернуться инициатива нардепов. Самих услуг может не быть. Банкам будет невыгодно выдавать кредиты, и они переключатся на гарантированные государством облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ).
"Банки для нивелирования негативного влияния увеличенной вдвое ставки налога будут направлять свою деятельность именно на высокодоходные операции с соответствующими ценными бумагами, а не на кредитование экономики как основной функции банка", – предупреждает о рисках первый замглавы Главного научно-экспертного управления аппарата ВР Сергей Гудзинский.
Чтобы узнать, настолько ли печальное будущее нас ждет, Vesti.ua связались с другим замглавы – налогового комитета ВР, нардепом Ярославом Железняком. Он заверил нас, что опасения беспочвенны и документ учитывает все риски.
"Все рассказы о сворачивании кредитов и операциях по ценным бумагам не соответствуют действительности. Прибыль в любом случае у банков будет. Вопрос только в том, сколько налогов они заплатят с этой прибыли", – рассказал Vesti.ua Железняк.
Введение дополнительного налогообложения банков – это общеевропейская практика, вызванная тем, что высокая инфляция повлекла за собой и достаточно высокие доходы по государственным ценным бумагам, объясняет Железняк. И Украина, по его словам, отстает по внедрению этого налога.
"Поэтому когда нам рассказывают, что это не надо делать – мягко говоря, это больше выглядит как лоббизм конкретной отрасли, чем какое-то конструктивное предложение. Что отмечают даже наши международные партнеры", – говорит нам нардеп.
Для подтверждения слов Железняка Vesti.ua обратились к украинским банкам с просьбой прокомментировать парламентскую инициативу. И действительно, председатель правления Глобус Банка Сергей Мамедов в новом налоге никаких проблем не видит.
"За счет периода дорогой гривни и значительной ликвидности банки смогли получить большие прибыли в 2023 году. Рассчитываем, что и 2024 год будет прибыльным, и новый налог критически не повлияет на финансовую стабильность банковской системы", – отметил в комментарии Vesti.ua Мамедов.
По мнению банкира, закон следует считать объективным хотя бы потому, что идет война и весь бизнес в Украине сейчас зависит от ситуации на фронте.
"Для этого нужны деньги, военные нужды требуют безумных расходов, которые не всегда могут покрыть наши международные партнеры. Именно поэтому увеличенную ставку налога следует воспринимать именно в этой плоскости. Это позволит направить в бюджет страны дополнительные 10 млрд грн.", – солидарен с депутатами Мамедов.
Законопроект не даром носит кодовое имя №9656д – это означает, что он был доработан. Ярослав Железняк отмечает, что это происходило с учетом пожеланий банкиров.
"Тот вариант, который предложен, разрабатывался в консультации с банковскими ассоциациями. Именно поэтому получился вариант "д". Поэтому рисков ни мы, ни Нацбанк, ни Минфин не видят", – уверяет нардеп.
В частности, ввести новый налог в первоначальном документе планировали на 2024-2026 годы, то есть на три, а не на два года. Поэтому что касается конкретно сроков, то в данном случае пошли на уступки индустрии, говорит Железняк. А банковских клиентов просит сохранять спокойствие.
"Никакого перекладывания на клиентов бремени не произойдет, потому что это как раз налогообложение прибыли. Поэтому в данном случае, в дискуссии с банковскими ассоциациями, они соглашаются на такую меру", – отмечает замглавы налогового комитета.
Банкир Сергей Мамедов считает, что увеличенная налоговая нагрузка на банки существенно не повлияет на возможный пересмотр ставок по кредитам и депозитам. Другое дело – политика Нацбанка.
"Возможное снижение учетной ставки на 1-2 п. п., до 18-19%, будет побуждать банки к уменьшению кредитных и депозитных ставок. При уменьшении доходности ОВГЗ и депозитных сертификатов НБУ банки начнут больше внимания уделять кредитованию", – прогнозирует Мамедов.
Как видим, опасения простых украинцев о росте стоимости банковских услуг могут не иметь под собой существенного основания. Нардеп Железняк призывает не разводить "зраду" на пустом месте.
"Очень бы хотелось, чтобы некоторые большие защитники банков иногда вспоминали, что мы сейчас финансируем армию только за счет налогов. И перед тем как что-то писать и давать экспертные заключения, немного разобрались в матчасти", – резюмирует Железняк.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.