Переселенцы жалуются на отсутствие пособия от государства.
Переселенцы жалуются на отсутствие пособия от государства.
У временно перемещенных лиц снова возникли проблемы – задерживают выплаты 2000 грн. на взрослого и 3000 грн. на ребенка. Как отмечают в правительстве, на всех денег не хватает, с учетом того, что ВПЛ становится больше с каждым днем. И уже некоторым переселенцам снимают пособие.
Переселенцы массово жалуются на отсутствие пособия от государства. Кто-то не получил за май, а кому-то перестали выплачивать с марта. Для многих переселенцев эта помощь является единственным источником существования, и на ее стабильную выплату рассчитывают тысячи семей. В правительстве о проблемах с выплатами знают и даже дали распоряжение немедленно погасить задолженность. Как отметила вице-премьер-министр – министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук, возникли разногласия между некоторым ответственными ведомствами, что и сказалось на выплатах.
“Задержка выплат создает социальное напряжение. Люди должны получать выплаты пособия на проживание в четкие сроки. Ведь для многих из них это единственный источник дохода”, – убеждена вице-премьер.
По результатам совещания Министерству финансов совместно с Минсоцполитики поручено проработать вопрос о внесении изменений в соответствующую бюджетную программу с целью обеспечения внутри перемещенных лиц социальными выплатами в течение второго выплатного периода. И тем, кому не прекращали выплаты, обещают перечислить деньги за май в конце месяца.
Но при этом десяткам тысяч переселенцев без объяснения причин были прекращены выплаты, начиная с марта-апреля. Стоит сказать, что это стало неожиданностью. К примеру, как рассказала жительница Ирпеня перебравшаяся в начале вторжения в Винницу и которая не может вернуться, так как дом серьезно пострадал в результате боевых действий, и нужны колоссальные деньги на восстановление, выплаты перестали поступать в марте. В апреле ей позвонили из винницкого “Прозрачного офиса” для уточнения информации. Спросили, восстановлен ли дом, и сказали, чтобы ирпенчанка переслала им доказательство того, что жилище не пригодно к проживанию – выданные акты архитектурной комиссии о степени разрушений, заключение пожарной инспекции о том, что выгорели все коммуникации и ряд квартир, и даже фотографии, все то, что подавалось в “Дію”. Так как, по словам сотрудницы офиса, у них нет доступа в “Дію”, чтобы уточнить данные. Все было сделано, но выплаты так и не возобновились.
С подобной проблемой столкнулись жители других регионов, которые покинули свои дома в начале военных действий в прошлом году.
Собственно, в начале мая министр социальной политики Оксана Жолнович сообщила о том, что власти собираются отказывать в помощи переселенцам из-за нехватки денег на фоне растущего количества переселенцев. В прошлом году на выплату помощи ВПЛ в бюджете было заложено 57 млрд гривен, но выплачено было только 53 млрд. А в этом году ситуация изменилась, отметила чиновница. Общин, находящихся в зоне боевых действий или во временной оккупации, не уменьшается, и, соответственно, за помощью обращается все больше и больше людей. Поэтому в Минсоцполитики разрабатывают механизм, как сократить численность получателей помощи и выплачивать не всем, а только определенной категории беженцев.
Как считают в министерстве, те, кто находится в статусе более года, здоров и трудоспособен, должен был найти работу по новому месту жительства, и они уже не нуждаются в выплате 2000 грн.
“Логичнее смотреть с учетом адресности, потому что сегодня мы платим всем и мы не проверяем – а может, человек уже работает, а может, он вообще уже работал. Все-таки, если ты год работал, то какую-нибудь “подушку” относительной стабильности себе обеспечил”, – считает чиновница.
На основании этого Минсоцполитики намерено оставить помощь только тем ВПЛ, кто недавно переселился из зоны боевых действий, инвалидам и переселенцам, возраст которых и состояние здоровья не позволяет найти работу.
Собственно, сами переселенцы рассказывают, что действительно среди них есть такие, кто уехал с территорий, где сейчас идут интенсивные бои, уже давно. На новом месте устроились на работу, обжились и благодаря прописке оформили статус переселенца. И что вот таких можно лишать выплат. Но все забывают о том, что возвращаться им некуда.
Если же брать, к примеру, людей, проживавших на территории, где велись боевые действия, которые сегодня отстраиваются, нужно учитывать то, есть ли им куда возвращаться, а не лишать их выплат только потому, что прошел год после того, как они стали беженцами, как заявила министр соцполитики Жолнович. И такая политика ни к чему хорошему не приведет, считает экс-министр соцполитики Андрей Рева, люди пойдут в суд отстаивать свои права. По его мнению, лишать выплат переселенцев, лишившихся дома, – это неправильно.
“Вопрос можно решить, уменьшив расходы на строительство дорог и добавив на выплаты переселенцев. И даже увеличив выплату. Есть же приоритетные вещи, и сегодня это не дороги, а люди. Аморально переселенцев лишать выплат”, – говорит Андрей Рева.
Проблема внутренних переселенцев не в том, что у них нет работы, люди потеряли жилье, и сегодня у них затрат намного больше, чем у тех людей, у которых все осталось целое, которым не пришлось бежать, бросив все. И даже если они найдут работу, есть большие сомнения, что она будет большой, так как ВПЛ соглашаются на любые условия. И если их сейчас еще и лишать выплат, потому что они нашли работу, они перейдут в “тень”, будут получать зарплату в конверте. Это абсурд, подчеркивает Андрей Рева.
Да, есть ситуации, когда нужно лишать статуса ВПЛ. К примеру, люди купили жилье на новом месте или же вернулись в свой родной город, где уцелело их жилье, а они не снялись с регистрации. Но если с человека сняли пособие, а его жилье разрушено, даже если село, город, поселок уже давно освободили, и если человек на новом месте нашел работу – это непозволительно.
“Сегодня Минсоцполитики внесло изменения в законодательство, и теперь не всех переселенцев считают ВПЛ, а только тех, где ведутся боевые действия и оккупированная территория. Если эти люди не вернулись в места проживания, у них нет жилья – они должны остаться ВПЛ и получать выплаты. Они же выехали не по своей прихоти, их заставила это сделать военная обстановка. И если такое произошло, нужно писать заявление в соцслужбу и спрашивать, на каком основании его лишили выплат, и, получив ответ, идти в суд. ВПЛ освобождают от уплаты судебного сбора, и есть масса юристов, которые на благотворительной основе помогут грамотно составить иск к министерству. Написание жалоб не помогут решить проблему, только суд”, – советует Андрей Рева.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.