«Газпром» выполняет все свои контрактные обязательства по поставкам газа в Европу, в том числе по украинской ГТС. Европа же в последнее время нарастила как покупки, так и изъятие газа из хранилищ, уровень заполненности которых, например, в Германии сейчас около 30%. При этом, как сообщил замминистра энергетики России Павел Сорокин, «Газпром» получило от Оператора газотранспортной системы Украины письмо, в котором обозначаются риски для газоперекачивающих станций, которые находятся в зоне проведения специальной операции.
«В данном письме нет исходящего номера или даты, но тем не менее обозначены риски для работы 4-х компрессорных станций, в частности, КС «Новопсков», КС «Купянск», КС «Ромны», КС «Сумы», — цитирует чиновника официальный телеграмм-канал ведомства.
В сообщении также отмечается, что под контролем вооруженных сил РФ находятся только две из этих станций и по ним гарантируется полная безопасность. Кроме того, подчеркивается заинтересованность российской стороны в выполнении контрактных обязательств. Об этом ранее заявлял и вице-премьер Александр Новак, напомнивший, что Европа потребляет около 500 млрд кубических метров газа в год, из которых 40% обеспечивает Россия.
«При этом мы понимаем, что в связи с необоснованными обвинениями в адрес России относительно энергетического кризиса в Европе и введения запрета в отношении „Северного потока-2“, у нас есть полное право принять зеркальное решение и наложить эмбарго на прокачку газа через газопровод „Северный поток-1“, который сегодня загружен на 100%. Но пока мы этого решения не принимаем. От этого никто не выиграет. Хотя европейские политики своими заявлениями и обвинениями в адрес России нас к этому подталкивают», — отметил он.
В Евросоюзе не прекращаются дискуссии о возможности отказа от российских энергоресурсов, однако единой позиции нет. Если Польша уже сейчас требует перекрыть «Северный поток-1», то, например, в Греции, Нидерландах, Болгарии, Венгрии, Германии и некоторых других странах считают отказ от импорта российского газа, как минимум в ближайшей перспективе, нереалистичным.
«Если вы посмотрите на влияние этого повышения цен на счета за электроэнергию не только в Греции, но и во многих европейских странах, вы поймете, под каким давлением находятся наши граждане», — заявил премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис.
Впрочем, вопрос поставок газа и нефти Россия оставляет на усмотрение Запада и уговаривать никого не намерена, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров на пресс-конференции в Турции после переговоров со своим украинским коллегой Дмитрием Кулебой.
«Захотят они чем-то заменить? Ради бога! У нас рынки для сбыта будут, и они уже есть», — сказал он.
Вопрос о поставках и постепенном отказе от российских энергоносителей планируется обсудить на саммите лидеров стран ЕС в Версале 10−11 марта, а также на экстренной встрече министров энергетики стран «Большой семерки» (G7). Насколько Европа готова к снижению зависимости от российских энергоресурсов?
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков считает, что отрицать взаимозависимость России и Европы от поставок газа глупо.
«Если мы трубопроводами не поставляем газ в Европу, тогда мы вынуждены останавливать добычу. Получается, что европейский рынок лишится этого объема и мировой рынок их лишится, потому что заместить Россию некем, никто не может увеличить добычу газа в таком же объеме, сколько мы поставляем в Европу. Мы лишимся доходов, европейцы лишатся газа, из которого делают электроэнергию, отопление и многое другое», — заявил он в ходе пресс-конференции в НСН.
По его мнению, призывы Польши остановить «Северный поток-1» связаны с поиском собственной выгоды, чтобы в этом случае Варшава могла рассчитывать на прокачку больших объемов по «Ямал-Европе» и, возможно, увеличению транзита через Украину. На этом Польша хотела бы заработать.
«Новак давал сигнал Западу, что если введут санкции в энергетике, то Россия тоже введет санкции в энергетике и очень быстро этот обмен ударами приведет к тому, что мы прекратим торговать всем: и газом, и нефтью, и углем, а это будет полноценный энергетический коллапс», — подчеркнул он.
Эксперт предлагает дождаться реакции российских властей на санкции США в отношении российской нефти, которые уже анонсированы. По его мнению, это будет сигналом европейцам, что надо быть готовыми к ответным санкциям.
«Например, 30% нашего газа запретите, так мы вам 100% перекроем, чтобы усугубить ситуацию и опять сесть за стол переговоров», — предположил он.
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что в числе ответных мер России на санкции скорее могут быть не нефть и газ, а металлы.
«Думаю, никель не случайно пошел на такие высоты. Есть риски по всем металлам. Мы идем на такие цены, которые не то что не прогнозировались, но даже никогда не фантазировались», — подчеркнул он.
Дефицит некоторых металлов, по его мнению, это более жесткая ситуация, чем дефицит технологий, так как технологии можно наладить, но без ресурсов ничего нельзя сделать. Он отмечает, что первые тревожные звоночки из Европы уже идут.
«Европейцы начали обсуждать регулирование цен на электроэнергию. Еврочиновники понимают, что любое движение вправо-влево в нынешней крайне крупной ситуации — это социальный взрыв. Чтобы его не допустить — остаётся только ручное управление, регулирование во всех этих сферах», — сказал эксперт.
Сергей Пикин также надеется, что отказа Европы от российского газа не будет, тем более что это признали в том числе главы ведущих европейских государств. Это, по его мнению, способствовало также и успокоению рынка. Пока европейцы говорят о планах по замещению российского газа.
Игорь Юшков отмечает, что сейчас проведение специальной военной операции на Украине никак не влияет на поставки газа и выполнение контрактов как Россией, так и Украиной как страной-транзитёром. Более того, транзит увеличился с 50 до 109 млн кубов в сутки и даже загружается газопровод «Ямал-Европа» (в Польшу через Беларусь).
Возможные провокации на украинской ГТС чреваты в больше степени последствиями для Европы, считает Сергей Пикин.
«Европа всё больше подходит к нулю. Конечно, на ноль не сядет, но придет к тому, что по всей Европе на конец отопительного сезона где-то 20 млрд кубов останется в лучшем случае, а может и того меньше», — сказал он.
По его словам, чем напряжённее ситуация на газовом рынке, тем выше цена. Аварии или другие проблемы могут спровоцировать куда больший рост, чем был на рынке несколько дней назад.
Игорь Юшков резкий всплеск цен на газ, случившийся несколько дней назад, объясняет обычной паникой на бирже.
«В тот день США принимали санкции против российской нефти и нефтепродуктов. Евросоюз с утра также заявил, что готовит свой пакет, но, что в этом пакете, не рассказал. В итоге мы увидели панику на бирже — нефть росла, газовые фьючерсы на бирже дорожали. К вечеру, когда европейские чиновники заявили, что новый пакет не подразумевает отказ от российского газа, цены начали снижаться», — пояснил он.
Сейчас на рынке отмечается откат, хотя, по словам эксперта, газ в Европе по-прежнему остается дорогим.
Как добавил Сергей Пикин, высокие цены в тот день были не только по фьючерсам, но и на споте, «рынок был очень нервным». Эта ситуация оказывает серьезное влияние на промышленность Европы.
«О судьбе заводов, которые перерабатывают газ, говорить уже бесполезно, наверное, с сентября прошлого года, потому что ситуация только ухудшается. Они ходячие трупы, если вообще ходячие», — констатировал он.
Кроме того, страдают металлургические предприятия, которые также используют газ, однако наиболее радикальное влияние ситуация оказывает на жилищно-коммунальную сферу. Как заметил эксперт, газ, особенно зимой, это основа топливного баланса.
«Европейцы живут не с централизованной системой отопления, а с газовыми котлами. За счет промышленности, разных контрактов, ограничений по цене газа в некоторых странах Европы цена не полностью транслируется на население, но счета за газ, за электроэнергию безусловно росли и вырастут», — считает эксперт.
По его мнению, наиболее показательна будет статистика за март месяц по инфляции в Европе. Он пояснил, что по прогнозам она была около 5%, но в марте инфляционные процессы вероятно будут более высокими. Это связано в том числе и с подорожанием вслед за газом электроэнергии, так как ветровая нагрузка снизилась, а значит уменьшилась выработка данного вида энергии.
«И это на фоне подорожания металлов, продовольствия. Все, куда не глянь, все дорожает: от древесины до пшеницы, от никеля до газа, от бензина и так далее. Что-то в 3−4 раза, что-то на десятки процентов», — резюмировал Сергей Пикин.
Эксперт считает, что такая ситуация опасна и для Европы, и для мира, так как послепандемийный рост очень шаткий и есть риск стагфляции, когда падение экономики сочетается с высокой инфляцией.
Будущего у проекта «Северный поток -2» в нынешней его версии Сергей Пикин не видит. По его словам, оно связано с изменением юридической конструкции.
«В любом случае компания Nord Stream 2 как оператор вряд ли выйдет из-под санкций. Американцы так быстро санкции не отменяют, обычно на это уходят десятилетия. Поэтому как компания она уже не жилец, не может функционировать, соответственно, только изменение статуса трубы поможет в будущем как-то ее запустить. Это должно быть другое юридическое лицо, что может быть получено либо путем продажи этого актива, либо в результате банкротства. По всей видимости, это компания не должна быть аффилирована с „Газпромом“, с Россией. Возможно, это будут какие-то европейские фонды», — полагает он.
Однако даже такая конструкция, по его мнению, видится как негарантированная. В свою очередь Игорь Юшков напомнил, что санкции против «Северного потока-2» Евросоюз, в отличие от США, так и не ввел, проект лишь остановлен с помощью бюрократической уловки.
«Формально, если они хотят его запустить, не надо будет убирать причины санкций, потому что он не в санкционных списках», — считает он, добавив, что если это и произойдёт, то не скоро.
Сергей Пикин считает проект «Северный поток -2» «троянским конем» и супервыгодным проектом.
«Если бы не было „Северного потока-2“, его стоило бы придумать. Это такой „Троянский конь“ на газовом рынке. Долгие мытания с окончанием его строительства привели к тому, что, начиная с лета прошлого года, „Северный поток-2“ давал дополнительную маржинальность поставкам газа и ценам на газ в Европе», — заявил он.
По оценке эксперта, это примерно долларов 250−350 дополнительно при продаже газа в Европу. Исходя из тех объемов, которые были переданы, эта маржинальность позволила заработать на отсутствии «Северного потока-2» больше, чем было вложено инвестиций российской стороной.
«В целом с финансовой точки зрения он окупился», — уверен Сергей Пикин.
Источник